Парадоксы йоги или что не так с волшебной лампой

Статья Владимира Гончара

В разговорах о йоге нередко приходится сталкиваться с отношением к ней как к некоему универсальному средству от всех бед. Это касается как вопросов здоровья, так и стремления к налаженной во всех отношениях жизни. Явление довольно распространенное - а кому не хочется верить в сказку? Казалось бы, что тут такого: вот же она – волшебная лампа Аладдина, просто потри ее и загадай желание. Однако в руках этих искателей чудодейственная лампа превращается в банальный керосиновый светильник. Проблема этих путешественников за мгновенным счастьем состоит в их элементарном нежелании разобраться в том, как работает устройство, на которое возлагалось столько надежд.

Главная причина такого разочарования кроется, прежде всего, в непонимании целевого предназначения йоги изначальной (но отнюдь не суррогатов современного толка). Это и есть первый парадокс: йога в ее оригинальной форме - в первую очередь инструмент для выхода за пределы того самого феноменального мира, в котором искатели благополучия стремятся обустроить свою жизнь. В словарном толковании слово «йога» означает (в широком понимании) то, что доставляет из пункта А в пункт Б. В более узком, тематическом контексте – это средство перехода от земной жизни к трансцедентальному бытию, достижения состояния мокши – свободы от обусловленностей материального мира, двойственности, когда сам материальный мир начинает восприниматься как иллюзия (в терминах индуизма – майя). Иными словами, цели йоги лежат за пределами социума. Осознание себя неотъемлемой составляющей безграничного пространственно-временного континуума на фоне стирания себя как самоосознанной личности определенно не вписывается в понимание человека в экзистенциальном смысле - как существа вполне себе осязаемого и являющегося исходной единицей социальной структуры. В тех сферах, в переводе на земной язык, - иная система ценностей. Говоря словами околдованной Марьи-Искусницы (из одноименного фильма Александра Рома 1959 года): «Что воля, что неволя – все равно, все равно…». В буддизме Махаяны есть похожее явление, которое можно описать как парадокс бодисатвы: уже достигший высших состояний сознания и преисполненный сострадания ко всем живым существам бодисатва стоит на пороге нирваны, однако не покидает сансары, поскольку должен спасти живые существа, подняв их до своего уровня, однако при этом воспринимает их уже как иллюзию.

Совсем другое дело - инструменты йоги (методы и способы), при помощи которых можно осуществить переход в иные сферы бытия. В отличие от цели, предполагающей очищение сознания от факторов социальной обусловленности (что само по себе асоциально в общепринятом смысле), методы и способы, направленные на развитие способности воздействовать на свою природу, в том числе - выводить сознание из-под влияния мыслительного процесса и удерживать его в неподвижном состоянии (в русле классической йоги), или же способность управлять протекающими в теле физиологическими процессами (Хатха-йога) вполне приемлемы и для утилитарного использования.

Разумеется, если человек предварительно научился дружить со своей головой :)

При том, что в наши дни метафизическая и философская составляющие йоги как концепции не утратили своей актуальности (что в большей степени имеет место в многочисленных индуистских духовных сообществах), разбирать которую в настоящей статье мы не будем, в условиях современного прагматического мира наблюдается значительное возрастание роли физиологического аспекта (физкультура и йогатерапия). Так называемая физкультурная йога (в гламурных терминах – фитнес-йога) на фоне многочисленных традиционных методик и систем для данной статьи также не представляет интереса. Физуха и есть физуха, с тем, возможно, отличием, что йогические упражнения воздействуют преимущественно на мышечные структуры, отвечающие за удержание статических положений тела. Куда больший интерес йога представляет как терапевтический инструмент.

Оздоровительная йога или йогатерапия (как в лечебном, так и профилактическом плане) представлена как совокупность правил, приемов и способов воздействия на психосоматику путем поддержания стабильного психоэмоционального состояния, обеспечения способности нейромышечной и нейроэндокринной систем организма противостоять стрессам и внутренним напряжениям, а также поддержания стабильного функционирования и стимулирования органов пищеварения и выделения. В контексте оздоровления йога рассматривается как синтез методов, направленных на преодоление проблем, лежащих как в психофизиологической (йога Патанджали), так и нейрофизиологической (Хатха-йога) плоскостях. Возмущенный ум ведет к ослаблению защитных механизмов организма: стрессы и депрессии сбивают тонические ритмы мышц и сосудов, что, в свою очередь, приводит к разбалансировке в работе нервной, эндокринной и иммунной систем. Психологический бисбаланс вызывает функциональное нарушение, проявляющееся в нарушениях на клеточном уровне, что ведет к негативным структурным изменениям организма в целом.

Таким образом, взаимное влияние психики и соматики является ключевым исходным положением йоги как инструмента терапии, а налаженное взаимодействие нервной, эндокринной и иммунной систем как регуляторов функций организма – ее целевой областью.

