aziat писал(а):
А ничего, скорее всего. Чтобы закрыть эту тему, вот Вам простой довод. Если бы Бланко снабдил Кастанеду ценными материалами, то в книгах последнего отражалась бы реальная жизнь индейцев. Но все специалисты отрицают это. Точка.
В жизни может все быть несколько по-другому, например, Бланко мог что-то знать про Кастанеду, чего мы не знаем. Например, про жизнь определенных племен индейцев, которые упоминаются в фильме Сундакова. Для того, чтобы окончательно выяснить, нужно проглядеть книжки самого Бланко.
aziat писал(а):Это моё предположение. Остановка внутреннего диалога - это техника дзен. Ее описывает, к примеру, Фриц Перлз в книге 1942 года, сам обучавшийся у японского наставника.
Очень смелое предположение. Фриц Пёрлз - психотерапевт, в молодости, похоже, - поклонник Фрейда, влюбившийся в Карен Хорни, а потом накропавший книжку «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности». Вики повествует, что после 1960-го он якобы практиковал дзэн в японском монастыре под руководством мастера. Что ж, проверим. Открываем его автобиографию, написанную в весьма свободном стиле и читаем.
[spoiler="Выдержки про Дзэн и Алана Уотса из автобиографии Фрица Пёрлза."]В 1960 году или около этого, я практиковал в Лос-Анжелесе. Я все еще страдал от неприятности, причиненной двумя операциями в Майами, которыми я отрывал себя от Марты и слишком часто принимал ЛСД. Во время ЛСД-путешествий не происходило ничего действительно стоящего. Несмотря на поддержку Джима Симкина, я не мог заниматься профессиональной деятельностью и избавиться от ощущения, что я приговорен к жизни. Я был сыт по горло всем психиатрическим мошенничеством. Я не знал, чего хочу: уединения, отпуска? Смены профессии?
Я решился поехать из Лос-Анжелеса в Нью-Йорк, но другим путем: кругосветным путешествием на корабле...
Морское путешествие от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка длится 15 месяцев...
Первая остановка - Гонолулу, Гавайи. Это напоминало уже пережитое в Майами-Бич.
Перед тем, как мы вошли в гавань, я испытал, возможно, самое сильное зрительное ощущение в своей жизни...мне стало любопытно, смогу ли я усилить это ощущение. Я принял небольшую дозу ЛСД, и тогда случилось это. Неописуемость - это не то слово...
Затем Япония - Токио и Киото...
Японский психолог, которого я встречал в Штатах, предложил мне мастера "дзен" - Росши Ишигуру. Мгновенный "дзен". Сатори за неделю. Без шуток. Я и М. (другой американский психолог) были его первыми учениками-европейцами... У нас с М. была большая комната, мы должны были расстилать на ночь и вкатывать утром матрацы, поскольку днем мастер имел с каждым учеником личную беседу в течение нескольких минут. Во время беседы я должен был лежать, растянувшись перед ним в полной прострации. Он задает некоторые стандартные вопросы, и я свободен на весь день. Это маленький напыщенный человек с довольно высоким голосом, который воспринимает себя и свою работу крайне серьезно. Мы вставали в пять часов утра, нам предлагали сидеть в известной позе лотоса с известным положением ног практически целый день. Нам, двум чужакам, вскоре было дозволено иметь стулья. Через два дня Мастер продемонстрировал, наконец, свои методы. Выдыхайте с лающим шумом. Делайте это в течение (????) времени, равного "минутам" или "часам"...
Я не верю никому, кто получил хоть какое-то просветление или сатори, но само испытание было интересным...
Я знаю, каково ощущение сатори, хотя и не прошел все градации просветления, конечно, если подобная штука вообще существует...
Одно из наиболее удивительных и спонтанных ощущений сатори я испытал около тридцати лет назад в Майами-Бич.
Я шел вдоль Олтон-роуд, когда почувствовал изменения в себе. В то время я ничего не знал о психоделических препаратах и никогда не принимал их. Я почувствовал, что моя правая половина стеснена и почти парализована. Я начал прихрамывать, лицо расслабилось, я почувствовал себя деревенским идиотом, интеллект оцепенел и перестал функционировать совсем. Как от удара молнии мир ввергнулся в трехмерное существование, наполненное цветом и жизнью - абсолютно без симптомов деперсонализации - как ясность натюрморта, но с полным ощущением: "Вот она, эта реальность". Это было полным пробуждением моих чувств, или возможно, мои чувства вернулись ко мне, или мои чувства ощутили ощущение.
