М.К. - получение мантры от Свами Мукиананды и ее практика

Ниже описан процесс получения мною, М.К., мантры у Свами Муктананды

1. Инициация.

Проходила в чайной комнатке в зале на Большом Каретном. На подушках сидит "Мастер", к нему по-одному заходят те, кто желает получить мантру и прошел курс подготовки (под руководством Натальи П.).

Вы садитесь лицом к лицу, кладете в правую ладонь четки (обычные индийские четки, 108 бусин растения руд-ракша. каждая бусина- круглое семячко, состоит из 5-ти долек. В любой палатке в Ришикеше, Индия, можно такие купить). Свами произносит Вашу мантру (на первом этапе у большинства была одна и та же биджья-мантра Ганеши "Гам"). Вы её повторяете. И так несколько раз.

Затем происходит медитация: Вы садитесь поудобнее, закрываете глаза и полном молчании сидите 5 - 10 минут. В это время могут наблюдаться самые разные ощущения: кто-то испытывает жар во всем теле, у кого-то кружится голова. Лично я не испытал чего-то особенного (я сидел в позе вирасана, на подушке), только едва уловимое ощущение где-то в глубине, в области пупка. Может, это был просто эффект от асаны... С сознанием ничего особенного не происходило. Разве что была какая-то неосознанная установка, ожидание того, что должно произойти нечто особенное, необычное (почти чудесное), но ничего не произошло. На этом инициация заканчивалась и Вы уходили из чайной комнаты в зал, чтобы попробовать начать практиковать мантру. Кстати, дата иницииации выбиралась таким образом, чтобы это было утро после полнолуния. (Муктананда утверждал, что в полнолуние действие мантр и прочих энергий усиливается).

Отдельно стоит рассказать про подготовку к инициации.

Курс подготовки включал в себя пятидневное, примерно по три-четыре часа в день занятия в зале. Большая часть занятий заключалась в суставной гимнастике (растяжки, вращения руками и т.д. типа физкультуры) и дыхательных практиках (они были взяты Натальей . из книги Свами Рамы "Yoga - The Way of Fire and Light").

Наиболее распространенные были - это упражнение 61 точка (аналог Йога-нидры) и Ситали-карани (внимание должно пробегать вдоль тела от ступней до макушки 5 раз. Потом от лодыжек до макушки, тоже раз 5, потом от колен и т.д. Пробегание внимания синхронизировалось с дыханием. На вдохе - вы пробегаете снизу вверх, на выдохе - сверху вниз. Все упражнение длится около 20 минут.). В качестве погдготовки к занятиям все делали упражнение "Диафрагмальное дыхание", которому Свами Рама также уделяет внимание в этой книге. Оно заключается в следующем: вы ложитесь на живот, руки переплетаются и кладутся под голову, ноги в стороны, и в таком положении необходимо просто лежать, спокойно дышать,

не вмешиваясь в дыхательный ритм, минут 15-20.

2. Практика мантр.

Практиковать рекомендовалось по утру, лицом на восток, сидя на шерстяной подкладке. Сама практика заключалась в следующем: в правую руку, между средним и безымянным пальцем продевались четки. Средним пальцем необходимо было перебирать сами шарики четок определенным образом и с такой скоростью, чтобы при перебирании успевать мысленно проговаривать мантру ("ГАМ"). Свами говорил, что при проговаривании мантра может звучать где угодно (в любой части тела).

У меня мантра звучала когда как: могла между бровями, могла в области затылка, могла в области макушки. Сознательно заставить звучать ее в каком-то месте было невозможно. Бывали дни, когда во время мысленного проговаривания было ощущение, словно во рту каша и ты пытаешься проговорить с этой кашей. На четках всего 108 шариков - это 1 "мала". Таких мал было необходимо сделать 4500 тысячи, чтобы мантра "заработала", активизировалась. Рекомендовано было в среднем делать по 15-20 мал в день. На это могло уйти от 15 до 30 минут, время сугубо индивидуальное. В моем случае получалось так: первые два-три дня я мог сделать по 15 мал в день, после чего в теле начинал накапливаться самый настоящий жар - какое-то странное возбуждение, мешавшее уснуть даже после интенсивных физических нагрузок. Мне было рекомендовано сократить количество мал до 5-3 в день. Опытном путем удалось обнаружить, что более-менее безвредно выполнять 1-2 малы в день. (Например, если я делал по 3 малы каждый день, то уже где-то через три-четыре дня такой практики начинались самые настоящия судороги лица, опять же от переносицы, т.е. как будто что-то быстрее накапливалось в теле и не усваивалось...).

