Сопоставление системы ВСБ и йога-сутр Патанджали
Сообщение перенесено под заголовок
"Необходимость дополнительных нагрузок при занятиях йогой":
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 545#109545
"Необходимость дополнительных нагрузок при занятиях йогой":
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 545#109545
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Скорее всего соответствия в сутрах мы не найдём. Во времена Патанджали люди гораздо больше трудились физически и передвигались пешком. Необходимость дополнения физухой--просто разумное требование при малоподвижном образе жизни и недостатке времени (учитывая невозможность заниматься асанами по 4 часа в день)KMR28 писал(а):А можно подробнее о седьмом пункте - Необходимость дополнения практики «физухой»:
И с какой сутрой это можно соотнести???
Если можешь не писать - не пиши
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 153
- Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 110 раз
А. Смит писал:
Что касается системы ВСБ, то, на мой взгляд, сопоставлять или противопоставлять эту систему Сутрам по меньшей мере некорректно, поскольку эта система (как школа Виктора Бойко в смысле методологического подхода) изначально представлена как "классическая йога", то есть йога в том виде, как она сформулирована в Сутрах - ЧВН. Поэтому лично я описание этой системы развивал от понятия "простое внимание", которое является ее стержнем. Поясню почему.
Чаще всего ЧВН переводится как "йога есть прекращение деятельности сознания" (в частности - у Островской и Рудого). Михаил предложил свой вариант - "Йога - это непорождение колебаний сознания". Вроде бы все так. Но есть один нюанс. Когда речь идет о "прекращении" или "непорождении", то это скорее результат, и в данном случае мы имеем дело (в терминологическом смысле) с интерпретацией, но не с переводом сутры, где дается определение именно технологии (методу). Ключевое значение санскритского слова "ниродха" - ограничивать, огораживать, сдерживать (обуздывать), но никак не прекращать. И это - не случайно. в Индии я не раз задавал вопрос о том, что такое ЧВН, и ученикам, и учителям достаточно серьезных и авторитетных школ йоги (в частности - "Йога-никетан" и упоминавшаяся мною уже школа Гималайской традиции Свами Рамы) и получал практически один и тот же ответ - контроль над умом. В данном случае речь идет о таком контроле, который прекращает любые ментальные излишества в виде интерпретаций, ассоциаций и анализа и минимизирует ментальную активность до бодрствующего сознания в состоянии пассивного созерцателя (как таковая активность сохраняется), что, собственно и является простым вниманием. В оригинальной классической йоге (то есть Раджа-йоге) простое внимание обращено на содержание ума. В контексте системы ВСБ диапазон применения простого внимания расширен до телесной оболочки и его содержанием становятся ощущения, возникающие в теле в процессе практики асан. При этом и в том, и в другом случае необходимые и достаточные условия для практики обеспечиваются обездвиживанием физиологии и психических процессов. А все остальное, - перезагрузки, разборки, коммуникация, качественная жизнь, и прочая и прочая, - промежуточные и конечные результаты. Принципиальное отличие системы Патанджали и системы ВСБ состоит в том, что цели и задачи первой лежат за пределами земной жизни. Вторая же позволяет нам полноценно насладится прелестями простой человеческой жизни во всех гранях ее проявлений. Примерно так.
Да я же не против глобализации человеческого счастья. Вопрос лишь в том, почему в контексте счастливой жизни как цели (не по Патанджали, а вообще) прозвучал термин Сантоша (или Самтоша, если точнее), сформулированный как вполне конкретное понятие (по Патанджали) - чиста-а-а из любопытства.это не из Патанджали, а из обсуждений, бесед (в том числе аудио) с ВСБ я предположил, что это одно из положений системы ВСБ, конечная точка усилий, то, к чему приходит человек в результате практики по ВСБ
Что касается системы ВСБ, то, на мой взгляд, сопоставлять или противопоставлять эту систему Сутрам по меньшей мере некорректно, поскольку эта система (как школа Виктора Бойко в смысле методологического подхода) изначально представлена как "классическая йога", то есть йога в том виде, как она сформулирована в Сутрах - ЧВН. Поэтому лично я описание этой системы развивал от понятия "простое внимание", которое является ее стержнем. Поясню почему.
