Отчет РЧ от 16 апреля 2011

Первая весточка о йоге пришла ко мне в студенческие времена. Тогда в Москве только начали продавать с лотков разные "эзотерические" и "психологические" книги, и я купила книгу Гиты Айенгар о йоге для женщин. Начала заниматься с большим энтузиазмом, следовала программе первого вводного месяца, но, даже будучи молодой, не могла принять те позы, которые следовало принимать согласно книжке. (С детства я не отличалась спортивностью. Очень благодарна родителям, что они научили меня быстро ходить в качестве прогулок, каждый день, но кроме этого, никакими двигательными достижениями похвастаться не могла.) Я старательно выставляла себя в каждой позе, следуя детальным указаниям книги Гиты Айенгар, и помню, с каким напряжением все это давалось. Там, если помнится, требовалась одна шавасана в самом конце занятия, и говорилось, что это самая главная поза. Однако делать её надо было следуя детальным написанным указаниям, так что не было и речи о том, чтобы все их запомнить и потом проговаривать про себя во время шавасаны с закрытыми глазами. Долго я с этими упражнениями не протянула, особенно когда выяснилось, что после окончания первого месяца занятий у меня не получаются даже позы первого месяца. Так постепенно все было заброшено, хотя я пару раз после перерывов и пыталась все начать сначала.
Потом, много лет спустя, после первых полутора лет работы я так надорвалась (от работы), что во время зимних каникул могла только сидеть дома, плакать и смотреть телевизор. Просто кончилась сила воли, и невозможно было ничего заставить себя делать. (Так с тех пор, и до совсем недавнего времени, выполняла все ежедневные дела только постоянным напряжением силы воли, на полном отсутствии "бензина в бензобаке". Тяжелая была жизнь.) Понятно было, что надо искать надежный способ расслабляться. Вспомнила про йогу, накупила себе видеодисков. Один понравился - 20 минут утром следуешь нежному голосу диктора, он же йог на экране, на фоне красивого теплого безлюдного пляжа на восходе солнца. Нежный голос говорит тебе, когда сесть, когда встать, когда лечь (скажем, в Бхуджангасану), и что делать во время заключительной шавасаны. И голос ненастойчиво дает тебе самые краткие и общие указания (вместо чрезмерно детальных) о том, какой рисунок твое тело должно принимать в каждой позе.

Ключевым событием, произошедшим в то же время, было то, что я прочитала на Интернете книгу Виктора Бойко "Скрытые аспекты практики". Прочитала - и сразу поняла, что вот она, настоящая правда про йогу. Как-то очень отвечала эта книга внутреннему чутью того, честно ли то, что читаешь, и пережил ли автор сам то, о чем пишешь. Помню, я горячо рекомендовала эту книгу сотруднице, которая тоже была вся в проблемах и которая ходила в группу занятий йогой. Все говорила я ей - вот она, правда, и старалась объяснить все подробности из книги. Так моя сотрудница, после всей моей пропаганды, до прочтения книги и не дошла.

Но заниматься по книге, той последовательностью асан, которая там была предложена, мне совсем не хотелось. (Не могла заставить себя своей силой воли.) Пассивно следовать голосу диктора на диске было гораздо легче. Но, к счастью, я смогла привнести в эти занятия под диктовку принципы из книги Виктора Бойко - слушать свое тело, не переламывать его. Так и занималась каждый день, утром или вечером, пассивно и щадяще, полтора года. Как-то особо не думала о том, к чему это приведет. И вот через полтора года, при путешествии на самолетах через океан, сидя в аэропорту ожидая очередной рейс, я поняла, что я счастлива и довольна, и жизнь моя прекрасна. Как будто обтекаю жизнь, как рыба обтекает течения в воде.

И тут началась беременность. Во время беременности мое тело стало совсем мне чужим, и делало в общем совсем не это чудесное "обтекание". Наоборот, была вроде как борьба ребенка за то, что ему полагается (вынь да положь), против моего тела. Я занималась, опять по дискам, йогой для беременных, но никаких улучшений в состояние тела это не вносило.

Родила свою чудесную детку летом 2006 года, и стала моя детка будить меня каждую ночь. По несколько раз. В течение 14 месяцев. А на этом фоне надо работать. Ужасное было время. Бессонница и нагрузки окончательно подорвали мой иммунитет; каждую осень-зиму я болела несколькими бронхитами, тяжелыми, по минимум 2 месяца каждый. И конъюнктивитами, тоже тяжелыми. (Только сейчас поняла, что зима 2010-11 года - первая, когда я не болела этими напастями.) Только сила воли заставляла меня на этом фоне жить. А как не жить - о ребенке надо заботиться, ему же не понять, что мама болеет и еще ходит на работу.

