А.Е. апрель 2010

Заниматься собой я начала примерно в 1998-99 годах и сначала это был цигун, тогда с удивлением обнаружила что дыхание влияет на эмоциональное состояние и бросила курить. Были и другие положительные моменты, но что-то в цигуне не хватало, захотелось нового.

Я начала поиск и изучение разных практик и их школ в Москве, йога привлекла сразу большим количеством печатных изданий, разными направлениями и уже работающими несколько лет центрами. Центр Б.К.С.Айенгара на улице Пятницкой подошёл мне широким расписанием и выбором преподователей.

Начала заниматься там и постепенно стала посещать Центр достаточно часто, иногда до четырех раз в неделю, постепенно сложилось мнение о всех тамошних инструкторах, в зависимости от настроя и возможности я ходила к разным.

Дома занималась редко, хотелось чаще бывать в группах поскольку там были преподаватели, которые отслеживали фактически ВСЕ аспекты практики: асаны, выполняемые группой, время выдержки, последовательность. Занимающийся в группе автоматически освобождался от этих вопросов и смещал акцент на «выравнивание», «вытяжение», «выстраивание» и непрерывную корректировку асан, к которой призывали преподователи. Сначала казалось - скоро настнет день, когда я сделаю любую асану в ее наилучшем варианте. Но постепенно ожидания эти увяли, при постоянных корректировках невозможно было удовлетвориться ЛЮБЫМ результатом, стало понятно что совершенству нет предела, хотя к достижению его нас побуждали постоянно.

При личной практике сохранить такую же интенсивность и темп занятий, как в группе, не получалось. Отсюда следовал вывод: если самостоятельно идёт хуже, то делать не стоит, легче пойти в группу. И, несмотря на призывы некоторых инструкторов о том, что надо заниматься также и самостоятельно, всё равно тянуло в классы. Только через много лет я поняла всю бессмысленность этого подхода, но тогда думала: чем чаще буду заниматься в группе, тем качественней станет результат.

Часто среди учеников обсуждалась тема выстраивания инструктором занятия, выбор последовательности асан и пропсов, используемых при выполнении. Чем интереснее, на наш взгляд, была последовательность, чем сложнее было выполнить данный вариант асаны со всевозможными пропсами, тем выше считалось мастерство преподователя. Оценивалось «раскрытие» тела, освобождение его от «блоков», именно в последовательности и примененных пропсах видели причину тех или иных физических изменений.

Очень хорошо запомнилась освоение Ширшасаны с кирпичом, зажатым между стопами и двумя ремнями на бёдрах и лодыжках, что, якобы, должно было способствовать лучшему вытяжению ног и позвоночника. Была ещё Баддха Конасана с тяжеленными «блинами» от штанги на коленях, ожидалось что под их воздействием тазобедренные суставы быстрее «раскроются» и колени лягут на пол. Я так и не видела ни одного, практикующего такое исполнение позы, с коленями на полу.

Впоследствии все эти подробности потеряли свою важность, особенно при занятиях в группе. Тело человека индивидуально и неповторимо, у каждого своя личная реакция, ответ тела и сознания на ту или иную асану. Не бывает так что ВСЕМ в группе подходит один и тот же комплекс, да ещё и одинаковое время выдержки (считалось, что чем дольше выдерживаешь позу, тем лучше, редко кто выходил из нее раньше чем преподаватель давал команду, чаще предлагалось заканчивать позу когда основная масса занимающихся была на последнем издыхании).

Возможность воздействия йоги на сознание – ее особая черта, отличие от гимнастики и фитнеса, появляется такое воздействие только при учёте индивидуальных характеристик занимающегося. Что интересно, о сознании речь в школе Айенгара никогда не шла, говорилось только о некой гармонизации психоэмоционального состояния.

Несмотря на то что подход этот никогда не давал удовлетворения собственной практикой и её результатами, я отмечала для себя какие-то позитивные моменты. Когда переехала жить в центр, сон поначалу заметно ухудшился, а эти занятия его востановили (на самом деле я стала больше уставать, а сон востанавливал). Я много и часто путешествовала, были дальние перелеты и практика, казалось, помогала (одна я в группе выполняла в основном пассивные варианты поз, поэтому и не перегружалась). В какой-то момент пришло осознание факта, что йога плотно вошла в мою жизнь и всё с ней связанное мне очень интересно.

