В одной парадигме

Медитативная практика асан – ключевое методическое определение для занятий в формате технологии классической йоги. Работа с телом в доступном двигательном диапазоне на фоне максимальной мышечной и ментальной релаксации стала визитной карточкой школы йоги Виктора Бойко, сформировавшейся как метод и сообщество единомышленников к началу 2000-х и неоднократно подтверждавшей свою эффективность на протяжении почти 30 лет существования. Несмотря на то, что технически практика выглядит как выполнение набора поз, характерных для Хатха-йоги – продукта эпохи Средневековья, фундаментальной основой работы, тем не менее, являются определения и принципы, изложенные в тексте «Йога-сутры» Патанджали, появившемся на рубеже старой и новой эр, в котором йога была впервые изложена как практическая технология (школа, система), откуда и определение – классическая.

Часто приходится слышать высказывания, что йога в русле классического подхода – всего лишь авторское видение Бойко. До определенного момента было непросто находить убедительные контраргументы, основанные главным образом на знаниях моего учителя и, отчасти, на личном опыте. Однако не так давно мне в руки попала работа, написанная еще в начале 60-х годов прошлого столетия всемирно известным индийским йогатерапевтом Свами Кувалаянандой в соавторстве с индийским врачом-нейрохирургом С.Л. Винекаром. Речь идет о брошюре «Йогатерапия», изданной по заказу министерства здравоохранения Индии с целью популяризации йоги как альтернативной национальной системы оздоровления.

Не углубляясь в детали, постараюсь изложить суть предлагаемой системы. Йогатерапия представлена как совокупность правил, приемов и способов воздействия на психосоматику по трем основным взаимосвязанным направлениям: культивирование стабильного психоэмоционального состояния, обеспечение способности нейромышечной и нейроэндокринной систем организма противостоять стрессам и внутренним напряжениям; обеспечение стабильного функционирования и стимулирование органов пищеварения и выделения с учетом принципов здорового питания и использованием, при необходимости, соответствующих очистительных процедур. При этом подчеркивается, что йога есть инструмент именно личностной (но не социальной) трансформации.

Йога в контексте оздоровления рассматривается как синтез методов, направленных на достижение покоя ума и преодоление проблем, лежащих в психофизиологической плоскости (йога Патанджали), а также решение проблем нейрофизиологического характера (Хатха-йога). Возмущенный ум ведет к ослаблению защитных механизмов организма: любое психофизиологическое возмущение (стресс, депрессия) влияет на тонические ритмы мышц и сосудов, что, в свою очередь, приводит к разбалансировке в работе нервной, эндокринной и иммунной систем. Последовательность возникновения и развития заболевания представлена следующим образом: психологическое возмущение – функциональное нарушение – заболевание на клеточном уровне – структурные изменения. Таким образом, взаимное влияние психики и соматики является ключевым исходным положением йоги как инструмента терапии, а налаженное взаимодействие нервной, эндокринной и иммунной систем как регуляторов функций организма – ее целевой областью.

Фундаментальной характеристикой живого организма является гомеостаз (саморегуляция) – способность поддержания внутренней среды в допустимых пределах посредством скоординированных реакций, обеспечивающих динамическое равновесие психосоматической конструкции. Одним из механизмов стабилизации гомеостаза в организме и, одновременно, признаком его проявления считается тонус – состояние непрерывного возбуждения волокон и клеток вегетативной (автономной) нервной системы. В свою очередь, тонус в виде тонических реакций (рефлексов) проявляется в интерорецепторах – рецепторах, расположенных во внутренних органах и воспринимающих внутренние стимулы (например, информацию о состоянии внутренней среды организма). Тонико-интероцептивные импульсы, их влияние на организм человека – это именно то, с чем имеет дело йога. Йоговские упражнения связаны с тоническими рефлексами. Для описания совокупности этих рефлексов, проявляющихся в нервной, эндокринной и мышечный структурах, авторами вводится термин «постуральный субстрат». Именно с внутренним постуральным субстратом имеет дело йогатерапия, воздействуя на тоническую систему интероцепторов.

Поддержание в организме гомеостаза обеспечивается благодаря наследственно передаваемым (врождённым) реакциям – безусловным рефлексам, которые проявляются благодаря экстрапирамидной системе мозга. Речь идет о структурах, участвующих в управлении двигательной активностью, а также поддержании мышечного тонуса и позы, минуя пирамидную систему, которая управляет осознанной деятельностью и условными рефлексами (фазными реакциями) и является одним из поздних приобретений эволюции (имеется у живых существ, начиная с млекопитающих, а в наиболее развитом виде – у приматов и человека; поддерживает сложную и тонкую координацию движений, в том числе прямохождение).

