Страница 4 из 6

Добавлено: 21 дек 2010, 13:27
KMR28
Сообщение перенесено под заголовок
"Необходимость дополнительных нагрузок при занятиях йогой":
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 535#109535

Добавлено: 21 дек 2010, 14:59
А.Смит
Сообщение перенесено под заголовок
"Необходимость дополнительных нагрузок при занятиях йогой":
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 545#109545

Добавлено: 21 дек 2010, 16:57
Mykola
KMR28 писал(а):А можно подробнее о седьмом пункте - Необходимость дополнения практики «физухой»:
И с какой сутрой это можно соотнести???
Скорее всего соответствия в сутрах мы не найдём. Во времена Патанджали люди гораздо больше трудились физически и передвигались пешком. Необходимость дополнения физухой--просто разумное требование при малоподвижном образе жизни и недостатке времени (учитывая невозможность заниматься асанами по 4 часа в день)

Добавлено: 21 дек 2010, 18:38
vovaji
А. Смит писал:
это не из Патанджали, а из обсуждений, бесед (в том числе аудио) с ВСБ я предположил, что это одно из положений системы ВСБ, конечная точка усилий, то, к чему приходит человек в результате практики по ВСБ
Да я же не против глобализации человеческого счастья. Вопрос лишь в том, почему в контексте счастливой жизни как цели (не по Патанджали, а вообще) прозвучал термин Сантоша (или Самтоша, если точнее), сформулированный как вполне конкретное понятие (по Патанджали) - чиста-а-а из любопытства.

Что касается системы ВСБ, то, на мой взгляд, сопоставлять или противопоставлять эту систему Сутрам по меньшей мере некорректно, поскольку эта система (как школа Виктора Бойко в смысле методологического подхода) изначально представлена как "классическая йога", то есть йога в том виде, как она сформулирована в Сутрах - ЧВН. Поэтому лично я описание этой системы развивал от понятия "простое внимание", которое является ее стержнем. Поясню почему.

Чаще всего ЧВН переводится как "йога есть прекращение деятельности сознания" (в частности - у Островской и Рудого). Михаил предложил свой вариант - "Йога - это непорождение колебаний сознания". Вроде бы все так. Но есть один нюанс. Когда речь идет о "прекращении" или "непорождении", то это скорее результат, и в данном случае мы имеем дело (в терминологическом смысле) с интерпретацией, но не с переводом сутры, где дается определение именно технологии (методу). Ключевое значение санскритского слова "ниродха" - ограничивать, огораживать, сдерживать (обуздывать), но никак не прекращать. И это - не случайно. в Индии я не раз задавал вопрос о том, что такое ЧВН, и ученикам, и учителям достаточно серьезных и авторитетных школ йоги (в частности - "Йога-никетан" и упоминавшаяся мною уже школа Гималайской традиции Свами Рамы) и получал практически один и тот же ответ - контроль над умом. В данном случае речь идет о таком контроле, который прекращает любые ментальные излишества в виде интерпретаций, ассоциаций и анализа и минимизирует ментальную активность до бодрствующего сознания в состоянии пассивного созерцателя (как таковая активность сохраняется), что, собственно и является простым вниманием. В оригинальной классической йоге (то есть Раджа-йоге) простое внимание обращено на содержание ума. В контексте системы ВСБ диапазон применения простого внимания расширен до телесной оболочки и его содержанием становятся ощущения, возникающие в теле в процессе практики асан. При этом и в том, и в другом случае необходимые и достаточные условия для практики обеспечиваются обездвиживанием физиологии и психических процессов. А все остальное, - перезагрузки, разборки, коммуникация, качественная жизнь, и прочая и прочая, - промежуточные и конечные результаты. Принципиальное отличие системы Патанджали и системы ВСБ состоит в том, что цели и задачи первой лежат за пределами земной жизни. Вторая же позволяет нам полноценно насладится прелестями простой человеческой жизни во всех гранях ее проявлений. Примерно так.

Добавлено: 21 дек 2010, 18:46
narasius
vovaji -- спасибо большое за интересную инфу!