Пока я 14 месяцев не спала, я ночами читала на Интернете все подряд. И на мое счастье, попалась мне книга Виктора "Йога - искусство коммуникации". Читала эту книгу ночами, нашла его форум классической йоги и стала читать все темы и все сообщения. Благо времени ночами было много, а читать такие материалы было много интереснее обычной интернетной макулатуры, прочитала весь форум - даже самые старые и умершие темы. Скачала себе аудиошавасану с сайта Виктора - шавасана у меня совсем не пошла. И еще на форуме много раз говорилось, что если нет нормального сна, то чего и практиковать. Так и не практиковала.

Когда же дочь наконец позволила мне спать, я отоспалась и стала практиковать. Сначала опять по дискам - легче же, когда тебе все время говорят, что делать - а потом как-то само переключилось на две последовательности в книге Виктора. Так в феврале 2008 года официально началась моя практика. Списалась с Виктором, он меня пригласил в гости летом 2008 года - на входе сразу подарил мне два экземпляра ЙИК, поговорили час у него в квартире, он пригласил меня к себе на субботнее занятие. Хочу сразу подчеркнуть, что Виктор никогда не взял с меня ни копейки за всю свою многолетнюю помощь мне, хотя я не раз неловко предлагала оплатить время, которое он тратит на меня.

На субботнем занятии у Виктора, когда все вокруг расслаблялись, я впервые поймала что-то вроде "настоящего" расслабления: Казалось, как будто сон струился по телу. Ходила к Виктору на занятия еще несколько раз, но как-то и у него на занятиях, и дома все не получалось воспроизвести это состояние. Потом попросила совета у Виктора - опять пошли мои бессонницы - и мы с ним не поняли друг друга, и он мне посоветовал делать перерыв каждый раз при бессоннице. (Просто я не смогла ясно объяснить, что происходит, и он дал совет, базируясь на неправильной трансляции моей ситуации.) A бессонницы нарастали, и перерывы соответственно тоже. Наконец, когда я опять оказалась в Москве летом 2009 года, я взмолилась о помощи, и Виктор устроил мне долгий опрос, выясняя, что именно для меня будет лучше. Тогда, наконец, взаимно друг друга поняли и условились, что перерывы в практике делать не надо.

И опять пошла моя практика. Читала книгу и форум, следовала советам (в беседах людей на форуме) о том, на чем в практике фокусироваться для расслабления. Очень мне мешали глаза и, как я поняла долгое время спустя, нижняя челюсть. Кроме того, стереотип "быстрее-выше-сильнее" не давал покоя - если я два года назад гораздо ниже могла наклониться в уттанасане, то и сейчас так же смогу. Только надо постараться, и смогу. В общем, смех и грех. Это на фоне того, что на форуме все время читала объяснения Виктора о том, как на самом деле надо. И вроде умом понимала.

В общем, было "быстрее-выше-сильнее". Только постепенно стало до меня доходить, что если стараться расслабиться, то это не расслабление. Очень помогли советы новичкам на форуме - спасибо огромное Виктору, Михаилу Свечникову, Матсье. Отдельное спасибо Константину (Крючкотвору), который, в тех редких случаях, когда он на форуме высказывается о йоге, говорит вещи, которые очень со мной резонируют. Например, не могу забыть, как он сказал, что когда практикуешь - весь мир становится пусть на чуть-чуть, но лучше. Я это поняла как личную ответственность: как ты каждый день можешь внести свой вклад.

А дальше - надо просто заниматься каждый день. Это тоже было очень трудно. Сначала занималась, как дочка вечером заснет. Но форум давил на совесть, говоря, что только утренняя практика полноценна. Поскольку мне до сих пор надо долго спать каждую ночь, компромисс на сейчас такой, что когда просыпаюсь ночью и не могу сразу заснуть - то практикую ночью и потом сплю до утра. Если не получилось ночью, то, когда работаю дома, делаю полную практику днем. Если должна быть на работе и не позанималась ночью, то либо пропускаю (это если до этого 6 дней подряд практиковала), либо на работе запираю свой кабинет и делаю нидру в шавасане.

При практике больше не стараюсь, очень помогло объяснение Михаила Свечникова, что в каждой асане "тело не чувствует никакой позы". Мои асаны смехотворны - моя уттанасана почти год была в положении 12:30 на часах - это очень легкий, почти незаметный, наклон вперед. Моя сиддхасана - это сидение по-турецки с высоко поднятыми коленями. И так далее. И мне все равно. После почти каждой асаны ложусь в шавасану и проговариваю про себя текст аудиошавасаны Виктора, чтобы всё расслаблялось все время в одной и той же последовательности. Интересно, что тело иногда просит само между асанами, например, постоять. Или посидеть. Время практики плавает - ночью обычно длиннее (около 1.5 часа вместе с заключительной шавасаной), днем обычно короче, между часом и часом двадцатью минутами. Я по поводу длины практики не думаю, просто делаю привычные последовательности первого и второго дня (из ЙИК), а если по их завершении хочется еще что-нибудь, то делаю, например, баддха конасану и упавишта конасану. Заключительная шавасана - иногда слушаю аудио Виктора, а иногда хочется самой шавасанить.

