Вопрос Мастеру

Каково отношение Виктора Сергеевича к бандхам, какое место они занимают в его методике, насколько вообще они в ней применимы, и если применимы - то в каком месте, каковы критерии готовности практикующего к ним.
Интересно также узнать, (если это возможно, конечно) - какое место бандхи занимают в личной практике Виктора Сергеевича.

ВСБ: Вопрос о бандхах не простой. Поскольку эти приёмы входят в область Тантры, то я вникал в них минимально - в пределах видимой целесообразности.
В свое время я остановился в своей практике на следующем: Мула, Уддиана и Джаландхара бандхи, Наули и Агнисара крия. Выполняю я их более или менее систематически, Джаландхару - по ходу практики асан, а Мула - отдельно, иногда - в
полном дыхании. Наули и Агнисару - ежедневно, последнюю - восемь циклов, примерно по сотне движений брюшной стенки на выдохе. Все бандхи одновременно в асанах, равно как и задержки дыхания, никогда не делаю и не делал за отсутствием понятной ДЛЯ СЕБЯ необходимости в этом.
Критерии готовности к освоению бандх? Джаландхара начинает осваиваться автоматом, хотим мы того или нет, в Сарвангасане и Халасане. Уддиану я бы рекомендовал к освоению как минимум после года занятий и если нет острых проблем с потрохами.
А вот Мула - отдельная песня. Я считаю, что ее рентабельно осваивать года через три качественной практики - начиная с управления мышцами тазового дна. Лично у меня на ее ФИЗИЧЕСКОЕ освоение с соответствующими ментальными эффектами ушло года два. И дальше чем использование ее как средства мощной релаксации сознания я не пошел. И считаю, что это лишнее, чересчур сложно и опасно. И уже ПОСЛЕ освоения, когда она, что называется от “зубов отскакивала”, я начал сочетать ее с полным дыханием. И по сию пору считаю, что обращаться к технике Мула-бандхи нужно исключительно при наличии прямых показаний и проблемах с органами тазового дна.