Системный разум, в бейтсоновском смысле, с одной стороны, обладает полнотой информации, с другой - он же ей и обусловлен. Он не может выйти за рамки ее простых следствий (Бейтсон об этом не писал, но мне так кажется).
[spoiler="Грегори Бейтсон. Экология разума."]
[/spoiler]Если (во что нам лучше бы верить) разум в своей тотальности есть интегрированная сеть (утверждений, образов, процессов, невропатологии или чего-то еще, в зависимости от того, какой научный язык вы предпочитаете)и если содержание сознания - это только выборка различных частей и локальных зон этой сети, то тогда представления сознания о целостности собственной картины сети неизбежно являются чудовищным отрицанием интеграции этого целого. Если мы вырезаем сознание, тогда то, что появляется над поверхностью, - это дуги цепей вместо либо полных цепей, либо более полной сети цепей. Без поддержки (поддержки искусства, сновидений и т.п.) сознание не в состоянии постичь системную природу разума.
Сознание нужно психике тогда, когда есть необходимость в необусловленных ничем решениях, (возможно) создании чего-то принципиально нового (не обязательно полезного и хорошего, но РЕволюционного), и, пресловутой свободе воли.. Которая возможна только при выходе из сети причинно-следственных связей, петель обратной связи "мира сего". По крайней мере - из грубого уровня такой сети.
Каким образом сознание способно (пусть иногда) выходить за пределы такой обусловленности? Не только благодаря тому, что, имея ограниченную информацию, оно может ошибаться (хотя, возможно, это тоже играет роль). В отношении этого (и природы сознания вообще), мне нравится теория Пенроуза и Хамероффа.
[spoiler="вкратце"]
[/spoiler]В соответствии с обычной квантовой теорией (частью стандартной “копенгагенской интерпретации”), каждый выбор собственного состояния [квантовой системы] является полностью случайным, а вероятность его проявления может быть вычислена, исходя из предыдущего состояния. Процедуру редукции волновой функции (R) принято трактовать как действие измерения на квантовую систему — то есть такое действие, которое переводит систему из квантового состояния суперпозиции в классическое однозначное. Иными словами, при квантовой суперпозиции двух состояний через такое измерение R эти два состояния становятся различимыми. Выражаясь технически, редукция квантового состояния или «коллапс волновой функции» вероятностно заменяют суперпозицию одним или другим из этих альтернативных состояний.
В рамках этой теории небольшая кривизна пространства-времени, порожденная массой элементарной частицы, была проигнорирована, поскольку предполагалось, что там, где существенна квантовая теория, эффектами гравитации можно пренебречь. Однако, по мнению авторов «Orch OR» [теория оркестрованной объективной редукцией], это недопустимо, т.к. эти небольшие изменения в структуре пространства-времени могут приводить к значительным последствиям, поскольку они оказывают тонкое, но фундаментальное влияние на сами правила квантовой механики.
В рамках предлагаемой OR-процедуры [процедуры объективной редукции] предполагается, что каждому состоянию квантовой суперпозиции соответствует бифуркация (разделение) Вселенной на элементарном уровне. Предположительно, OR-процесс происходит, когда такое разделение достигает критической величины распределения гравитационных масс – одногравитонный предел Пенроуза. Это похоже на гипотезу множества миров Эверетта, однако, процессы разделения Вселенной на самом планковском уровне нестабильны, и самопроизвольно редуцируют из-за объективного свойства природы 4-х мерной геометрии пространства-времени, образуя OR-процесс.
Будучи механизмом квантового самонаблюдения системы над самой собой, каждый самоорганизованный OR-акт рассматривается как отдельное событие сознания. Следовательно, сознание может поддерживаться только в тех условиях, когда может осуществляться OR: 1) высокая степень когерентности квантового состояния суперпозиции коллектива частиц, существующая в течение периода времени достаточно большого для того, чтобы был достигнут порог квантовой гравитации, и достаточно короткого для того, чтобы иметь отношение к процессам мышления; 2) для OR-процесса необходима изолированность от «шума» окружающей среды до тех пор, пока не произойдет спонтанная редукция состояния.