Я, безусловно, знал (в основном из снов и чтения Коржибского) о невербальном уровне существования, но рассматривал его скорее как субстрат, а не как реальную форму существования.
В отличие от Токио Киото мне понравился...
Точно так же с Дзен. Это место, как мне помнится, называлось замок Дактокио, один из сотен замков, какие можно встретить на севере Киото. Хозяйка-американка наблюдала за гробницей мужа, библиотекой и обширными трудами. Она услышала о посетителях и одела свой выразительный наряд. Действительно, высокая жрица "дзен".
Студенты являлись пестрой интернациональной группой. Некоторые вели простой образ жизни, претендуя на то, чтобы стать монахами "дзен". Я действительно полюбил их искреннее стремление к искуплению. Мы часто собирались по вечерам перед "сидением". Вначале миссис Сасаки говорила о дыхании и других темах, относящихся к Дзен, но через четыре недели она и ее ученики все больше начали интересоваться гештальттерапией. Я давал как можно меньше, мне просто хотелось подорвать их позицию и результаты работы.
...
Дзен привлекает меня как возможность религии без бога. Я был удивлен, что перед каждым занятием мы должны были взывать и кланяться пред статуей Будды. Символично или нет, но для меня это была материализация, ведущая к обожествлению.
Сидение не было большим бедствием, поскольку мы прерывали наши двух-трехчасовые часовые занятия несколькими прогулками. Мы должны были дышать определенным образом и сосредоточивать внимание на дыхании, чтобы свести к минимуму вторжение мыслей, в то время, как Мастер с важным видом прохаживался, иногда поправляя нашу позу. Каждый раз, когда он подходил ко мне, я волновался. Это, конечно, расстраивало мое дыхание. Он ударил мен? сильно лишь несколько раз. У него были очень мощные брюшные мышцы, которые он любил демонстрировать. У меня создалось впечатление, что мышцы значили для него больше, чем просветление.
Я находился там около двух месяцев. Не было времени, чтобы как следует ознакомиться с игрой к о а н. Он дал мне только один по-детски простой коан: "Какого цвета ветер?". Он, кажется, был удовлетворен, когда вместо ответа я дунул ему в лицо.
...
Мое спокойствие, юмор и терапевтическое мастерство возрастают. Интересно, в последние несколько лет я больше не чувствую, что осужден на жизнь, а счастлив и доволен ею. Я в тупике, потому что не знаю, буду ли сейчас писать о своем умершем друге Пауле Вейсоне, который был составной частью моего возросшего интереса к Дзен, или же буду продолжать описание кругосветного путешествия. Я наметил, что мое стремление писать становится все слабее и слабее, когда я упоминаю о Пауле. Действительно, в его присутствии я всегда чувствовал себя маленьким.
Пауль, если бы я мог сделать нечто большее, чем просто вытащить тебя из помойного ведра! Если бы только я мог вернуть тебя к жизни! Ты был твердым и реалистичным, мудрым и безжалостным. В особенности чрезмерно безжалостен в отношении к себе. Дисциплинирую себя сидением за Дзен, достигая яснейшего и честнейшего мышления. Никаких компромиссов в принципах.
...
Пауль, который занимался исследованиями рака, страдал тяжелым неврозом навязчивых состояний. Он работал в основном с Лорой и стал очень хорошим и удачливым психотерапевтом, особенно в случаях пограничных состояний. Кроме гештальттерапии, он очень увлекался "дзен", несколько раз побывал в Японии и пригласил нескольких монахов "дзен" приехать в нашу страну. Лотта жаловалась на это вторжение в их ухоженный дом.
Вот почему я все более и более пленялся Дзен, его мудростью, его возможностями, его внеморальной позицией. Пауль пытался объединить "дзен" с гештальтте-рапией. Я более стремился сосредоточиться на создании приемлемого метода открытия этого способа выхода личности за пределы собственных границ для западного человека. На это меня воодушевил Олдос Хаксли, который назвал "гештальттерапию" единственной психотерапевтической книгой, заслуживающей прочтения.
