Шавасана от и до
- Гузель Х.
- Сообщения: 692
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 142 раза
Re: Шавасана от и до
Leyz, ну вот, уже больше о вас теперь информации... :-)
Всё же возвращаю ваше внимание к началу нашего общения. Опишите, пожалуйста, хотя бы один день вашей практики. От начала и до конца. Я вижу общий ее процесс. Но есть некоторые сомнения. Хочется устранить их. Суть вот в чем. Важно, чтобы вы сами видели, а точнее ощущали внутренние процессы во время практики, возникающие противоречия. За вас никто не сможет ощущать ваше тело, что в нем происходит. В противном случае противоречия и вопросы будут возникать вновь и вновь.
Ещё один важный момент. Во время практики, работая с внутренними ощущениями, мы являемся лишь наблюдателями происходящего, фиксаторами. Остальная часть сознания заторможена. Выйдя из практики, сознание активизируется за счёт деятельности органов зрения, ума, эмоций/чувств. В определённый момент происходит осознавание - соединение наработанного внешнего опыта и внутренней практики йоги. Один из способов запуска этого процесса - запись практики йоги на бумаге. При этом идёт работа над подбором слов, терминов, выстраивание предложений, вспоминание мелочей практики, их последовательность, время, размышления и пр., которые со временем забываются. Это большая работа по обработке материала подводит к осознанной практике, повышает концентрацию внимания, развивает одновременно и ощущения, и слух, и видение. Это, безусловно, улучшит внутреннюю коммуникацию в практике.
Ещё один момент. Я думаю вы замечали интересное явление, когда вынужденная необходимость смотреть на что-то долго, вызывает зевоту и сонливость. Вспоминается подобное? У меня в памяти всплывают не интересные уроки по химии в школе. Училка постоянно ругалась и призывала к вниманию. Ученики старательно пялились на доску, пытались концентрироваться и буквально засыпали на её монотонных уроках.
В вашем случае расслабление достигает такой степени, что вам остаётся либо проваливаться в бессознательное (и затем чувствовать себя разбитым по причине переизбытка расслабления), либо включать в свою практику исследовательскую задачу, вызывающую у вас интерес. Именно он естественным способом сохранит прозрачность и активность сознания. Такой задачей для исследования у вас может быть практика над расслаблением, дыханием, вниманием и вашими всплывшими ощущениями в области диафрагмы.
Итак, описание одного дня практики. Если есть необходимость, тщательно проработаем этот этап.
Всё же возвращаю ваше внимание к началу нашего общения. Опишите, пожалуйста, хотя бы один день вашей практики. От начала и до конца. Я вижу общий ее процесс. Но есть некоторые сомнения. Хочется устранить их. Суть вот в чем. Важно, чтобы вы сами видели, а точнее ощущали внутренние процессы во время практики, возникающие противоречия. За вас никто не сможет ощущать ваше тело, что в нем происходит. В противном случае противоречия и вопросы будут возникать вновь и вновь.
Ещё один важный момент. Во время практики, работая с внутренними ощущениями, мы являемся лишь наблюдателями происходящего, фиксаторами. Остальная часть сознания заторможена. Выйдя из практики, сознание активизируется за счёт деятельности органов зрения, ума, эмоций/чувств. В определённый момент происходит осознавание - соединение наработанного внешнего опыта и внутренней практики йоги. Один из способов запуска этого процесса - запись практики йоги на бумаге. При этом идёт работа над подбором слов, терминов, выстраивание предложений, вспоминание мелочей практики, их последовательность, время, размышления и пр., которые со временем забываются. Это большая работа по обработке материала подводит к осознанной практике, повышает концентрацию внимания, развивает одновременно и ощущения, и слух, и видение. Это, безусловно, улучшит внутреннюю коммуникацию в практике.
Ещё один момент. Я думаю вы замечали интересное явление, когда вынужденная необходимость смотреть на что-то долго, вызывает зевоту и сонливость. Вспоминается подобное? У меня в памяти всплывают не интересные уроки по химии в школе. Училка постоянно ругалась и призывала к вниманию. Ученики старательно пялились на доску, пытались концентрироваться и буквально засыпали на её монотонных уроках.
В вашем случае расслабление достигает такой степени, что вам остаётся либо проваливаться в бессознательное (и затем чувствовать себя разбитым по причине переизбытка расслабления), либо включать в свою практику исследовательскую задачу, вызывающую у вас интерес. Именно он естественным способом сохранит прозрачность и активность сознания. Такой задачей для исследования у вас может быть практика над расслаблением, дыханием, вниманием и вашими всплывшими ощущениями в области диафрагмы.