На основании вышеизложенного авторы брошюры делают следующие выводы:

- уровень мышечного тонуса и его распространение по телу в значительной степени регулируется постуральными (позотоническими) рефлексами;

- эти постуральные рефлексы интегрируются в тело благодаря областям центральной нервной системы (ЦНТ), относящимся к структурам экстрапирамидной системы - спинному мозгу, варолиеву мосту, мозжечку, среднему мозгу и базальным ядрам (ганглиям);

- постуральные паттерны, интегрированные в тело этими структурами мозга, в эволюционном (филогенетическом и онтогенетическом) отношении являются более древними;

- в то время как животные, эволюционно стоящие ниже обезьян, могут поддерживать нормальный постуральный тонус и способны ходить при поражении ЦНТ выше таламуса, обезьяны и люди при такого рода поражениях способность ходить утрачивают, и существуют определенные атипичные позы, указывающие на то, что последние находятся в большей зависимости от полноценной активности коры головного мозга.

Следовательно:

- у любого здорового человека, при отсутствии поражения ЦНС, нарушение тонических ритмов (рефлексов) происходит главным образом в результате подавляющего воздействия на высшие центры ЦНТ, в особенности на кору головного мозга;

- в целях восстановления гармоничного функционирования тонических ритмов необходимо ослабить воздействие блокирующего характера со стороны высших центров по отношению к низшим центрам, управляющим положением тела;

- постуральные паттерны, предназначенные для обеспечения свободного функционирования нижних центров, должны быть такими, чтобы упомянутые центры оказались вне воздействия со стороны высших центров; в эволюционном смысле такие паттерны применительно к человеку могут выглядеть атипично.

Из всего вышеизложенного делается следующее заключение:

- асана предназначена главным образом для того, чтобы преодолеть нарушение тонического ритма тела и, таким образом, восстановить гармоничное функционирование всей системы в целом;

- асаны рассматриваются как определенные постуральные паттерны, в эволюционном смысле связанные с более низкими и более древними структурами ЦНС; а поскольку это так, они выглядят атипично (имитируют, в частности, зверей, птиц, рептилий, а порой и организмы на внутриутробной стадии развития);

- обращение к этим паттернам было сделано целенаправленно, чтобы в максимальной степени приблизиться к мозговым структурам более раннего периода эволюции; асаны задумывались таким образом, чтобы позволить нижним звеньям ЦНТ восстановить изначальный, сбалансированный тонус тела;

- на основании этих особенностей асану следует выполнять с минимальной степенью усилия, удерживая ее в расслабленном состоянии; для этого из позы необходимо убрать ум, переключив его на что-то другое, предпочтительно – как рекомендует Патанджали - сосредоточив его на бесконечности либо - как альтернативный метод - культивировать образ «природы океана»; такой подход позволит не только расслабить тело и ум, но и будет способствовать преодолению восприятия себя как индивидуальной личности.

Для более глубокого расслабления и достижения оптимального мышечного тонуса в асане рекомендуется привязывать внимание к движению вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на выходе из ноздрей, и когда дыхание стабилизируется, сделать его чуть глубже и ритмичнее.

Для достижения необходимого терапевтического эффекта Свами Кувалаянанда рекомендует использовать, наряду с асанами, бандхи и мудры (нейромышечные замки, в значительной степени повышающие внутриполостное давление и, таким образом, оказывающие непосредственное воздействие на тонус внутренних органов, работу желез, в том числе эндокринных, а также жизненно важные нервные сплетения), дыхательные техники успокаивающего характера, а также набор гигиенических очистительных процедур. Любопытно, что к мудрам Свами Кувалаянанда относит и перевернутые позы – Випарита-Карани, Сиршасану и Сарвангасану. Согласно предложенной классификации, асаны подразделяются на неактивные, обычно использующиеся для отдыха или сна, с минимальным мышечным усилием (Шавасана, Макарасана, Адвасана и т.п.), и активные, удерживаемые посредством комплексного мышечного усилия. Последние, в свою очередь, делятся на статические (полностью неподвижные, как правило – медитативные) и динамические (предполагающие несколько фаз исполнения: исходное положение, переход к конечной форме и удержание конечной формы).

Принципиальным отличием активных асан от неактивных является тот факт, что в первой группе присутствует необходимость удержания положения тела на фоне гравитации. Если рассматривать активную асану в контексте мышечной работы, необходимо обратить внимание на то, что в работе участвуют два типа мышечных волокон – красные и белые. В отличие от белых мышц, отвечающих за быстрые и мощные, но кратковременные движения (фазные сокращения), красные мышцы, содержащие больше гемоглобина как источника энергии, могут длительное время находится в сокращенном состоянии без достижения усталости. Из красных волокон в основном состоят постуральные внешние мышцы, которые и задействуются для удержания позы.