Чаще всего ЧВН переводится как "йога есть прекращение деятельности сознания" (в частности - у Островской и Рудого). Михаил предложил свой вариант - "Йога - это непорождение колебаний сознания". Вроде бы все так. Но есть один нюанс. Когда речь идет о "прекращении" или "непорождении", то это скорее результат, и в данном случае мы имеем дело (в терминологическом смысле) с интерпретацией, но не с переводом сутры, где дается определение именно технологии (методу). Ключевое значение санскритского слова "ниродха" - ограничивать, огораживать, сдерживать (обуздывать), но никак не прекращать. И это - не случайно. в Индии я не раз задавал вопрос о том, что такое ЧВН, и ученикам, и учителям достаточно серьезных и авторитетных школ йоги (в частности - "Йога-никетан" и упоминавшаяся мною уже школа Гималайской традиции Свами Рамы) и получал практически один и тот же ответ - контроль над умом. В данном случае речь идет о таком контроле, который прекращает любые ментальные излишества в виде интерпретаций, ассоциаций и анализа и минимизирует ментальную активность до бодрствующего сознания в состоянии пассивного созерцателя (как таковая активность сохраняется), что, собственно и является простым вниманием. В оригинальной классической йоге (то есть Раджа-йоге) простое внимание обращено на содержание ума. В контексте системы ВСБ диапазон применения простого внимания расширен до телесной оболочки и его содержанием становятся ощущения, возникающие в теле в процессе практики асан. При этом и в том, и в другом случае необходимые и достаточные условия для практики обеспечиваются обездвиживанием физиологии и психических процессов. А все остальное, - перезагрузки, разборки, коммуникация, качественная жизнь, и прочая и прочая, - промежуточные и конечные результаты. Принципиальное отличие системы Патанджали и системы ВСБ состоит в том, что цели и задачи первой лежат за пределами земной жизни. Вторая же позволяет нам полноценно насладится прелестями простой человеческой жизни во всех гранях ее проявлений. Примерно так.
Хорошо сказано! В самом деле, цели Патанджали нам не могут быть близки, а вот метод его совершенен и уникален.vovaji писал(а):Принципиальное отличие системы Патанджали и системы ВСБ состоит в том, что цели и задачи первой лежат за пределами земной жизни. Вторая же позволяет нам полноценно насладится прелестями простой человеческой жизни во всех гранях ее проявлений.
- Calceteiro
- Опытный практик
- Сообщения: 1162
- Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 160 раз
- Контактная информация:
Алекс_ пишет:
1. Практикуешь покой (самадхи), когда научишься,
2. психосоматика восстанавливается и жизнь гармонизируется , нередко это года практики (садхана)
3. Появляется наработка покоя , его избыток (сила), или преподаёшь другим как инструктор или иначе расходуешь этот избыток покоя.
4. В течении жизни набрался разного опыта, посредством практики ты завершаешь недоделанное, зарубцовываешь травмы свои и чужие, собираешь своё внимание (атман), разбросанное в течении жизни, и тогда,спокойно "замираешь" покидая мир практически по своей воле или уходишь "волею судьбы", но в макимально возможной для тебя гармонии(как смог). "Свобода", то есть гармоничная смерть.
Это ИМХО по материалам интрерпретаций А. Смита.
На мой взгляд, и цели вполне близки, они едины с методом (по главам Йога-Сутры):В самом деле, цели Патанджали нам не могут быть близки, а вот метод его совершенен и уникален.
1. Практикуешь покой (самадхи), когда научишься,
2. психосоматика восстанавливается и жизнь гармонизируется , нередко это года практики (садхана)
3. Появляется наработка покоя , его избыток (сила), или преподаёшь другим как инструктор или иначе расходуешь этот избыток покоя.
4. В течении жизни набрался разного опыта, посредством практики ты завершаешь недоделанное, зарубцовываешь травмы свои и чужие, собираешь своё внимание (атман), разбросанное в течении жизни, и тогда,спокойно "замираешь" покидая мир практически по своей воле или уходишь "волею судьбы", но в макимально возможной для тебя гармонии(как смог). "Свобода", то есть гармоничная смерть.
Это ИМХО по материалам интрерпретаций А. Смита.
Не спорю, красивый сценарий ). Но, мне кажется, он более близок пониманию йоги Бхагавад-гитой. Т.е. и самому стать гармоничной личностью, и долг свой исполнить мирской (в том числе, возможно, преподавая йогу), а когда придет время - в полном осознании и без сожалений оставить этот мир (всем бы так!!). Но в системе Патанджали, ИМХО, ученик стремился поскорее (ну, конечно, не поскорее, а, скажем так, не тратя время на мирские дела) освоить все части йоги и "уйти" в самадхи из этого мира, полного страданий. Недаром и исходный пункт Санкья-карики - тройственное страдание, от которого надлежит избавиться. Здоровье же и гармония в душе (в современном понимании), которые можно назвать "побочным" хотя и замечательным эффектом йоги Патанджали, взяты на вооружение позже - хатхой с ее культом алмазного тела. Но в любом случае все изложенное не более чем мои домыслы. Сутры слишком "коспективны", а санскрит слишком "располагающий к вольным прочтениям" язык, чтобы делать однозначные выводы. Все чаще убеждаюсь, что сам по себе любой текст крайне условен вне прямой передачи....И очень жаль, что мы мало имеем сведений о системе Патанджали, вот есть Йога-сутры, потом многовековая "яма", а после - десятки, если не сотни текстов "тантро-хатхи" (читай - не хочу!).
- Calceteiro
- Опытный практик
- Сообщения: 1162
- Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 160 раз
- Контактная информация:
Индийские источники дополняют друг друга: там и- и вместо или- или.
