Зачем мы это делаем: абдоминальные техники

Статья Владимира Гончара - преподавателя Школы

 

Однажды ко мне обратился знакомый с просьбой обучить его йогической технике наули (круговое движение прямой мышцей живота в горизонтальной плоскости). На вопрос, зачем ему это, объяснил, что в оздоровительных целях проходит курс даосских практик, и по программе владение наули необходимо для умения обособленно управлять мышцами тазового дна. Для непосвященных: в переводе на автомобильный язык это примерно то же, что научиться вращать руль для того, чтобы правильно накачивать колеса. Как говориться – без комментариев. Чтобы не смущать своего знакомого, я не стал углубляться в нюансы, но при этом сам глубоко задумался над вопросом, правильно ли мы иной раз понимаем цель, с которой хотим овладеть каким-то новшеством.

 

Универсальной, конечной целью йоги – несмотря на ее бесчисленные школы и направления – является выход за пределы экзистенционального бытия в трансцедентальные сферы. Проще говоря, познание божественной основы мироздания и осознание себя его неотъемлемой частью.

​В каждой школе - свои методы и способы их реализации. В числу основных традиционных (в методологическом отношении) направлений индуистской йоги относятся: карма-йога (или сева) - по существу, трудотерапия как форма служения богу и с мыслями только о нем; бхакти-йога - культивирование любви к богу посредством безусловного ему служения; кундалини-йога - нейрофизиологические провокации в отношении центральной нервной системы; хатха-йога - укрепление физического тела, чтобы оно не сгорело во время упомянутых провокаций (как вариант - формирование в слуховом аппарате особого, воздействующего на мозг внутреннего звучания); джнана-йога - накопление суммы знаний, меняющих способ восприятия; мантра-йога и янтра-йога - трансформирующие сознание безмолвная рецитация особых слогов либо созерцание специфических изображений, соответственно; классическая йога (йога Патанджали, раджа-йога) - торможение ментальной активности с целью необусловленного восприятия реальности.

Объединяющим все эти традиции является специфическое состояние сознания - мозговая активность в особом режиме, когда внимание однонаправленно и не вовлечено в мыслительный процесс. С точки зрения духовной составляющей йоги этот технических аспект практики является превалирующим. Однако, поскольку цели и задачи Школы йоги Виктора Бойка лежат в оздоровительном русле, из числа перечисленных выше направлений йоги нас больше всего интересует классическая и хатха-йога.

Основоположник йогатерапии, индийский йогин, гуру, мыслитель и талантливый ученый Свами Кувалаянанда в своей работе «Йогатерапия. Основные принципы и методы» (1963 г.) определил две ключевые составляющие оздоровительной методологии йоги – психофизиологическое и нейрофизиологическое воздействие на человеческий организм. Психофизиологический метод нашел свое отражение в одном из наиболее ранних трактатов по йоге «Йога-сутры», написанном на рубеже старой и новой эры индийским мудрецом Патанджали. Нейрофизиологический метод был сформулирован в первом дошедшем до нас трактате по хатха-йоге «Хатха-йога Прадипика», составленном последователем традиции натхов йогином Сватмарамой в XV веке.

Согласно «Хатха-йога Прадипике», упомянутая в начале статьи техника наули является одной из шести специальных очистительных процедур, объединенных термином «шаткарма» («шат» на сансктите – шесть, «карма» – действие, что-то типа шестидействия), предшествующих освоение пранаямы. Справедливости ради следует сказать, что эта же техника упомянута в менее известном трактате «Хатхаратнавали», написанном двумя веками позже мастером йоги Шринивасом, но уже в составе восьмикомпонентного набора - «аштакарма» (ашта – восемь). Существует мнение, что второй из упомянутых текстов был попросту скопирован с незначительными дополнениями и уточнениями (лично я готов в это поверить, поскольку на 90 процентов они идентичны). Но это, как говориться, уже совсем другая история.

Как указывалось выше, наули представляет собой определенные манипуляции, совершаемые прямой мышцей живота по отношению к брюшной полости, что позволяет классифицировать ее как абдоминальную технику. Ее характеристика в «Хатха-йога Прадипике» звучит весьма оптимистично: «Наули является венцом практик хатха-йоги. Она разжигает пищеварительный огонь, устраняя несварение, вялое пищеварение, недомогания, связанные с нарушением баланса дош, и дает полноценное ощущение счастливой жизни.» Слово в слово то же самое написано и в «Хатхаратнавали».

Итак, целевой областью наули является брюшная полость. В связи с тем, что эта абдоминальная техника является не единственной в своем роде, в список целесообразно также включить уддияна-бандху (также упоминается в «Хатха-йога Прадипике») и агнисара-крию (другой термин – вахнисара-дхаути, упоминается в более поздних текстах, в частности – «Гхеранда Самхите»). Несмотря на различие в технических приемах, все их объединяет один инструмент воздействия – прямая мышца живота.

Прямая мышца живота состоит из продольных, симметрично расположенных относительно средней линии туловища мышечных пучков, вертикально идущих от передней поверхности V, VI и VII реберных хрящей и мечевидного отростка грудины к лобковому симфизу (сочленение лобковых костей). Фактически она перекрывает всю область между диафрагмой и основанием таза. И, таким образом, в зону ее прямого воздействия попадают все пищеварительные органы (желудок, поджелудочная железа, печень, желчный пузырь и кишечник), селезенка (орган иммунной системы), частично мочевой пузырь, а также связанные с ними элементы нервной и кровеносной систем.