Удержание асаны осуществляется благодаря тонкой и автоматической координации работы нервной и мышечной систем. Различные группы мышц работают под управлением рефлекторной системы (тонические рефлексы не только экономят энергию, но и оказывают психофизиологическое воздействие на поведение человека). Поддержание мышечного тонуса крайне важно для функционирования всей мышечной системы. Для обеспечения плавной целенаправленной моторики мышцы должны находиться в соответствующей степени готовности к фазным сокращениям. Считается, что фактическое здоровье представляет собой баланс противоположных тенденций: действие/напряжение – покой/расслабление. Нарушение этого равновесия вследствие заболеваний проявляется в форме непроизвольных движений, потери координации, наличия нетипичных форм мышечного тонуса – мышечных спазмов, ригидности, гипотонуса, вялости и т.п. с нарушением рефлекторной функции. Эмоциональные и ментальные воздействия на нервную систему могут отражаться в наших позах в виде соответствующих тонических реакций. Механизм асан как раз и основан на противоположном эффекте - воздействии на ментальное состояние через мышечный тонус.

Постоянное воздействие на организм неблагоприятных внешних факторов в сочетании с неполноценной двигательной активностью, в которой задействуются преимущественно конечности и которая лишена систематичности, негативно сказываются на мышечном тонусе. И в этом контексте систематическая практика асан вполне понятна. Весь позвоночный столб рассматривается как совокупность разнообразных связей, в том числе между парами мышечных групп, и вся эта область подвергается концентрированному воздействию вытягивающего и скручивающего характера. Это же касается и различных мышц абдоминальной области. Несмотря на то, что наибольшему воздействию подвергается тонус мышц позвоночника, мышцы конечностей, задействованные в удержании веса тела и равновесия, также получают соответствующее воздействие, необходимое для оптимизации их тонуса.

В заключении хотелось бы обратить особое внимание на рекомендации в практике асан:

- асаны окажутся бесполезными, если будут выполняться как обычные физические упражнения и с нагрузкой, превышающей необходимую и достаточную; единственным результатом такой практики станет растяжение или разрыв фиброзных тканей, что может привести к инвалидности в той или иной форме;

- асана должна выполняться с учетом возраста и физических возможностей и без соревновательного духа; вне зависимости от физического состояния каждый, рано или поздно, обретет сбалансированный тонус, если будет практиковать асаны регулярно;

- преодолеть какой-либо недуг одной асаной невозможно, для этого требуется только комплексный подход;

- при выполнении асаны исключается какое-либо насилие над собой, переход от одной фазы к другой должен осуществляться на фоне расслабления и при наличии приятных ощущений, в финальной фазе асана выдерживается при максимальном расслаблении; для достижения специфического результата время выдержки в асане может постепенно увеличиваться.

Завершив знакомство с брошюрой, я испытал ощущение, которое можно было бы описать как дежавю. Прочитавшие книгу «Йога. Искусство коммуникации» меня поймут. Два независимых взгляда на один и тот же предмет. Оба – результат личного практического опыта длиною в жизнь. С той лишь разницей, что один сформировался в Индии к середине прошлого века, а второй – в России на пороге вступления в 21-й век. Разумеется, есть определенные нюансы в описании и трактовке приемов и способов практики. Однако в целом – это лишь несколько отличающиеся одна от другой грани одной и той же парадигмы. Как в случае с моделью, описывающей движение к Истине: подъем по разным склонам горы, но к одной вершине, которой в нашем случае является Устойчивость и Равновесие в широком понимании. Что в концептуальном смысле не особо противоречит оригинальной цели классической йоги – освобождению чистого сознания от ментальных обусловленностей. С той лишь разницей, что наши цели чуть скромней и лежат в пределах материального бытия.

И напоследок – любопытный факт. В 30-х годах прошлого столетия Свами Кувалаянанду, занимавшего тогда должность в комитете физической подготовки Бомбейского округа и внедрившего в учебных заведениях Индии свою программу «Йогическое физическое воспитание», посетил с целью обмена опытом не менее известный мастер Шри Тирумалай Кришнамачарья, также занимавшийся физическим воспитанием детей. Ко времени визита Кришнамачарьи схемы асан Кувалаянанды были уже нормой педагогических инструкций по йоге во всей Индии, и можно предположить, что Кришнамачарья взят на вооружение некоторые из ее основных элементов и применил их в своей работе. Со временем динамическая практика в групповом формате под счет, в большей степени напоминавшая фитнес в аэробном формате, у обоих гуру уступила место традиционному подходу. Однако прославившиеся на весь мир ученики Кришнамачарьи – создатели современных стилей и, одновременно, всемирных брендов «Айенгар-йога» и «Аштанга-виньяса-йога», отрефлексировали полученные знания по-своему и традиции предпочли коммерческий успех. Не уныло, ярко, задорно. В духе «Кока-колы». «Все будет Кока-кола!», "Вливайся!», «Попробуй, почувствуй!» - проникновенно шепчут слоганы этого бренда. И многие доверчиво вливаются... Пока не зашептал желудок. А потом переходят на «Нарзан», а самые смышленые – на ключевую воду. Не круто, зато полезно.