Добавлено: 24 май 2009, 21:25
Книга М.Мамардашвили "Как я понимаю философию" - выставлена, см.
http://www.realyoga.ru/Library/literatu ... logii.html
http://www.realyoga.ru/Library/literatu ... logii.html
http://forum.realyoga.ru/phpBB2/
всё-таки чем КОНКРЕТНО занимался Мамардашвили. Любой образованный человек с гуманитарным образованием может ответить вкратце, в 2- 3 предложениях, в чём заключается философия Гегеля, Камю, Юнга. Конкретно. Про Мамардашвили говорят, что он
а) был, по его счастливому выражению, "цивилизованным элементом в марксистско-ленинской философии", и
б) был "неплохим профессионалом своего дела".
Действительно, для либерального муллы в Турции это исчерпывающая характеристика: "Мухаммед Ибрагим-оглы цивилизованный и либеральный мулла". Только руками развести - всё понятно. Но для философии хочется чего-то более конкретного.
http://www.nefedor.com/vc/samisdat/2/2118b-lb.htmВо всех советских средствах массовой информации с завидной регулярностью печатаются многочисленные воспоминания, аналитические статьи, архивные материалы, эссе, посвящённые памяти "Великого Мераба" и содержащие примерно следующие "философские диалоги":
Иван: Скажите пожалуйста, что мне делать. Я вот тут чай налил, а пить его не могу - кипяток.
Мераб: Жды пят мынут. (Пауза в пять минут)
Иван: Мераб, пять минут прошло. Что делать?
Мераб: Тыпэр пэй.
И далее по иванушкиным мемуарам :
"Я стал пить. Чай был душистый, тёплый. Внезапно слёзы подступили к глазам - а Мераб, скромный великий человек, стоял у кухонного окна, облокотившись на подоконник, курил трубку, смотрел на меня и ласково, понимающе, улыбался. Я перевернул допитую чашку донышком вверх, положил её на блюдце, встал, тихо подошёл к Мерабу, скользя шерстяными носками по холодному линолеуму, опустился на колени и поцеловал жилистую, пропахшую табаком руку мыслителя: "Спасибо, Учитель".
Топологию пути достаточно начать читать просто так. Саму по себе.shumar писал(а): А чтение Мамардашвили подразумевает понимание Пруста, которого имхо просто нету у подавляющего большинства людей (я вот тоже отложил до лучших времен)
Вот это точно! помер ММ давно (если не в курсе)Talifa писал(а):Лично Мамардашвили от того что его не любит Alexandеr не холодно не жарко.
Это ничего, это ничего :D(Но я против курения!)
Учтите, что все основные открытия люди делают до 30. Я это не к тому, что надо спешить. И отталкиваться от критики не очень конструктивно.какая-то исходная точка действительного точного переживания, которое потом теряется в рассуждениях, потому что человек он был не шибко грамотный философски, но точка есть всегда. Даже в его рассуждениях о Шекспире, в его известных вам, конечно, отрицаниях искусства и т.д. – все эти вещи требуют от нас великодушия. Мы должны за лохмотьями мыслей неграмотного человека видеть действительные проблемы, действительный корень переживания, который был у Толстого, в отличие от других умников, которые, может быть, были умнее и грамотнее его, но этого они не видели и не чувствовали. И потом, вообще отношение к мысли требует от нас определенных свойств души или того, что я назвал великодушием. Особое качество человеческой души – если я великодушен, я могу соседствовать с глупостью. Я не требую, чтобы она имела умный вид, я вижу, что за ней, и прощаю глупость. Кстати, то исходное, такое гуманное или гуманистическое содержание социалистических идей, которое было в начале возникновения этого движения, тоже связано с тем, что я сейчас говорю. Я приведу вам простой пример. В начале века один французский социалист, выступая в парламенте, – в это время обсуждался вопрос забастовок, в которых участвовали несчастные, оборванные, голодные люди, и вот на них обрушились, что они оборванцы и неграмотны, ничего не понимают и просто занимаются социальной смутой, – сказал так: «От несчастных требуют еще и совершенства». Проблема великодушия состоит в том, чтобы за лохмотьями глупостей или буквальными лохмотьями увидеть реальное человеческое состояние, в котором мы общи со всеми людьми, как бы плохо или хорошо они ни выражали свое состояние. И нас не убудет, если мы это почувствуем.