Мой визит в Японию был неудачен в отношении ма-ло-мальских достижений в "дзен". Это усилило мое убеждение, что, как и в психоанализе, что-то должно быть в нем неверным, раз требуются многие годы и десятилетия, чтобы в конце концов не найти ответа.
Самое лучшее, что можно сказать по этому поводу - это то, что психоанализ воспитывает психоаналитиков, а учение Дзен - монахов "дзен".
Ценность обоих - увеличение осознания и освобождение возможностей человека - подтверждается: эффективность обоих методов отрицается. Они и не могут быть эффективными, потому что они не сосредоточены на полярности-соприкосновении и далеки от ритма жизни.
...
Вчера я должен был выдавать замуж невесту. Бен женится. Петер и Мария хотят, чтобы я был крестным отцом их детей. ...
Церемония происходит в соседнем плавательном бассейне...
Священник прост, с достаточно хорошим чувством юмора. Простота церемонии, несмотря на ритуальную точность, придает нам чувство реальности. Пару месяцев назад Эд Маупин женился с такой же искренностью. Алан Уотс выполнил церемонию, насыщенную "дзен", - и, я имею в виду, исполнил. Он незаметно показал представление, которое явилось чем-то средним между величественностью и нелепостью. Это факсимиле с подделкой и импровизированными поддержками. Молодожены, по-видимому, имеют поддержку, но не имеют центрального основания.
Я люблю Алана и его искренность, которая украшает его призвание, будучи и забавной. Редко кто-нибудь говорит так элегантно и благородно о невербальном. Люди всех возрастов с возрастающими стремлениями к освобождению, без ума от его мудрости. У него щегольской вкус. В Древнем Риме он принадлежал бы к высшей элите.
Дорогой Алан, когда-нибудь ты поверишь в свое учение. Мудрость твоего интеллекта войдет в сердце, и ты будешь мудрецом, но сейчас ты играешь его. Ты будешь здесь не для славы Алана, но для славы Ничто.[/spoiler]
Итак, в сухом остатке, Фриц Пёрлз описывает свои неудачные первые опыты в Дзэн, которые произошли после 1960-го года, а не в 1942-м году, да еще и уже описанные в его книге. По его словам, популярный в то время Олдос Хаксли, книжку которого, кстати, читал Кастанеда, назвал "гештальттерапию" единственной психотерапевтической книгой, заслуживающей прочтения. Фриц Пёрлз, похоже, знал Алана Уотса. Тот, в свою очередь, судя по изложенному ниже может быть очень родственен по взглядам Кастанеде (и психоделики принимал, и, похоже, впитал многих мистиков и философов, начиная от Гурджиева и заканчивая Радхакришнаном и Д. Судзуки):
[spoiler="Алан Уотс, занятные выдержки из Вики."]
Алан Уотс был не только дзеннистом, но и проходил обучение у «лже-гуру», именующего себя Димитрие Митриновичем (его утопические и мессианские идеи включали Петра Демьяновича Успенского, Георгия Ивановича Гурджиева и ряда психоаналитических школ Фрейда, Юнга и Адлера, а также он пропагандировал метафизическую утопию на основе Плотина, Климента Александрийского, Лао-цзы, Якоба Бёме).
https://en.wikipedia.org/wiki/Dimitrije_Mitrinovi" onclick="window.open(this.href);return false;ć
Через Хамфриза он контактировал с такими видными авторами как Николай Рерих, Сарвепалли Радхакришнан, и Алиса Бейли. Около 1931-го года (16 лет) постиг несколько способов медитации. В 1936 в возрасте 21 года он слушал доклад Дайсэцу Судзуки, а позже смог и пообщаться с уважаемым учёным школы Дзэн. В 1936 году была издана первая книга Уотса «Дух Дзэн», которая позже была признана как переосмысление написанного Судзуки. В 1938 году он со своей невестой покинул Англию и поселился в Америке. Он женился на Элеонор Эверетт, чья мать, Рут Фуллер Эверетт, была связана с дзэн-буддийскими кругами США. Через несколько лет Рут вышла замуж за мастера дзэн Сокэй-ан Сасаки, и этот японский джентльмен служил своего рода образцом для подражания и учителем Алану, хотя Уотс так и не стал официально учеником Сасаки.
