Работа с вниманием в практике йоги

Где наше внимание − там и мы, вся наша жизнь

Смотрю, но ничего не вижу.
Смотрю, но не всё вижу.
Смотрю. И вижу многое, чего не видят другие.

Работа с вниманием, что это такое в йоге и зачем нам это надо?

В общем понимании, внимание − это избирательная направленность нашего восприятия, проявление повышенного интереса и чаще всего на тот или иной объект вовне. Более поэтически: внимание − это луч, несущий свет на нужный объект или процесс, так чтобы мы могли лучше его рассмотреть, пока нам это интересно.

Ключевой момент: само по себе внимание − это не самостоятельный психический процесс, а его свойство, так как не может проявляться вне других процессов. То есть мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, ведём машину и т.д. На неподвижном, неизменяющемся объекте, пассивное внимание сохраняется примерно 5-7 секунд, после чего начинает отвлекаться. Если человек активно действует с объектом, то устойчивое внимание может сохраняться несколько минут.

Что же происходит с нами на коврике? Без движения, с закрытыми глазами, во внешней тишине. Что делать новичку при таком раскладе? Остается только думать, и думается ему в этот момент особенно интенсивно, хочет он этого или нет. И чем насыщенней и эмоциональней ментальный фон, тем сложнее отцепить внимание от мыслей.

Что можно сделать? Лучше всего прочувствовать это на реальном примере. Удобно сесть, можно лечь, закрыть глаза, всё внимание направить на себя. Внутренний взгляд, как сканер или луч, освещает в теле разные его части. Возможно, вы обнаружите в теле что-то необычное: тепло, тяжесть, смутное покалывание. Например, переносица будто "загорается". Задержите внимание на этой области, в ответ ощущения будто усиливаются, что привлекает наше внимание ещё больше, и оно, в свою очередь усиливает проявление этих ощущений, постепенно уводя нас на дистанцию с собственными мыслями. Да, если бы всё было так просто! Привычные ментальные рельсы берут своё. И на деле мы снова и снова находим себя на коврике, пережевывая вчерашний день.

Это какую надо иметь волшебную переносицу, с неоновой подсветкой, чтобы длительно завлечь нас?

Если в асанах, с учётом специфичности поз, сама форма, её наполнение, ощущения, нас так или иначе отвлекают на время, то в промежутках спасения нам от своих мыслей нет.

Поэтому, важный аспект работы с вниманием в йоге − это научиться фокусировать внимание на себе, именно тогда, когда мы ничем не заняты.

Следующий момент − это понимание для чего мы это делаем. Для чего нам нужна эта специфическая работа с вниманием, направленным на себя?

Нам важно состояние определенной тишины ума в практике йоги. Молчание ума, как базовое состояние в практике, вовсе не означает, что сознание пустое, и мыслей совсем нет. Это означает, что нет сознательного управления мышлением, нет целеполагания и анализа происходящего. И вначале прекращение целенаправленного обдумывания реализуется тем самым постоянным возвращением внимания в тело. Раз за разом, мы возвращаем внимание внутрь себя. В какой-то момент, может, через десятки сотен раз таких возвращений, внимание устаёт перемещаться и останавливается, приобретает однонаправленность.

Экаграта − это длительное однонаправленное невозмутимое внимание, при котором ментальный тонус снижается. Мы можем воспринимать это как утрату резкости, восприятие расплывается, и это начальная стадия ментальной релаксации − ЧВН (читта-вритти ниродха). Попадая в неё, начинаешь погружаться по направлению ко сну. Но у нас не стоит задача усыпить себя на коврике. Если есть перегруз, недосып, то скорее всего, вы найдете себя вздремнувшего чуть позже, здесь же на коврике. Случаются кратковременные выпадения в практике − это нормально. Есть беспокойство куда-то опоздать? Заведите будильник.

Мы так устроены, что наше внимание само по себе не станет однонаправленно устойчивым. Это определенная работа, и она стоит того, чтобы пройти все грани освоения этого навыка. В помощь нам так называемые триггерные точки − это может быть любая область, где внимание само залипает, словно примагничивается на ощущении тепла, давления, смутного движения. Хорошо "включаются" переносица, ладони, глаза. Можно держать вниманием всё тело сразу. Триггером может быть дыхание: ток воздуха в ноздрях, дыхательные движения в области живота, грудной клетки. Можно периодически задавать себе вопрос: "Где сейчас моё внимание?", тем самым возвращая себя из полёта мыслей в тело.

Внимание − это свойство какого-либо действия, в практике йоги это действие ближе к зрительному процессу: "смотреть", "видеть", "наблюдать". Закрывая глаза, мы словно включаем глаза внутренние, воспринимаем то, что нас наполняет в текущий момент времени.

Сначала работа внимания в практике йоге − это чуткое наблюдение положения тела и связанных с ним ощущений, протекающих процессов, всего того, что есть сейчас в теле, как в асанах, так и в промежутках между ними, в паузах. И когда нам удастся создать условия в практике: удобно, неподвижно, явные ощущения отсутствуют, внимание рассредоточено в теле, то ничем не привлечённое сознание просто начинает смотреть само на себя, воспринимая то, что в нём происходит сейчас. При таком взаимодействии с собой реализуется возможность просто быть в асане, не делая её в привычном понимании слова "делать", приобретая качество чувствующего наблюдателя, способность созерцания самого себя, своего микрокосмоса.

Где наше внимание − там и мы, вся наша жизнь. Без устойчивого навыка удержания внимания в одном направлении сложно выключить "радио" в голове. Можно много лет прозаниматься йогой, а состояние внутренней тишины, то самое ЧВН, так и останется героем прочитанных книг

 

----

Автор - преподаватель Школы Анастасия Черника