В то время занятия в центре становились все популярнее, и руководство приняло решение открыть преподавательский курс, я решила попробовать себя в нем, чтобы продвинуть личную практику. Курсы были двухгодичными, право на поступление туда имели только люди, отзанимавшиеся НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ЛЕТ, при подтверждении этого факта конкретным сертифицированным преподователем Айенгар-йоги. К тому времени в школах и центрах Айенгара по всему миру была принята единая система оценки инструкторов и повышения ими своего уровня. Причем, если инструктор останавливался в совем «развитии» и на протяжении двух лет не повышал квалификацию, то сначала ему предстояло подтвердить серитфикат имеющийся и только потом сдавать экзамен на более высокий. И все это – на платной основе, вот такой своеобразный карьерный рост. В 2005 я сдала экзамен на базовый первый уровень.

Хочется отметить что и на учительском курсе речи воздействии йоги на сознание не было, говорилось исключительно о физическом аспекте, и весьма неявно о влиянии практики на психоэмоциональное сосотояние. Запомнилось что подробно разбиралась Шавасана и её воздействие, говорили, что любое занятие обязательно должно заканчиваться ею и длительность ее должна составлять 15-20 минут. Я не понимаю почему получалось так что впоследствии многии «экономили» на ней, часто не понимая всю важность и необходимость завершающего расслабления. О Шавасане в начале или середине занятия речи вообще не было.

Подробно разбирались позы, основное внимание уделялось тому, как их можно и как нельзя компоновать. Бесконечно вдалбливали что и куда вытягивать, закручивать, втягивать, куда и где «заворачивать» мышцы, кожу, как «раскрывать» суставы, все это тщательно конспектировалось. Все ученики штудировали «Йога-дипику» Айенгара, особенно принципы ямы и ниямы. Плюс обучение активному использованию пропсов, количество которых часто доходило до абсурда. Личная практика моя не прогрессировала. Я, например, не могла делать Пинча Маюрасану (стойка на предплечьях) без стены, это казалось необходимым и важным.

Преподование в центре разбивали по неделям на виды асан, в первую неделю месяца мы изучали позы стоя, вторую - наклоны вперёд и скручивания, третью - прогибы назад, четвертую – восстанавливающие позы, и что интересно, дома меня всегда тянуло делать исключительно восстанавливающие. Теперь совершенно очевидно - почему. На занятиях по Айенгар-йоге тело сильно перегружалось временем выдержки и формой, а голова - постоянным конторолем: хорошо ли прижата пятка задней ноги, полностью ли развернута грудная клетка, вытянуты ли бока? И так без конца, я хорошо знала «теорию» и потому не давала себе послаблений, но когда занималась одна, то делала только восстанавливающие позы и по настроению перевёрнутые.

Перевёрнутые – вообще отдельная тема. Их надо было обязательно выполнять в конце каждого урока (освобождались только дамы на время критических дней), остальные все делали Сарвангасану, а в начальных двух неделях ещё Ширшасану. Она реально была лишней, так как в любой группе больше половины людей были к этому не готовы, но всё равно пытались, у них краснели лица, синели руки, но они кое как стояли. Никому не хотелось чувствовать себя аутсайдером, ведь польза перевёрнутых, как сказано в «Йога-диаике», для ВСЕХ должна быть очевидной.

О травмах мало кто заговаривал, чаще люди просто переставали ходить в группу, тихо исчезали. Уверена, что все мои тогдашние успехи в Айенгар-йоге можно отнести к природной выносливости, хорошему здоровью и молодости, несмотря на все свое усердие в итоге я легко отделалась.

В 2006 я начала преподавать, опять же наивно полагая что это поспособствует прогрессу в занятиях личных. Как заработок это не рассматривалось, у меня была возможность не думать о деньгах и заниматься тем что интересно и в таком обьёме, который не приносил усталости. Но, втягиваясь в преподавание, я отметила что после проведенных подряд двух уроков чувствую себя некомфортно, возникала заметная усталость. Всегда хотелось дать занимающимся что-то новенькое, интересное, и потому на занятиях я им постоянно что-то рассказывала (о пользе асан, особенностях выполнения), показывала и поправляла, короче занимала себя и группу по полной программе. Потому и уставала что хотела дать ученикам то, чего у самой не было, помочь разобраться в том, с чем не разобралась сама.