Добавлено: 21 дек 2010, 18:53
vovaji
Рад стараться :D

Добавлено: 21 дек 2010, 18:59
Атри
минимизирует ментальную активность до бодрствующего сознания в состоянии пассивного созерцателя (как таковая активность сохраняется), что, собственно и является простым вниманием
очень близко к моему пониманию.

Добавлено: 21 дек 2010, 19:59
Volod_ya
Тапас, это несколько иное. Служение высшему. Жертва. Подвиг во имя...
Телесным тапасом называются целомудрие, неврежденье;
Обуздание слова, мысли и равновесие умственным тапасом зовутся.
МОКШАДХАРМА

Добавлено: 23 дек 2010, 15:48
А.Смит
разные могут быть точки зрения на тапас:
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... b9e3c55140

Добавлено: 23 дек 2010, 23:01
Алекс_
vovaji писал(а):Принципиальное отличие системы Патанджали и системы ВСБ состоит в том, что цели и задачи первой лежат за пределами земной жизни. Вторая же позволяет нам полноценно насладится прелестями простой человеческой жизни во всех гранях ее проявлений.
Хорошо сказано! В самом деле, цели Патанджали нам не могут быть близки, а вот метод его совершенен и уникален.

Добавлено: 23 дек 2010, 23:30
Calceteiro
Алекс_ пишет:
В самом деле, цели Патанджали нам не могут быть близки, а вот метод его совершенен и уникален.
На мой взгляд, и цели вполне близки, они едины с методом (по главам Йога-Сутры):

1. Практикуешь покой (самадхи), когда научишься,
2. психосоматика восстанавливается и жизнь гармонизируется , нередко это года практики (садхана)
3. Появляется наработка покоя , его избыток (сила), или преподаёшь другим как инструктор или иначе расходуешь этот избыток покоя.
4. В течении жизни набрался разного опыта, посредством практики ты завершаешь недоделанное, зарубцовываешь травмы свои и чужие, собираешь своё внимание (атман), разбросанное в течении жизни, и тогда,спокойно "замираешь" покидая мир практически по своей воле или уходишь "волею судьбы", но в макимально возможной для тебя гармонии(как смог). "Свобода", то есть гармоничная смерть.

Это ИМХО по материалам интрерпретаций А. Смита.

Добавлено: 24 дек 2010, 00:41
Алекс_
Не спорю, красивый сценарий ). Но, мне кажется, он более близок пониманию йоги Бхагавад-гитой. Т.е. и самому стать гармоничной личностью, и долг свой исполнить мирской (в том числе, возможно, преподавая йогу), а когда придет время - в полном осознании и без сожалений оставить этот мир (всем бы так!!). Но в системе Патанджали, ИМХО, ученик стремился поскорее (ну, конечно, не поскорее, а, скажем так, не тратя время на мирские дела) освоить все части йоги и "уйти" в самадхи из этого мира, полного страданий. Недаром и исходный пункт Санкья-карики - тройственное страдание, от которого надлежит избавиться. Здоровье же и гармония в душе (в современном понимании), которые можно назвать "побочным" хотя и замечательным эффектом йоги Патанджали, взяты на вооружение позже - хатхой с ее культом алмазного тела. Но в любом случае все изложенное не более чем мои домыслы. Сутры слишком "коспективны", а санскрит слишком "располагающий к вольным прочтениям" язык, чтобы делать однозначные выводы. Все чаще убеждаюсь, что сам по себе любой текст крайне условен вне прямой передачи....И очень жаль, что мы мало имеем сведений о системе Патанджали, вот есть Йога-сутры, потом многовековая "яма", а после - десятки, если не сотни текстов "тантро-хатхи" (читай - не хочу!).

Добавлено: 24 дек 2010, 04:07
Calceteiro
Индийские источники дополняют друг друга: там и- и вместо или- или.
Я раньше противопостовлят перевод шлоку1.2 "Йога - это остановка..." варианту "йога - это контроль..." (более распространёному на Западе). Со временем теоретические споры становятся не важны, если практиковать, ИМХО, то есть нужна регулярность - тапас (как его отлично А.Смит пояснил).
Сутры не только с Гитой схожи (что естественно для Индийской традиции), но, например, и с программой 12 шагов Анонимных алкоголиков, а у неё христианские, протестанские корни.
В итоге, если доходишь до практики, которая улучшает жизнь (сутры этого важного момента прямо не указывают, по-моему), то начинаешь на опыте понимать сутры, а без практики их трудно достаточно вразумительно понять "теоретически", если человека "там не стояло"(по ВСБ).

