С.М.

Лет примерно десять я был активным участником эзотерических групп. Формы были различные: выездные лагеря на природу, семинары на несколько дней, проживание в коммуне (полгода). Вечно безуспешные попытки организовать продуктивную деятельность (медитации) помимо общей многочасовой болтологии. Отрадно, что в отсутствие лидеров и их адептов темы обсуждений среди рядовых участников неизменно сваливались в бытовое русло: семья, дети, работа, здоровье, отношения, конфликты. Временами лидеры прописывали программы действий и «осознаний», но эти программы, кажется, никогда не реализовывались. Что давало возможность бесконечно модифицировать эти программы и носиться с новыми идеями. В общем, «читта вритти». Не забывалось и тело: упор, бывало, делался на его неважность, что не могло не радовать хилых и тучных, а иногда провозглашалась важность занятий йогой, боевыми искусствами и просто спортом – но всегда вторым номером, примат сознания имел место быть. Временами проносились поветрия пищевых добавок и мелкого сетевого бизнеса. На фоне могучей болтологии махровым цветом, бывало, вырастала дедовщина: старички (ранее милые стеснительные люди) вдруг брались править чакры молодым, а некогда смешливые веселые девчонки становились суровыми и\или говорливыми адептами со всеми признаками «горя от ума». Конечно, люди в массе все же как-то отдыхали в таких отстойниках от своей привычной рутины, переключались, знакомились, завязывали иногда интересные отношения, дружились. И неизменно суровели и вздыхали, вспоминая о тяжко довлеющей над ними задаче либо спасения человечества, либо бегства от него. Если резюмировать всю картину, можно сказать, что это 1) не самый скучный способ прийти к болезненной и бессмысленной старости, но и только 2) пресловутый примат сознания над телом в принципе не давал возможности сработать сокрытой такой жизнью целостности психосоматики. Прибавлю, что имело место культивирование т.н. вИдения, причем вИдениям и видЕниям лидеров внимали благоговейно, а такие же в сущности глюки младших сапиенсов нередко осмеивались – в полном согласии с неявной дедовщиной.
В свете сказанного классическая йога 1) представляется технологическим инвариантом в противовес бесконечным доктринальным модификациям 2) является реальным СОБСТВЕННЫМ делом в противовес групповой болтологии 3) не прописывает заранее форму общения с подсознанием и окружением, позволяя ей проявиться самой, и тем самым 4) является воплощением принципа ненасилия 5) дает обширный набор базовых воздействий, из которых можно собирать разнообразные эффективные программы 6) акцентирует равенство тела и ума и необходимость их равновесия.
По пункту 6 следует добавить, что согласно Юнгу (в некоторой перефразе) да и здравому смыслу, чип человеческого тела древнее чипа человеческого сознания, и полноценное включение его в процесс жизни создает человеческий «компьютер» совершенно иного порядка стабильности и возможностей. И в физическом, но прежде всего как раз в психическом смысле.
(Под классической йогой подразумевается регулярное культивирование пустоты, тишины в сознании в сочетании с разнообразными статическими воздействиеми на тело. Цель йоги можно в том числе обозначить и как достижение гармоничной коммуникации сознание-тело, при этом с телом, не только аккумулирующем проблемы, но и содержащим огромный потенциал, устанавливается контакт через его естественный язык – различные жесты-положения. Эти «фразы» «произносятся» в атмосфере покоя – ненапряженной статики для тела и молчания ума.)
К регулярной практике я подошел, уже испытывая равнодушие к любым умственным теориям (будь то эзотерика, лингвистика, история или теоретическая физика) и смотря на них как на произведения искусства, не более. Жить по ним было нельзя. Это сильно облегчило задачу спокойных занятий без всяких гамлетовских сомнений. Тело поначалу мне (то есть сознанию с его решением заниматься йогой) совершенно не верило и выполняло асаны как обычно, то есть из-под палки. Этот героический период завершился перетеканием в «мир ощущений», сознанию вдруг стали любопытны нюансы ощущений в теле (подобно тому как Кастанеда в сновидениях торчал в коридорах «неорганического мира»). Думаю, на этом основании и стала возникать коммуникация тело-сознание. Возникло удовольствие от практики – важнейший и непреходящий ее компонент. Причем это удовольствие не имеет эмоционального окраса и в сущности сродни ощущению здорового тела. Полагаю, что и сильно пожилой человек, освоив такое состояние, может ощущать себя в практике – реально молодым.