Занимаясь в классах я всё далала превосходно, но личная практика не шла. Почему-то всегда находилось этому оправдание, типа: вот когда начну «серьезно» заниматься пранаямой все изменится… Потом решила что причина внутренней неудовлетворенности скрыта в отсутствии занятий медитацией. Короче - заморачивалась. И что удивительно при всех этих заморочках так и не пришла к естественному выводу что в системе Айенгар-йоги неверно расставлены акценты, а о многих необходимых вещах вообще не упоминается. В свое оправдание могу только сказать, что такая практика радикально засоряет голову и меняет тело не в лучшую сторону.

Это особенно замечалось по особям женского пола, серьезно настроенным и скрупулезно выполняющим все рекомендации. Поскольку постоянно звучало требование втянть копчик, крестец и тазовое дно в перевернутых (и прочих) позах, многие следовали этому беспрекословно. От этого таз становился жестким, выпрямлялся поясничный отдел позвоночника, пропадала талия и вообще эта часть тела начинала походить на мужскую, а фигуры становились похожими друг на друга. Некоторые, с головой ушедшие в постоянную практику по Айенгару, начинали заметно прибавлять или терять в весе. Было много таких, постоянно перегружающихся, гормональный фон у них менялся так что зачастую даже коррекция питания не меняла картину.

Поскольку практика не эффективна когда голова забита бесконечными «важностями» и «особенностями», я паралельно посещала все возможные семинары и занятия, не пропуская ни одного учителя, приезжающего в Москву. Посетила занятия Стефани Квирк, Лойс Штайнберг, Габриэллы Джубилляро, к ней я ездила и в Италию, там же занималась у Мэри Данн. Она была дочерью людей которые организовали первый приезд Б.К.С.Айенгара в Нью Йорк, основала Институт Айенгар-йоги в Нью-Йорке и преподавала там. В 2008 Мэри умерла от рака и сейчас в США есть фонд, названный её именем. Также я была на семинарах наших главных специалистов - Елены Ульмасбаевой, Сергея Угрюмова, Инны Машьяновой и других.

После этих семинаров всегда оставалась дикая усталость, и о самостоятельной практике у меня не возникало и мысли на протяжении минимум 2-3 недель. При этом нельзя назвать меня слабым человеком, всегда отмечала свою выносливость, в школе занималась в сразу в нескольких спортивных секциях и вообще по природе была подвижной и здоровой. И, по идее, такие познавательные занятия с признанными учителями должны были ДАВАТЬ силы и хорошее настроение. На самом же деле то, ЧЕМ я занималась эти силы и настроение явно отбирало. Причём признаваться себе в этом не хотелось и не было альтернативы (её я пыталась найти в Аштанге, «кругах» Сидерского и «кундалини-йоге, но бесполезно).

И ещё один странный момент: каждый раз после знакомства с очередным учителем, вновь приехавшим из Пуны либо откуда-то еще, в исполнении поз появлялись все новые особенности и нововведения, которые всегда противоречили уже существующим. Все это преподносилось как развитие или «эволюция стиля». Например, в «стоячих» асанах прежде сцеплялись большие пальцы рук над головой и надо было за ними тянуться (в Вирабхадрасане-1, подготовке к другим позам), потом вдруг выяснилось что это плохая привычка, нет равномерного вытяжения позвоночника, поступила команда пальцы не сцеплять. И таких примеров полно, они показывают отсутствие окончательного и единственно верного варианта исполнения каждой в отдельности асаны для ВСЕХ занимающихся на все времена! И дезавуируют метод, поскольку он на этом основан. Прописано ведь всё, от начала входа в асану, пребывания в ней с контролем конкретных частей тела, мышц, суставов, даже движения кожи, до выхода из неё после предписанного времени пребывания (о сознании вообще никогда не упоминается).

А на уроках требовали именно ТАКОГО выполнения, как учили в Пуне, как написано в «Йога Дипике» БКС Айенгара, со всеми нюансами.

Черту под моим преподаванием в этом стиле подвела в апреле 2009 конференция Б.К.С. Айенгара. Дело в том что он вёл занятия лично, демонстрантами же были его родственники, прибывшие с ним и всему учившиеся у него самого, а также наши учителя, обладатели самых высоких сертификатов Seniorи Junior-2 - Елена Ульмасбаева, Сергей Михайлов (Санкт-Петербург), Мария Шифферс (студия Айенгар-йоги на Арбате) и другие. Несмотря на весь их огромный опыт преподавания Айенгар был явно раздражен тем, что и как они показывали и говорили. Было видно что он недоволен техникой своих последователей, занимающихся в его Школе десятки лет и учившихся у НЕГО лично. Собой же он доволен абсолютно, особенно когда рассказывал о СВОЕЙ практике и СВОИХ ощущениях, типа какую гуну он чувствует в каком пальце задней стопы в позе Уттхита Триконасана. Мне было стыдно слушать ЧТО и КАК он говорил в адрес людей у которых я занималась, к мнению которых прислушивалась, а те, в свою очередь и не думали вступать с ним в дискуссию.