Итак, описание одного дня практики. Если есть необходимость, тщательно проработаем этот этап.
Жить и действовать по слову.
- YaroshenkoMaxim
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 9 июн 2014, 12:27
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Шавасана от и до
Будучи когда-то давно на семинаре М. Свечникова, помню, что он ходил между нами и приговаривал "засыпаем-засыпаем-засыпаем". После практики я задал вопрос: "Как же так? Вы говорите засыпать, но все подчёркивают, что йога - это не сон". Он ответил, что это действительно так, но через понятие сна людям легче донести то состояние, с которым они не знакомы. Т.е. объяснить, как это - отъезжать.)Атри писал(а):Если это действительно мысли, то нормально. Если это образы, всплывающие из подсознания значит вы грезите наяву. Имеем дело с чем-то вроде легкого поверхностного сна в бдг-фазе.всегда интересовало, насколько верен такой подход наблюдения за мыслями, а не за ощущениями?
А были ли в вашей практике примеры, когда человек действительно хоть и регулярно, но скатывался в тот сон, о котором вы говорите? Т.е. возможно ли действительно делать асану, затем падать на пол и засыпать на 10-15 минут, потом просыпаться, следующая асана и снова засыпать?)
- За это сообщение автора YaroshenkoMaxim поблагодарил:
- ANTON365
- Рейтинг: 6.25%
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Шавасана от и до
В моей практике только один человек и это я сам. Я засыпал и не на 10-минут, а как бы не на час. Думаю, что найдутся и те, кто может заснуть коротко. В принципе если сна не хватает, то это тоже неплохо. Но вот если это в комплекте со сновидениями, то может получиться эффект, как у товарища на предыдущей странице.
Re: Шавасана от и до
Хорошо.Гузель Х. писал(а): Итак, описание одного дня практики. Если есть необходимость, тщательно проработаем этот этап.
Утро, 8 часов. Жена уводит детей в садик/школу, я встаю и иду мыть зубы. После ванны немного попил водички и в комнату для йоги. Температура в ней 25 С, влажность 35%, постоянный приток уличного воздуха через фильтр, тишина, легкий гул фильтра. Жалюзи почти закрыты, приятный полумрак. В общем, комфортные условия.
Так как у меня, скорее всего, имеет место быть блокировка крестцово-подвздошного сустава, что проявляется как отложенная боль между тазом и крестцом справа при длительных наклонах/сгибании, я начинаю практику не с пашчимоттанасаны/уттанасаны, а с собаки мордой вниз. Встаю на четвереньки, опираюсь на руки и подушечки ступней, поднимаю таз - образовывается что-то типа треугольника — собака мордой вниз. Ищу удобное положение рук/ступней, изменяю угол тела так, чтобы не было ощущений напряжения, натяжения, каких-либо болевых проявлений — в общем всего, что мешает комфорту. Далее в комфортном положении «бросаю» общий взгляд на тело в целом, ищу скрытые напряжения. Разобравшись с комфортом «смотрю» на мышцу губы, которая всегда поджата и волевым порядком расслабляю ее, что, в общем-то, хватает не надолго.
Далее начинается работа со вниманием. Строгого плана нет. Зависит от того, на чем лучше фиксируется/концентрируется:
Внимание на дыхании.
- наблюдаю весь процесс дыхания, только если сознание не вмешивается в контроль вдоха/выдоха (не подгоняет). Если все же начинаю чувствовать легкое «жжение» в груди, то отказываюсь. Такой вариант работает редко.
- наблюдаю движение живота верх/вниз. Вариант вполне рабочий.
Внимание на глазах.
- Пустой экран. Самый удобный и легкий вариант. Но!
Пол года назад, когда я только начал практику, я мог легко концентрироваться на области периферического зрения. Это как смотреть прямо (фокус прямо), но удерживать внимание на объекте сбоку, который в моем случае вообще отсутствует. Причем я делал это с закрытыми глазами. Эффект похож на то, что ты смотришь в пустоту именно на внутреннем экране (не путать с темнотой, которую видим глазами), или похож на то, как в детстве «задумаешься» и не воспринимаешь никого и ничего, а видишь чего-то там свое, но только в моем случае черный пустой экран.
Это сразу вызывало у меня понижение частоты дыхания, делало его глубоким, давало безмятежность/спокойствие, имело длительный пост-эффект. Такое можно было провернуть даже с открытыми глазами гуляя по улице, прям в движении. Концентрация внимания на периферическом зрении в области слева сверху вызывало спокойствие, глубокое дыхание и пустоту.