Добавлено: 24 дек 2010, 08:02
А.Смит
Алекс_ писал(а):Но в системе Патанджали, ИМХО, ученик стремился поскорее (ну, конечно, не поскорее, а, скажем так, не тратя время на мирские дела) освоить все части йоги и "уйти" в самадхи из этого мира, полного страданий.
Это не так. Это лишь ваше впечатление от текста - впечатление, окрашенное индивидуальной чувствительностью.
Никуда отсюда не денешься, пока не исчерпаешь свою бхогу-дхарму, не насладишься ей в полной мере и не наполнишь нужным (для окончательного ухода) качеством внимание-Атмана. Патанджали этот момент достаточно охватил - хотя бы сверхподробным (в рамках его кратчайшего ))) текста) расписыванием ямы-ниямы.
Поэтому с БхагаватГитой смычка полная, только там подробнее и более наглядно все расписывается. Надо бы ею заняться. ))
А пока бхога (буквально "наслаждение") остается страданием, нууу... вариться тут еще и вариться.
Ясно, что тратить время на мирские дела можно бесконечно, поэтому говорится, что лучше своя плохая судьба, чем чужая хорошая.

Добавлено: 24 дек 2010, 12:08
Алекс_
Спорить не буду. Практика покажет )

Добавлено: 24 дек 2010, 21:04
Volod_ya
А если Патанджали "тапас" понимал буквально: жар, накал? Ведь он был носителем санскрита как языка.
Некая практика.
Академик Б. Л. Смирнов писал, что европейские "аскеза" или "умерщвление плоти", "жертва" не совпадают по смыслу с индуистким мировозрением.

Добавлено: 24 дек 2010, 21:26
А.Смит
Богданюк Владимир писал(а):А если Патанджали "тапас" понимал буквально: жар, накал? Ведь он был носителем санскрита как языка.
не думаю, что Патанджали был такой же тупой, как мы с вами, он вряд ли был рабом слов и словарей, он ими пользовался

многозначность же слов в санскрите - воистину притча во языцех

когда-то (1979) В.В.Налимов выпустил замечательную книжку "Вероятностная модель языка" - всем рекомендую ознакомиться на досуге для осознания языка как инструмента взаимопонимания:
http://www.koob.ru/nalimov_v_v/probabil ... l_language

кстати, я совершенно не против вашего, Владимир, понимания слова "тапас" - служение Иному, рвение (куда, кстати?) - почему бы нет?
говорят же: "человек горит"
впрочем на стайерской дистанции это горение должно быть мощным и ровным, без рывков
внутренний огонь, как говаривал кастанеда

тему можно развивать бесконечно...

Добавлено: 24 дек 2010, 21:30
Volod_ya
Полюбопытствую.

Еще принять во внимание - "тапас", как способ обретения "сидх".

Добавлено: 24 дек 2010, 21:33
А.Смит
да, спасибо! конечно, сутра 4-1, я ее кажется упустил из перечня - получается 4 сутры (чатвари сутрани) со словом "тапас"

Добавлено: 24 дек 2010, 22:15
Volod_ya
2.43. Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты – совершенства тела и индрий.

Совершенства (сиддхи) – необычные способности, описываемые в третьей главе "Йога- сутры". Совершенства, относящиеся к телу – например, способность произвольно уменьшать его размеры. Совершенства индрий – способность видеть и слышать на огромном расстоянии и т.д. Но йогины практикуют тапас не с целью достижения сверхъестественных сил, а ради духовного совершенствования. Джняна-йогины, практикующие различение (вивека) и бесстрастие (вайрагья), могут достичь освобождения, не обладая сверхъестественными силами.
переводкомментарии Б.Загуменнова


См. ответвление:
"Свара йогов. Обсуждение в стиле хрип-трёп"