Простое внимание как ключевой инструмент практики йоги в русле сутр Патанджали

Статья Владимира Гончара - преподавателя Школы

ЧВН.
Эта популярная на форуме сайта realyoga.ru аббревиатура стала визитной карточкой для тех, кто практикует йогу в формате технологии Школы йоги Виктора Бойко. От русскоязычной транскрипции санскритского определения йоги в тексте «Йога-сутр» - читта вритти ниродхах.

В прямом, фактически дословном переводе это означает «обуздание (сдерживание, подчинение) ментальной активности». Если обобщенно интерпретировать весь смысловой ряд слова «ниродхах», то описательно его базовый смысл можно было бы представить как определенное целевое действие изолирующего характера, направленное на некую активность (источник активности) с целью ослабле-ния и/или прекращения ее воздействия на окружающую среду (объект, группу объектов и т.д.).

В нашем случае речь идет о воздействии на всю конструкцию сознания (внимание как оперативный орган, функции осмысления получаемой информации, оперативная и долговременная память), и в первую очередь – на происходящие в нем динамические процессы (восприятие, анализ и оценка, интерпретация, воспоминания, воображение, ментальная реконструкция и т.д.). И что интересно, в рассматриваемом определении сформулированы не цель или результат (типа вольной интерпретации ЧВН как молчания ума - об этом в оригинальном тексте Сутр вообще ни слова), а именно метод и технология.

Вкратце логическую цепочку этой технологии можно описать следующим образом. Внимание выводится из-под воздействия мыслительного процесса путем фиксирования его на одном объекте (дословно в Сутрах – работа с одним объектом внимания). По мере развития устойчивости удержания внимания на объекте последний должен полностью вытеснить прочие содержания из области восприятия. Снижению интенсивности ментальной активности способствуют освоение неподвижной и удобной позы, выполняющейся на фоне максимального мышечного расслабления и опустошения ума, а также выполнение особых дыхательных техник, замедляющих дыхание (то есть пранаяма в контексте Сутр), а через него – психо-ментальные процессы.

В оригинальной классической йоге (как это изложено в Сутрах) работа с сознанием развивается следующим образом.
После того, как внимание «отточено», сознание разворачивается в сторону самого себя, внимание перенаправляется с внешних объектов на содержания ума, и вся последующая работа проводится с «залежами» памяти с целью их нейтрализации (что исключает влияние содержаний памяти на восприятие и делает последнее необусловленным). Результатом становится состояние, когда наблюдатель перестает осознавать самого себя, сохраняя в чистом восприятии только объект внимания. На начальной стадии работы с памятью мыслительный процесс еще сохраняется (содержания памяти как бы наблюдаются вниманием со стороны), угасание динамических процессов в уме проходит в три стадии:

  1. формирование условий, при которых мыслительный процесс начинает затухать,
  2. обеспечение устойчивости соответствующего фрагмента памяти в луче внимания и
  3. достижение однородности этого содержания.

 

В результате возникает пассивное, не обусловленное мыслительным процессом восприятие с устойчивым удержанием внимания только на одном фрагменте памяти. И только после этого выполняется собственно «зачистка» ума от факторов, обусловливающих самоидентификацию того, кто наблюдает, с своим сознанием. Вследствие чего наступает ощущение сопричастности с вневременным и вездесущим бытием в составе бесконечного пространственно-временного континуума.

На самом деле, оригинальная технология, - да и конечные цели классической йоги, - требуют особых условий для практики (уход из социума, уединение и т.п.), на достижение только промежуточных результатов могут уйти годы и десятилетия, не говоря уже о конечной цели, которая сама по себе является асоциальной. Что, определенно, несовместимо с мирской жизнью. Для человека, с головой погруженного в повседневность, связанного профессиональными, семейными и общественными обязательствами, вектор интересов имеет, как правило, весьма утилитарную направленность - обеспечить здоровую и максимально полноценную в социальном и творческом отношении жизнь. Ключевая составляющая такого подхода - здоровье, способность к эффективной коммуникации с собственными ресурсами и окружающим контекстом.

Я упоминал выше, что ключевым инструментом йоги является устойчивое однонаправленное внимание, в луче которого отсутствует мыслительный процесс, и что этому способствует специальным образом выполняемая поза. Для достижения требуемого мышечного расслабления в позе также используется внимание, направляемое на соответствующие участки тела. И, как показала практика, эти участки, а точнее - ощущения в мышечных тканях - так же, как и содержания ума, могут служить объектом внимания. То есть конструкция "тело-внимание", в которой отсутствует ментальная составляющая как объект внимания, сама по себе становится самодостаточной и, таким образом, существенно упрощает практику. Физическая неподвижность, отсутствие мышечного усилия и внимание, не окрашенное мыслью и не обремененное целеполаганиями (то есть - простое) - идеальные условия, когда организм может замкнуться сам на себя и самостоятельно, в автономном режиме, разобраться со своими проблемами. А учитывая тот факт, что, наряду с медитативными позами, за столетия своего развития арсенал йоги существенно обогатился асанами развивающего характера с специфическим, локальным воздействием, влияние на организм такой практикой асан становится более универсальным и, одновременно, избирательным.

Необходимо только обеспечить соответствующие исходные условия - исполнение асаны в доступном двигательном диапазоне, без избыточного усилия и с минимальным волевым участием, ограниченным только поддержанием нейтрального уровня ощущений (то есть безболезненных с перспективой на их угасание), а также (что немаловажно) не возмущающий тело и психику внешний контекст. А поскольку такая практика асан отвечает условиям традиционной для классической йоги медитации, то ее можно смело считать медитативной. В чем и заключается метод Школы йоги Виктора Бойко

Поставить лайк в Facebook