Но недолго музыка играла и через неделю эта способность исчезла. Так у меня было во всех начинаниях йоги и всегда пропадало.
- Внимание на расслабленных глазах. Если удается, то вполне можно залипнуть, но это бывает редко.
Внимание на звуках
Такое возможно, но, скорее всего, я не аудиал и к этому у меня не лежит душа. Тем более иметь зависимость от источника шума (в моем случае шум вентиляции). Внутренних звуков / слуховых галлюцинаций не имею.
Внимание на частях тела
Пробовал руки, ноги, ступни, кисти рук, все тело, над между глазами. Да, можно пытаться удерживать внимание, но залипания не происходит. Больше похоже на залипание на напряжении в концентрации, что не допустимо в йоге. В жизни ни разу не испытывал эффекты потери положения тела в пространстве, разрастание частей тела, интенсивного холода или тепла в местах внимания. Не летал в снах, только падал с соответствующим испугом.
Внимание на напряженных местах
Как писал выше, у меня есть «неврологический спазм» в губах — я их еле заметно поджимаю. В волевом порядке опускаю, но они потом сами поджимаются. Залипать на волевом расслаблении можно, но начинается нарастание напряжения в этом месте — ЦНС просит свое. Выходит уже не расслабление, а напряжение.
Пресс живота, который тоже напряжен в сидячих/стоячих состояниях. Его можно расслаблять, но это приводит к неприятным ощущениям при дыхании, также нужно все время принуждать его к расслаблению. А в лежачих он как тряпочка.
Внимание на «фатальном» расслаблении.
«Фатальное» - мой условный термин, означает «ковровое» расслабление частей тела, вызывающее у меня неприятные ощущения. Я могу настолько сильно отпускать мышцы, что мне от этого не приятно. Чаще всего это предплечье и кисти рук. Сложно объяснить. Схожие ощущение у меня бывают по всему телу, когда в момент засыпания я вдруг прихожу в себя. Во всем теле типа ломоты, я прям не могу терпеть. Приходится ночью лезть на турник и подтягиваться, отжиматься, зажимать клаки, приседать, напрягать все тело, сильно бежать. Это бывает очень редко. Может за год 2-3 раза. Проходит через 5 минут.
Да, я могу так расслабить некоторые части тела, но это не приятно.
----------------------------
Так вот, стоя собакой мордой вниз я перебираю варианты фиксации и нахожу приемлемый (а может и не нахожу). Далее стою в асане, пытаюсь фиксировать внимание, естественно внимание отвлекается, как само собой, так и на форму тела. Когда чувствую, что стоять становится не комфортно — выхожу из асаны и сижу в простой удобной позе. В паузах расслабляюсь и пытаюсь фиксировать внимание.
Естественно во время практики в голову лезет все, что можно: от дел и работы до мыслей про то, что ты делаешь правильно и не правильно в практике. Перебывает это только хорошее залипание внимания, но это явление редкое.
Отдохнув в паузе примерно столько же времени, сколько асана (бывает и дольше), я перехожу к другой асане. И так до промежуточной или финальной шавасаны.
Шавасана. Лежа на боку (мне так удобнее) я перевожу внимание со ступи правой ноги на ступню левой, с пятки правой на пятку левой. И так до затылка. Потом вниз по лицевой части тела. Как в нидре, только без внешнего управления. Примерно после первого круга начинаются тормоза в переключении мест фиксации внимания — ощущается как замедление, трудности. После чего мультики или сразу отвал на несколько минут, потом прихожу в себя цепляюсь за часть тела и погнали дальше до следующего отвала.
Раньше шавасану делал с фиксацией на чем-то одном. Иногда отваливался, если сильно уставший.
-----------------------
За пол года практики у меня не было никаких глубоких расслаблений. Не было ничего выходящего за рамки обычного. Я не прибывал в состоянии между сном и бодрствованием (хотя вечером при засыпании я такое иногда замечаю, и это выдергивает меня назад в бодрствование). Если я находил новое место фиксации внимания, то через некоторое время (4-5 дней) это место уже не работает. У меня складывается впечатление, что психика адаптируется к тому, что я где-то залипаю и убирает эту возможность (см. выше «Внимание на глазах. - Пустой экран»)
Скажу также, что я особо не принуждаю себя в практике. Лезут мысли и не получается фиксироваться — ну и ладно. Нет сил — лежу в шавасане. Не хочется делать — не делаю. Если предстоит что-то серьезно после практики, даже не пытаюсь ее делать.