Сама практика давала весьма интересный эффект - после окончания повторения мантр сознание становилось достаточно ясным, мыслить было легко и быстро. Тело приобретало легкость. Где-то от живота до груди чувствовалось как будто движение тепла вверх. (На этот счет Наташа П. говорила, что это нормально, и значит мантра работает). Если после практики мантр попробовать делать шавасану или Йога-нидру то в теле будет четко ощущаться жар, идущий от живота и растекающийся по конечностям.

В то же время иногда возникали трудности со сном, засыпанием. Часто бывало такое, что с утра подскакиваешь от непонятного возбуждения и больше не можешь уснуть. Иногда давало о себе знать либидо. Его приходилось разгружать интенсивными физ. нагрузками. Весь этот процесс протекал в достаточно нервозной обстановке дома.

Спустя где-то полтора месяца такой практики (по 1-2 малы в день) появились вначале смутные судороги в области переносицы, едва-едва заметные. Тогда я еще не придавал им никакого значения. Когда я обратился за комментариями к Муктананде, он заявил, что это "выходит грязь". Немного успокоившись этим объяснением, я продолжил. Где-то на 2м-3м месяце у меня во время шавасаны, при занятиях йогой, стали иногда возникать судороги в руках, а иногда и в ногах. Время шло, но "грязь" так и не выходила...

Так продолжалось где-то год. Все это время судороги продолжались и практически не прекращались, но и не усиливались. И вот в мае этого года обнаруживается, что у большинства, кто практиковал эту мантру были проблемы со здоровьем! :((( На этом с мантрами было покончено. От них остались только воспоминания и судороги (иногда) во время шавасаны после асан.

О Наталье П.

Вначале своей йогической деятельности Наташа преподавала йогу по классической схеме. Потом, как я узнал позже, она несколько раз посещала ашрам йоги Свами Рамы в Ришикеше и какое-то время занималась по их программе (частично описанной в книге Свами Рамы The Path of Fire and Light) медитаций, даже получила инициацию в мантру (которая по её мнению не работала). Там же в Ашраме она познакомилась с Муктанандой и решила пригласить его в Москву, для проведения семинаров по "Мантра-йоге". Большей частью эти семинары представляли собой попытки практиковать некоторые упражнения на дыхание и суставную гимнастику, теоретическая часть была представлена очень слабо и неясно, никакой системы.

С экономической точки зрения семинары ставили целью поддержать существование Свами Муктананды в Москве (все-таки жизнь у нас недешевая :)

Свами поселился у Наташи дома и так они прожили около 1,5 лет, за время которых проводили у себя встречи с остальными учениками (это были, как правило, те, кто уже получил мантры). Меня тоже пригласили на одну из таких встреч - это напоминало самую настоящую секту (вокруг "учителя" собирались восторженные ученики, с нездоровым блеском в глазах). Одного раза было достаточно, чтобы отбить все желание посещать эти "встречи". Встречались там и нормальные люди (как правило в меньшинстве :).

Дальше больше - кто получил первую мантру и выполнил её, получал вторую и т.д. В конце дошло

до того, что некоторые "особо продвинутые" стали получать духовные имена (сама Наташа получила имя "Ума", т.е. сила сострадания). На тему сектанства мы ней никогда не говорили, потому что все, связанное со Свами, было окружено особым почтением.

Когда денег на содержание свами начинало не хватать - они устраивали очередной семинар. Например, семинар по индийскому (как бы йоговскому) питанию. Готовили там достаточно хорошо, Свами показал себя как хороший кулинар. Толку, правда, и от этих семинаров было маловато, т.к. никаких конкретных рецептов не давалось, все примерно на глаз (на глаз самого Муктананды).

В конце концов Наташа стала понимать (на это потребовалось, к сожалению, достаточно много времени), что Свами - не тот человек, у которого стоит учиться и он переехал жить к другой своей ученице.

Кстати, у Муктананды было столько проблем со здоровьем: лишний вес, одышка, проблемы с давлением - что дома у Наташи был целый чемодан лекарств для Свами. Сам он утверждал, что выполнил за год программу мантр, расчитанную на 5 лет, и тем самым подорвал здоровье...
 

разные виды йоги
прочее

 

Смотрите все отчёты по йога-терапии