Отчётливо осознавая, что не желаю больше такой практики и таких эмоций, не хочу быть похожей на этого человека, больше туда я не пришла.

В это же время я прочла книгу ВСБ «Йога-искусство коммуникации», которая расставила всё по местам! В моей голове, наконец-то, информация сложилась как пазл, все мысли и догадки, приходившие на ум в последние годы, получили своё обьяснение, всё стало ясным. Я не могу понять: почему в школе Айенгара никто не говорил об этом? Почему люди, изучающие йогу, не понимают таких элементарных вещей? Как можно заниматься (правда, тем, что они НАЗЫВАЮТ йогой) десятилетиями и не прийти к выводам, изложенным ВСБ? Теперь я понимаю, что кому-то это невыгодно, а кто-то, извините за резкость, не способен на истинное понимание. Не мне судить, каждый выбирает сам.

В погоне за коммерческим успехом многие вообще перестали заботиться о том, ЧТО они дают людям, раз те берут, значит им это надо, раз надо - значит будем продавать. Кто-то реально верит в успех такого подхода. Я тоже верила. Мне повезло, из занимающихся со мной кажется никто не пострадал серьезно. Сама я тоже не нажила травм благодаря хорошему здоровью. Но в самом начале занятий Айенгар-його у меня на четыре месяца прекратился цикл из-за постоянной практики перевёрнутых поз, и доктора не могли найти причину, потом я, к счастью, узнала что во время этого периода женщинам данные позы запрещены. Но я знаю огромное количество людей с травмированными шеями, протрузиями и грыжами в позвоночнике, постоянными болями в пояснице и сильно травмированными коленями. Причина только в том что данная практика была губительна для них, и что интересно далеко не все готовы это признать!

Зато мои личные занятия изменились радикально. Главное, пропало ощущение, что я ДОЛЖНА заниматься, мне искренне захотелось самостоятельно выполнять асаны (не только позы сидя и лёжа), практика не надоедала. Мне больше не надо каждый раз продумывать какие позы и в какой последовательности делать сегодня и сколько на это потратить времени, а потом ещё и выполнять всё это несмотря на явное нежелание ума и усталость тела.

Я пошла заниматься в школу ВСБ, к А.Сергееву. Всё здесь устроено так чтобы занимающийся развивался самостоятельно, с аккуратной помощью и поддержкой. Здесь подробно вникают в исходное психофизическое состояние каждого, а впоследствии и в ход его практики. Советуют посещать занятия в группе не чаще раза в неделю, остальное время заниматься самим. Стало очевидно, что ТАК и должно быть.

И до этого я была достаточно гибкой, но при такой практике пошёл ещё больший прирост гибкости. При смене стиля занятий эмоциональное состояние вначале изменилось не в лучшую сторону, появилась странная раздражительность, неприятные сны. Возможно это сказывались годы насилия над телом в асанах, постоянный контроль. Думаю, этот процесс отмашки маятника ещё не закончен, хотя раздражительность давно исчезла.

Всё в практике стало происходить спонтанно, в нужное время и без напряжения, больше нет бесконечного вытягивания, удлиннения, выравнивания, тело само встаёт в нужную форму, голова отдыхает. Именно такая йога даёт ВОЗМОЖНОСТЬ личностного развития, приводит к пониманию иных аспектов жизни, уверена что это один из способов достичь необходимой гармонии души и тела. Это – йога для меня.

Сейчас позади всего лишь год занятий со снятием ненужного контроля и торможением сознания. Вспоминая прежние годы пребывания в системе Айенгар-йоги мне хочется чтобы как можно больше людей узнало о том, ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО является йогой.

Спасибо ВСБ за его книги, великолепный Интернет-ресурс и мою личную практику. Теперь я видела множество людей, которым регулярная практика помогла избавиться от недугов, а не вызвала их. Спасибо за обретенную уверенность в том что йога - РЕАЛЬНЫЙ инструмент, а не чья-то досужая выдумка.

Апрель 2010

разные виды йоги

 

Смотрите все отчёты по йога-терапии