Расположенные в брюшной полости нервные узлы и окончания относятся исключительно к автономной (вегетативной) нервной системе. Ее симпатическая часть представлена отходящими от грудного и поясничного отделов спинного мозга вервями, соединяющимися на брюшной аорте в многочисленные узлы, к основным из которых относятся чревный, верхний и нижний брыжеечные сплетения (грудная и поясничные зоны), а также уходящие после разветвления аорты по подвздошным артериям в тазовую область подчревные сплетения. Сплетения, расположенные в грудной и поясничной зонах брюшной полости, участвую в иннервации органов пищеварения, а также почек, коры надпочечников и селезенки (опосредованно). ​ Исходящие нервы нижнего брыжеечного и подчревных сплетений иннервируют мочевой пузырь и половые органы. Парасимпатическая часть представлена двумя стволами черепного блуждающего нерва, иннервирующего перечисленные выше органы (кроме мочеполовой системы), а также тремя тазовыми внутренностными нервами, исходящими из крестцового отдела спинного мозга, иннервирующими кишечник и органы мочеполовой системы. Ветви парасимпатических нервов также представлены в аортальных и подчревных узлах, соответственно.

Воздействие на органы брюшной полости оказывается посредством различных манипуляций прямой мышцей живота (статическое либо динамическое втягивание или сокращения мышцы, а также смещение ее относительно оси туловища), что фактически является разновидностью самомассажа (через переднюю стенку брюшной полости). Прямому воздействию подвергаются собственно ткани органов, а также расположенные на их поверхности либо в полости стенок нервные окончания, опосредованному (через кишечник) - расположенные у задней стенки брюшной полости нервные сплетения.

С точки зрения приемов и зон воздействия на брюшную полость абдоминальные техники можно классифицировать следующим образом:

- уддияна-бандха (абдоминальный замок) – втягивание и удержание в неподвижном положении стенки живота при задержке дыхания на выдохе; воздействие оказывается на органы, расположенные в грудной и поясничной зонах брюшной полости:

- агнисара-крия (традиционная, выполняется с задержкой на выдохе) – интенсивное ритмическое движение типа «втягивание/расслабление» (своеобразное толчково-полоскательное движение) с примерным темпом одно втягивание в секунду; область воздействия – грудная и поясничная зоны брюшной полости, преимущественно ее центральная часть;

- агнисара-крия (вариант, распространенный в школе гималайской традиции) - ритмическое сокращение/расслабления нижнего фрагмента прямой мышцы живота, синхронизированные с фазами (выдох/вдох, соответственно) естественного дыхания; область воздействия - нижняя (надлобковая) зона брюшной полости; считается эффективным средством обеспечения стабильной и сбалансированной работы нервной системы;

- наули - прямолинейные либо круговые движения прямой мышцей живота при задержке на выдохе с преимущественным воздействием на поясничную зону брюшной полости; особенностью этой техники является возможность охватить боковые области полости.

Техники наули, уддияна-бандха и традиционная агнисара-крия являются действенными инструментами активизации работы пищеварительной, иммунной и эндоктинной систем. Ввиду своей довольно высокой интенсивности, а также преобладания в зонах воздействия симпатических нервов результат их применения носит весьма бодрящий характер. Первые две из перечисленных были включены Свами Кувалаянандой в качестве обязательных элементов оздоровительного курса, рассчитанного на человека со средним уровнем физического развития. Четвертая же – так называемая гималайская агнисара - дает противоположный, успокаивающий эффект. По всей видимости это можно объяснить тем, что эта техника выполняется в плавном, замедленном и размеренном темпе, в медитативной сидячей позе на фоне максимального мышечного расслабления с погружением внимания в протекающий процесс и, - как результат, - преобладающего нейрофизиологического торможения. Последнему способствует и тот факт, что участвующие в этом процессе легкие также иннервированы парасимпатическим блуждающим нервом. В школе гималайской традиции мастера Свами Рамы эта техника используется как подготовительная ступень к медитации.

В сети порой встречаются материалы, - в основном исходящие из среды представителей фитнес-йоги, - позиционирующие наули как средство «сжигания» жировой прослойки живота. На первый взгляд похоже на правду – мышца же работает. Если не принимать во внимание, что жир сжигается в условиях преобладания катаболизма – процесса метаболического распада, разложения на более простые вещества или окисления какого-либо вещества, обычно протекающий с высвобождением энергии. В противовес анаболизму — совокупности химических процессов, направленных на образование клеток и тканей. То есть жирок можно сжечь при условии значительного преобладания выделения энергии над накоплением. И для этого существую тренажерные залы. Но никак не йога (если речь идет именно о ней, а не каком-то эрзаце), в практике которой преобладает ПОКОЙ И РАВНОВЕСИЕ. Гипотетически можно попробовать крутить прямой мышцей живота часами до посинения и обморока. Но будет ли от этого хорошо тем, кто спрятался за стенкой брюшины? Гвоздь при большом желании можно забить и каблуком ботинка, но логичнее для этого использовать молоток. Не говоря об известном чудаке, пострадавшем лбом во время молитвы. Незначительная округлость живота вместо четко прорисованных кубиков (в особенности, когда тебе уже далеко за 60), если все остальное тикает согласно регламенту – не такая уж и трагедия. Впору вспомнить мудрого Карлсона: "Ведь я — умный, красивый, в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил."

И напоследок хотел бы уточнить, что приведенный выше материал носит исключительно информативный характер. Осваивать абдоминальные техники целесообразно под руководством опытных преподавателей, и только так. Всем здоровья и удачи.

 

Поставить лайк в фейсбук