Не думаю, что всё так просто и однозначно.
На первый взгляд - да: "Очевидно, что он преподавал разные темы разным людям разными способами в разное время". (1)
Но вы посмотрите на объём изучаемого материала! По нескольку лет на сутры, на комментарии, на тексты по хатха-йоге, веды, упанишады, etc... Понятно, что каждый из учеников взял столько, сколько смог унести. Если Айенгар проучился у него всего 3 года в майсурской йогашале, научившись делать позы с использованием пропсов, так он и до сих пор пишет
собственные толкования сутр. Что в них от учения его гуру? Кришнамачарья свою школу не создавал, сертификатов ученикам не выдавал. Благословлял - было дело. Ну так и ВСБ нас всех благословил своим знанием, а дальше - своей колеёй...
На другом хотелось бы акцентировать внимание.
Западному уму хочется ясности и утилитарного применения йоги. На это направлена и деятельность "
Центра классической йоги и йогатерапии". И это правильно для нашего больного общества.
Технология работает на множестве людей - значит, она правильная. Виктор Сергеевич об этом хорошо
написал. Кто-то потом вырастает из этих рамок и начинает открывать для себя в йоге философию. Начинается "йога не для всех"...
А на Востоке йога сразу - и искусство, и терапия, и философия. (2) И кто возьмётся разделить этот сплав на составляющие? Где разделение между
виньясой в йоге и в музыке? (3) Как можно "подделать" йогу, если видеть в ней не технику, а поэзию? Да там из йоги ткут цветастый узорчатый ковёр, и каждый - на свой лад. Просто удивительно, как суть технологии до наших дней дожила...
Ну а Кришнамачарья - многогранный талант (4) и, имхо, великий импровизатор, фальсификатор, проститутка, релятивист в йоге - кто как видит...
По-моему, ответственность должен нести каждый сам за себя, в т.ч. и Рамасвами - за своё в
идение йоги после стольких лет обучения у этого гуру.
[spoiler="Цитаты взяты из
книги Рамасвами"]
(1) It is clear that he taught different subjects to different people differently at different times.
(2) Yoga: An Art, A Therapy, A Philosophy
(3) The word vinyása is used to indicate an art form of practice. This word is used in several arts, especially in South Indian Carnatic music, a fully evolved classical music system.
(4) MY GURU úRÅ KRISHNAMACHARYA WAS like a many-faceted diamond, each side brilliant in its way. Different individuals saw different sides of him
in different ways and took whatever appealed to him or her.
[/spoiler]