Я раньше противопостовлят перевод шлоку1.2 "Йога - это остановка..." варианту "йога - это контроль..." (более распространёному на Западе). Со временем теоретические споры становятся не важны, если практиковать, ИМХО, то есть нужна регулярность - тапас (как его отлично А.Смит пояснил).
Сутры не только с Гитой схожи (что естественно для Индийской традиции), но, например, и с программой 12 шагов Анонимных алкоголиков, а у неё христианские, протестанские корни.
В итоге, если доходишь до практики, которая улучшает жизнь (сутры этого важного момента прямо не указывают, по-моему), то начинаешь на опыте понимать сутры, а без практики их трудно достаточно вразумительно понять "теоретически", если человека "там не стояло"(по ВСБ).
Я раньше противопостовлят перевод шлоку1.2 "Йога - это остановка..." варианту "йога - это контроль..." (более распространёному на Западе). Со временем теоретические споры становятся не важны, если практиковать, ИМХО, то есть нужна регулярность - тапас (как его отлично А.Смит пояснил).
Сутры не только с Гитой схожи (что естественно для Индийской традиции), но, например, и с программой 12 шагов Анонимных алкоголиков, а у неё христианские, протестанские корни.
В итоге, если доходишь до практики, которая улучшает жизнь (сутры этого важного момента прямо не указывают, по-моему), то начинаешь на опыте понимать сутры, а без практики их трудно достаточно вразумительно понять "теоретически", если человека "там не стояло"(по ВСБ).
Это не так. Это лишь ваше впечатление от текста - впечатление, окрашенное индивидуальной чувствительностью.Алекс_ писал(а):Но в системе Патанджали, ИМХО, ученик стремился поскорее (ну, конечно, не поскорее, а, скажем так, не тратя время на мирские дела) освоить все части йоги и "уйти" в самадхи из этого мира, полного страданий.
Никуда отсюда не денешься, пока не исчерпаешь свою бхогу-дхарму, не насладишься ей в полной мере и не наполнишь нужным (для окончательного ухода) качеством внимание-Атмана. Патанджали этот момент достаточно охватил - хотя бы сверхподробным (в рамках его кратчайшего ))) текста) расписыванием ямы-ниямы.
Поэтому с БхагаватГитой смычка полная, только там подробнее и более наглядно все расписывается. Надо бы ею заняться. ))
А пока бхога (буквально "наслаждение") остается страданием, нууу... вариться тут еще и вариться.
Ясно, что тратить время на мирские дела можно бесконечно, поэтому говорится, что лучше своя плохая судьба, чем чужая хорошая.
не думаю, что Патанджали был такой же тупой, как мы с вами, он вряд ли был рабом слов и словарей, он ими пользовалсяБогданюк Владимир писал(а):А если Патанджали "тапас" понимал буквально: жар, накал? Ведь он был носителем санскрита как языка.
многозначность же слов в санскрите - воистину притча во языцех
когда-то (1979) В.В.Налимов выпустил замечательную книжку "Вероятностная модель языка" - всем рекомендую ознакомиться на досуге для осознания языка как инструмента взаимопонимания:
http://www.koob.ru/nalimov_v_v/probabil ... l_language
кстати, я совершенно не против вашего, Владимир, понимания слова "тапас" - служение Иному, рвение (куда, кстати?) - почему бы нет?
говорят же: "человек горит"
впрочем на стайерской дистанции это горение должно быть мощным и ровным, без рывков
внутренний огонь, как говаривал кастанеда
тему можно развивать бесконечно...
Последний раз редактировалось А.Смит 25 дек 2010, 00:24, всего редактировалось 3 раза.
-
- Сообщения: 1419
- Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 40 раз
2.43. Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты – совершенства тела и индрий.
Совершенства (сиддхи) – необычные способности, описываемые в третьей главе "Йога- сутры". Совершенства, относящиеся к телу – например, способность произвольно уменьшать его размеры. Совершенства индрий – способность видеть и слышать на огромном расстоянии и т.д. Но йогины практикуют тапас не с целью достижения сверхъестественных сил, а ради духовного совершенствования. Джняна-йогины, практикующие различение (вивека) и бесстрастие (вайрагья), могут достичь освобождения, не обладая сверхъестественными силами.
переводкомментарии Б.Загуменнова
См. ответвление:
"Свара йогов. Обсуждение в стиле хрип-трёп"
Совершенства (сиддхи) – необычные способности, описываемые в третьей главе "Йога- сутры". Совершенства, относящиеся к телу – например, способность произвольно уменьшать его размеры. Совершенства индрий – способность видеть и слышать на огромном расстоянии и т.д. Но йогины практикуют тапас не с целью достижения сверхъестественных сил, а ради духовного совершенствования. Джняна-йогины, практикующие различение (вивека) и бесстрастие (вайрагья), могут достичь освобождения, не обладая сверхъестественными силами.
переводкомментарии Б.Загуменнова
См. ответвление:
"Свара йогов. Обсуждение в стиле хрип-трёп"