И вот, наконец, только несколько дней назад до меня дошло, что расслабление в практике - это когда тело берет на себя контроль. То есть теперь говоришь себе: "Тело берет на себя контроль", и все работает. Раньше, после безуспешных попыток фокусироваться на напряженных глазах и на стиснутой челюсти, я пришла к тому, что мне помогало расслабиться, если следить за брюшным дыханием (с ощущением, что это дыхание разливается по всему телу, так что тело становится как бы одним слитным куском во внешней оболочке), а потом за дыханием в ноздрях. Когда следишь за дыханием в ноздрях, то постепенно сама "оплывает" челюсть, а потом сам разглаживается лоб, и глаза на ниточках повисают вниз в череп из глазниц. Как-то так, забавно, но так. В общем мне очень трудно было найти точку расслабления. Теперь, когда теряю ощущение того, что тело берет на себя контроль, то опять сосредотачиваюсь на дыхании в ноздрях, а потом перевожу внимание одновременно на обе кисти и (вместе с этим) на обе ступни. Помогает.

Еще пришло понимание того, как важна прямая спина. Теперь, похоже, практикой проработались мелкие мышцы, которые изнутри держат осанку, и телу уже самому хочется распрямиться. Например, недавно поняла, что главное и в сиддхасане, и в вирасане, и в конасанах - это положение спины, а ноги "сами приложатся". И вне практики тело само распрямляется - поняла, каким немыслимым ятем я ходила всю свою жизнь до сих пор.

Вне практики я каждый день гуляю под открытым небом, минимум полчаса в день. Интересно, что раньше гнала себя, чтобы идти быстро, а сейчас иду как тело хочет. Быстро - хорошо, не быстро - тоже хорошо. Лишь бы телу нравилось. Кроме прогулок, стараюсь каждый день делать 10-минутный комплекс зарядки, где обязательно есть легкая проработка коленей, по рекомендациям с форума. (У меня давно была сильная травма колена, и если не отслеживать специально колено в практике, то начинаются боли. Вот когда начинаешь ценить рекомендацию Виктора о выходе из каждой асаны до возникновения малейших ощущений.)

Бронхиты и конъюнктивиты мои исчезли, что, как уже упоминала, я поняла только сейчас. Очень редко, но бывает, что я хочу поймать состояние практики в обычной жизни. Опять же, я не делаю это специально, а руководствуюсь интуицией. Как-то недавно захотелось на собрании расслабиться (в положении сидя) и транслировать доброжелательность на всех вокруг. В результате вошла в состояние, слабо напоминающее расслабление в практике.

В результате практики у меня, наконец, недавно появились силы - не надо больше весь день каждый день гнать себя силой воли. Ведь сила воли - это ресурс, который остается, когда исчерпаны все остальные ресурсы. Если и его исчерпаешь, то ничего уже не остается. Теперь же такое впечатление, что появились другие ресурсы, и поэтому силу воли можно не гонять зазря.

Очень важным следствием практики считаю, что я научилась не причинять себе вреда и, самое главное, не давать другим причинять мне вред. (Я выросла в семье, где масштабное самопожертвование, с постоянным упадком сил из-за этого, было нормой. Теперь я от этого стереотипа отошла.) В 2009-2010 году у меня были большие семейные проблемы, разрешение которых зависело от того, чтобы другой человек сам решил свои проблемы. В 2010 году, после того, как мы с этим человеком вообще не соприкасались 7 месяцев, получилось так, что он решил свои проблемы и вернулся к нам. Думаю, что в этом сыграло роль то, что я не даю больше другим причинять мне вред, и больше не занимаюсь масштабным самопожертвованием.

За последний примерно год у меня очень интересные сны - просто чувствуешь, как мозг залезает все дальше и дальше в прошлое и проигрывает ситуации во все более старых и старых знакомых декорациях. Одновременно с этим я теперь легче вспоминаю старые события - раньше совсем память не работала. Похоже, что эти сны - вид сброса. Помимо снов, похоже, что мои сбросы в практике - кинестетические: Например, несколько месяцев в шавасане скручивало левую ступню; с месяц был тик глаза, и т.д. Как-то не сосредотачиваешься на этом, и оно уходит.

Самое главное то, что теперь я окончательно сделала практику частью ежедневной жизни - как почистить зубы. И просто стало легче жить, спасибо йоге за это. Спасибо Виктору, что он живет с нами в одном временном отрезке и бескорыстно помогает людям. Спасибо соратникам и ученикам Виктора, которые делают это вместе с ним и для нас.

психологические расстройства

 

Смотрите все отчёты по йога-терапии