И здесь всплывает одна тонкость, понимание которой позволяет увидеть в йоге привлекательность уже в социальном плане (появляется надежда вернуть керосиновому устройству статус лампы Аладдина). Физиологический гомеостаз (а именно он и является целью йоги в экзистенциональном смысле) в переводе на технический язык является не чем иным, как гироскопом, который позволяет системе находиться в стабильном равновесии, а экипажу, ей управляющей, правильно ориентироваться в пространстве и принимать верные решения в достижении цели. Иными словами, устойчивость психосоматики (сугубо личностное качество) и есть тот фактор, который позволяет человеку действовать с оптимальным приложением усилий и находить свое правильное место в социальной сфере. Таким образом, качественное состояние внешнего контекста, в условиях которого обитает данный субъект, впрямую зависит от качественного состояния самого субъекта. на которое последний может влиять, лишь создавая благоприятные условия для полноценного проявления своего исходного потенциала. Здесь ли не уместно вспомнить Йога-сутры:

 
4.2 Переход в иную форму рождения возможен в результате трансформации своей изначальной природы.
4.3 Влиять на изначальную природу можно лишь опосредованно, подобно земледельцу, устраняя препятствия на пути ее проявления.
 

Итак, с первым парадоксом разобрались. В том смысле, что цель, изначально ориентированную на высшие сферы, можно переформатировать и приспособить для земных условий. Однако, все не так просто.

Поверив, наконец, что лампа таки волшебная, ее счастливый обладатель будет должен обстоятельно разобраться с руководством по эксплуатации и, - что еще сложней, - приступить к этой самой эксплуатации. И вот тут все самое интересное и начинается.

Да, да, да!
Вновь открываем Йога-сутры (2.1) и читаем, что практическая йога есть путь аскезы и самопознания (там, правда, еще о преданности Ишваре говорится, но давайте обойдемся без страшилок).

Аскеза (то есть самоограничение) проявляется в том, что имеет место регулярная и систематичная практика по строго определенной схеме с учетом текущего физического состояния и только с необходимой и достаточной нагрузкой. То есть – никаких горящих глаз, никаких героических преодолений себя, никаких штурмов непокоренных вершин с освещением в прессе не предвидится. Работа с телом осуществляется в доступном двигательном диапазоне, без избыточного усилия и с минимальным волевым участием.

Сознание ограничивается только происходящим внутри телесной формой и, таким образом, выключается из мыслительного процесса
Заглядываем в Сутры

 
1.14. Успех в практике достигается посвящением ей длительного периода времени, непрерывностью занятий и благоговейным к ним отношением;
1.15. Цели достигаются в «состоянии осознанной непривязанности к объектам визуального и вербального восприятия»
.
 

Следствием заложенной в аскезу регулярности становится самопознание: ежедневное воспроизведение ситуации, когда практикующий непрерывно наблюдает самого себя, позволяет увидеть и разобраться с собственными ранее скрытыми нюансами, которые, по мере их понимания, начинают влиять на повышение эффективности практики.

Вот потихоньку начинает вылезать и второй парадокс: в момент практики цель этой практики из сознания выключается. Все оказалось не так празднично и театрально. Движение к намеченным рубежам обратилось в серую повседневность. Никаких сияющих горизонтов. И даже промежуточные успехи практически не радуют, потому что в силу черепашьей динамики просто успеваем к ним привыкнуть.

Так и ползем - уныло, блекло и бесцельно.
И в условиях такого, с позволения сказать, «рептилоидного бытия» слабаки начинают сдаваться и отсеиваться (а все-таки это была керосиновая лампа).

А вот сильных духом, удержавшихся на траектории хотя бы год, ждут сюрпризы: неожиданно оказывается, что отвалилась давно уже ставшая «родной» какая-нибудь болячка, или, к примеру, безнадежно «опротрузившийся» позвоночник, с трудом позволявший в положении лежа подставить под подбородок кулаки, вдруг свободно выгибается в позе кобры, или человек, до этого неудовлетворенный кругом своего общения, вдруг осознает себя в окружении совершенно новых людей – близких по духу, ярких и интересных, начинают меняться личные приоритеты и критерии системы ценностей. Разумеется, на фоне успехов в освоении космоса это не очень уж и масштабно, но тем не менее приятная интрига начинает присутствовать. Самое время вспомнить слова даосского мудреца Лао Цзы:

«Путь в тысячу ли начинается с первого шага. В любом деле самое сложное – это начать его. Первый шаг сделать трудно и страшно, но это необходимо. Нужно найти силы сделать его, и дорога появиться сама собой».
 

Но вернемся к нашей лампе.
Любое дело (а волшебство - в особенности), требует, в первую очередь, понимания того, зачем это вообще нужно, а во-вторых – старания и вдумчивого к нему отношения. Возможно, и не удастся вызвать джина, которых принесет к твоим ногам горы золота, но если эта лампа хотя бы даст свет, который рассеет тьму непонимания самого себя и позволит выстроить перспективу своего развития, это уже будет успех, маленькое – но тоже своего рода волшебство.

И прежде чем завершить свои размышления, хотелось бы коснуться еще одной деликатной темы.

С некоторых пор меня стал посещать вопрос: почему же наладить пищеварение и хороший сон все же легче, чем выйти на уровень восприятия так называемой абсолютной реальности? И на ум приходит только один ответ: по всей видимости потому, что в биологическом и эволюционном отношении человек – существо сугубо земное и социальное. И структура его сознания сформирована именно для таких условий обитания. Поэтому изменение способа восприятия действительности (не считая редких случаев врожденных отклонений) сопряжено с отключением некоего ментального ограничителя, заставляющего человека воспринимать себя исключительно как тело и члена общества. И без понимания механизма этой радикальной ментальной реконструкции любое грубое вмешательство в природу ума скорее принесет вред, чем пользу.
А поэтому – будьте здоровы и благоразумны!!!

Поставить лайк статье Владимира в Facebook