Уотс бросил официальное обучение дзэну в Нью-Йорке из-за того, что методы обучения не очень подходили ему. Уотс получил звание магистра теологии. Его диссертация была опубликована под названием «Созерцание духа». Уотс больше не скрывал своего недовольства традиционными религиями, считая их косными, заставляющими верующих испытывать чувство вины, притом воинственно вербующими сторонников, причём это относится и к иудаизму, и к христианству, и к индуизму и к буддизму.
Такие воззрения весьма сочетались с его новой ролью епископального священника (он стал им в 1945 году в возрасте 30 лет), пока не разразился скандал с адюльтером, в результате которого его молодая жена аннулировала их брак. Это также повлияло на уход в 1950 году Уотса с должности священника.
Весной 1951 года Уотс переехал в Калифорнию, где он устроился работать в Калифорнийский институт интегральных исследований в Сан-Франциско.
В 1957 году, когда Уотсу было 42, была опубликована его самая известная книга «Путь Дзэн», излагающая историю и философские разъяснения дзэнских учений. Помимо описания образа жизни и философии Дзэн в Индии и Китае, Уотс представил идеи общей семантики (основываясь на сочинения Альфреда Коржибски и ранние работы Норберта Винера, которые незадолго до этого были опубликованы). Уотс отметил сходство принципов кибернетики с практикой Дзэн. Книга хорошо продавалась, быстро стала современной классикой и помогала популяризации его лекций.
Примерно в это время Уотс с отцом немного поездил по Европе и встретился там с известным психиатром Карлом Юнгом. В современной психиатрии Уотс больше склонялся к теориям Юнга и Маслоу, чем к Фрейда.
После возвращения в США, Уотс начал экспериментировать с приёмом психоделиков. Первый опыт — употребление мескалина, который ему дал доктор Оскар Джанигер. Уотс принимал ЛСД несколько раз с разными исследовательскими группами под руководством доктора Кита Дитмана, доктора Стерлинга Буннела и доктора Майкла Агрона. Также он пробовал марихуану, отметив её как полезное и интересное психоактивное вещество, которое даёт иллюзию замедления времени. В книгах Уотса, написанных в 60-х годах, чувствуется влияние подобных химических экспериментов на точку зрения писателя. Позже он комментировал употребление наркотических веществ: «Когда ты получил сообщение, не забудь повесить трубку».[/spoiler]
aziat писал(а):Сразу после смерти Перлза, когда его гештальт-терапия становится популярной.
Пёрлз, в принципе мог бы навести Кастанеду на Алана Уотса, но сам вряд ли сильно шарил в дзэн.
aziat писал(а):Дзен-буддизм в то время являлся самым влиятельным идейным течением. Эми Уоллес пишет, что любимым философом Кастанеды был Аллан Уотс.
Очень может быть похоже.
aziat писал(а): Сосед Кастанеды по квартире во время учёбы в колледже (1955-1959) "Брюс Бебб отчетливо помнит: Кастанеда подолгу занимался медитацией. Кроме того, он пытался контролировать свой сон и часто просил Брюса будить его на заре" (Кристоф Бурсейе, "Карлос Кастанеда. Истина лжи")
Кирстофа Бурсийе стоит как-нить почитать, что же касается его ранних опытов с медитацией, не очень ясен источник, из которого он черпал методы, а также, как следствие, не очень ясно качество этих опытов в молодости.
Vlav писал(а):Все - разнесли Кастанеду полностью !
камня на камне не осталось, даже жалко (
А вдруг - там все таки не все было так запущено?
Кастанеда, в отличие, скажем, от его женщины Флоринды Доннер (урожденной Регины Таль), орешек несколько посложней. По поводу понравившейся вам книжки "Шабоно" Флоринды-Регины, привожу ссылку ниже на сравнительный анализ Корей Донована:
http://sustainedaction.org/Explorations ... mpared.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Если вкратце, то "Шабоно" Доннер-Таль является переработкой в художественную сторону антропологической книжки Этторе Биокка "Яноама: История Елены Валеро, девочки, похищенной амазонскими индейцами".
А Хуан Матус - вымышленный художественный персонаж, поэтому тема названа правильно.