В модели «Orch OR» квантовая когерентность возникает и изолируется в микротрубочках нейронов мозга до тех пор, пока различия в распределении массы-энергии между тубулинами[1], находящимися в суперпозиции, не достигнет порога неустойчивости, который связан с квантовой гравитацией. Квантовое вычисление «оркеструется» обратной связью от белков, связанных с микротрубочками, поэтому этот процесс назван «оркестрованной объективной редукцией» («Orch OR»). Результирующий «само-коллапс» когерентного состояния микротрубочек, который рассматривается как необратимый во времени OR-процесс, создает мгновенное «теперь». Каскады таких OR-событий создают течение времени и «поток» сознания. Благодаря достижению порога квантовой гравитации OR-событие имеет фундаментальное отношение к геометрии пространства-времени. Можно сказать, что каскад OR-событий «картирует» направление отбора физических геометрий пространства-времени.
Сознание, таким образом, является последовательностью дискретных событий, формирующейся из двух чередующихся фаз: 1) фазы изолированной квантовой когерентной суперпозиции, в которой квантовые состояния микротрубочек изолированы; и 2) декогеренции, - в этой фазе информация микротрубочек взаимодействует с «не-сознательными» частями мозга, нервной системой и внешним миром. Чередование этих фаз согласуется с нейрофизиологией мозга, например хорошо известными 40-герцевыми гамма-осцилляциями электроэнцефалограммы.
Дополнение: «Интересно сравнить наши рассмотрения с некоторыми точками зрения, которые были сформулированы относительно природы развития сознательного опыта. Например, в буддизме можно найти представление о сознании, состоящем из последовательности отдельных дискретных событий; опытные медитирующие описывают отдельные “мерцания” в своем переживании субъективной реальности. Буддистские тексты описывают сознание как “моментальные коллекции ментальных явлений”, а также как “отдельные, не связанные друг с другом и преходящие моменты, которые гибнут, как только возникают”. Некоторые буддистские тексты даже определяют частоту сознательных моментов. Например, савастивадины описывали 6 480 000 “моментов” за 24 часа (в среднем один “момент” в 13.3 мсек), а некоторые китайские буддисты - одна “мысль” в 20 мсек. Эти наблюдения, с учетом вариаций в частоте, соответствуют нашим “Orch OR”-событиям. Например, пред-сознательный интервал в 13.3 мсек будет соответствовать “Orch OR”, включающему 4х1012 когерентных тубулинов, а 20 мсек - 2.5х1010 тубулинов. Таким образом, буддистские “моменты опыта”, “события опыта” Уайтхеда и наши “Orch OR”-события, по-видимому, удовлетворительно согласуются друг с другом
Согласно ей, как сказано выше, элементарный акт сознания, это элементарное (и невычислимое в рамках существующей математики, и потому не алгоритмизируемое) "решение" в отношении элементарной же бифуркации, возникающей на квантовом уровне (в виде квантовой суперпозиции состояний системы). Точнее, о "решениях" можно говорить, когда это элемент согласованного процесса сознания сложной системы, а вне его - это просто редукция волновой функции.
В рамках психики, решения эти основываются на соотнесении предоставляемой совокупным разумом (неполной части) информации с информацией и состояниями огромного ансамбля когерентных квантовых реле, существующих в микротрубочках цитоскелета нейронов (их много, но конечное числе, что недостаточно, чтобы оценивать всю полноту). Что создает потоки сознания и личного субъективного времени (имеющего, таким образом, довольно длительные "кванты"). То, что "объективная редукция" в рамках теории связана с квантовой гравитацией (пусть точно и неизвестно, как именно последняя работает), соотносит феномен сознания с самыми основами реальности.. (А то, что с возрастом объем информации, которую необходимо соотнести, растет, а количество нейронов падает, может способствовать увеличению длительности "квантов" субъективного времени, то есть ускорению последнего.. Хотя это спорно)
В этом случае, в свернутой, потенциальной форме, сознание присуще всему во вселенной, но, как устойчивый процесс, проявляется лишь в сложных организмах, достигая определенного максимума в человеке (и, возможно, могло иметь место до фазового перехода "большого взрыва". Что тоже спорно).