Психосоматическая связка благодаря включившейся парасимпатике (то есть, если переходить на физиологический язык, отказавшись от исключительного диктата центральной нервной системы) стала сама устранять проблемы, причем в совершенно неожиданном порядке. То есть планы ума по поводу того, что нужно поправить в первую очередь и в какие сроки, клались под сукно. Короче, устранились:
1. Избыточное напряжение правой стороны тела
2. Постоянный зажим в животе
3. Тик глаза и мышц руки
4. Нервное напряжение на работе и дома
5. Раздражительность, то и дело вспыхивающая по мелочам
6. Изматывающая усталость глаз
7. Неприятнейшие боли в шее
8. Усталость после работы, приступы усталости в течение рабочего дня
9. Подверженность простудам
10. Неприятные болезненные ощущения в бронхах во время сырой погоды и смога
11. Намечавшиеся артритные боли в пальцах рук
Попрямели не слишком стройные ноги, что было и вовсе удивительно. С другой стороны ряд болячек (поясница, травмированное когда-то колено, работа желудка) продолжает оставаться, хотя озабоченность их устранением стала почти нулевой. Что видимо является признаком уже устойчивой ментальной релаксации.
Чудесным образом лицо разгладилось и посвежело, появился давно забытый румянец, исчезла благородная желтизна.
Кроме того, возник парадокс: с одной стороны тело и сознание работают в дружеской связке, с другой стороны они временами четко расслаиваются в восприятии во время практики. Иногда тело просто излучает блаженство при (умеренном, но некомфортном) базаре в сознании. А порой тело чувствует себя корявенько, зато сознание становится массивным телом покоя (не знаю как сказать лучше).
Последовательности асан совершенно ушли от начальных. Остались лишь общие принципы их сочетания. В данный период преобладают лежачие и сидячие асаны, после чего в конце комплекса в охотку делаю несколько стоячих. Порой тело очень любит перевернутые асаны. Думаю, что такой акцент со временем изменится в сторону силовых моментов.
Выключения сознания (провалы) во время асан пока не случаются (разве что в нидре и шавасане), но это тоже как-то уже не парит. Хотя по моему мнению это идеальный режим восстановления (сон без сновидений). Имеет место общее снижения тонуса сознания и его реактивности, в результате чего становится как-то параллельно: ходят ли вокруг тебя, разговаривают ли, включают ли свет…
Необходимость выживания на работе и в транспорте привело к неклассическому, но подходящему (для меня) приему: втыкаю в уши нидру или шавасану и продолжаю ходить, ехать, даже иногда работать и отвечать на реплики. Сквозь всю эту суету звучит привычная запись и сбивает дурную реактивность, избыточную включенность психики в рутинные процессы.
Устранение подверженности простудным явлениям шло непросто и непрямо, но в итоге пришел к следующему: при появлении признаков делается Джала-нети 2 раза в день, вода посоленее и потеплее, и несколько раз в день полоскание горла горячей водой с содой и солью. Кроме того, профилактикой горла и его связок стала Симха-крийя 2 раза в день. Распевание на все лады АУМ под душем (чтобы не эпатировать окружающих) также вошло в привычку и прекрасно сбрасывает внутренние зажатости.
Роль инструкторов в процессе практики для меня была и остается весьма существенной, ибо сам себя со стороны не видишь, так что их подсказки порой мгновенно разрешают те или иные стопоры. Весьма благодарен я и товарищам по группам, невольно транслирующим свой покой и в хорошем смысле заражающим им.
Вообще за Школой, за форумом ощущается массив успешности, что поразило меня до глубины души. Этого никогда не ощущалось в эзотерических группах с их обширными благими намерениями и какой-то до безобразия тотальной неудачей в деле практического (а не книжного) самопознания, неудачей, граничащей с отчаянием и толкающей на глупости.
Таковы теперешние процессы моей практики, а как оно будет дальше, посмотрим. J
 

проблемы с позвоночником
боли в суставах
"нервы"

 

Смотрите все отчёты по йога-терапии