Внешне я спокоен. Внутренне — ну более менее, есть конечно всякие страхи. Наверное как у всех. Есть проблемы со здоровьем, но не критические.
И да, есть ли способ вернуть способность залипания внимания на внутреннем экране через периферическое зрение? Почему оно ушло? Думаю практика приобрела бы очень качественный формат.
- Гузель Х.
- Сообщения: 692
- Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
- Откуда: г. Казань
- Благодарил (а): 35 раз
- Поблагодарили: 142 раза
Re: Шавасана от и до
Спасибо большое. :-)
Возникает вопрос. Наблюдаете ли вы или может ощущаете во внешней вашей жизни передвижения, изменения, преобразования? Есть такое состояние чуйки, что-то начинает происходить, но пока не понятно что и как.
И все же какие не принципиальные болячки у себя отмечаете?
Да, вернуть можно. Только это не залипание, а способность к деконцентрации. Она нарабатывается.
Возникает вопрос. Наблюдаете ли вы или может ощущаете во внешней вашей жизни передвижения, изменения, преобразования? Есть такое состояние чуйки, что-то начинает происходить, но пока не понятно что и как.
И все же какие не принципиальные болячки у себя отмечаете?
Да, вернуть можно. Только это не залипание, а способность к деконцентрации. Она нарабатывается.
- Рейтинг: 6.25%
Жить и действовать по слову.
Re: Шавасана от и до
Ничего не приходит на ум. Все как-то стабильно.Гузель Х. писал(а):Наблюдаете ли вы или может ощущаете во внешней вашей жизни передвижения, изменения, преобразования? Есть такое состояние чуйки, что-то начинает происходить, но пока не понятно что и как.
Были некоторые условно плохие ситуации, которые открывали новые грани и давали что-то типа форы для принятия решений. В итоге даже очень хорошо, что они возникли. Типа сначала не повезло, а потом оказывается еще как повезло, что не повезло. Может они были и раньше, просто я на это не обращал внимание.
Хронический колит, хронический тонзиллит/фарингит, заложенность носа. Все протекает довольно слабо. Но вот если делать много шавасаны, много спать, то колит начинает побаливать, значительно увеличивается слизь в горле, заложенность носа увеличивается.Гузель Х. писал(а):И все же какие не принципиальные болячки у себя отмечаете?
К слову, я так от колита избавился - просто перестал много спать и он ушел в латентное состояние. До этого пол года ходил по врачам.
Есть у меня мысль, что отдохнувшая и набравшаяся сил ЦНС проявляет свои невралгические недуги в более сильной форме.
Наверное слово "залипание" в рамках данного форума имеет другое значение. Не знаюГузель Х. писал(а):Только это не залипание, а способность к деконцентрации. Она нарабатывается.
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Шавасана от и до
Собаку и наклоны вперед я бы не делал. А вместо этого подобрать асаны, которые a) растягивают переднюю поверхность ног б) укрепляют пресс в) укрепляют мышцы пятой точки.ак как у меня, скорее всего, имеет место быть блокировка крестцово-подвздошного сустава, что проявляется как отложенная боль между тазом и крестцом
Либо можно делать нейогический комплекс, направленный на устранение гиперлордоза. https://www.youtube.com/watch?v=PMqLSUT8LhE" onclick="window.open(this.href);return false;
Дело в том, что позвоночник выстраивается от таза и если крестцовое сочленение не в порядке, будут выскакивать проблемы в грудном и шейном отделах.
Насчет переферийного зрения есть смысл отдельно попрактиковать концентрацию на нем, не в асанах, а перед сном например.
- Рейтинг: 6.25%
- YaroshenkoMaxim
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: 9 июн 2014, 12:27
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Шавасана от и до
Возможна ли вообще медитация, будучи невыспанным? Т.е. можно ли практиковать в медитативном состоянии имея потребность во сне? Или же ты неизбежно будешь засыпать, пока не закроешь эту дыру, а уже потом сможешь работать со вниманием?Атри писал(а):В моей практике только один человек и это я сам. Я засыпал и не на 10-минут, а как бы не на час. Думаю, что найдутся и те, кто может заснуть коротко. В принципе если сна не хватает, то это тоже неплохо. Но вот если это в комплекте со сновидениями, то может получиться эффект, как у товарища на предыдущей странице.
- За это сообщение автора YaroshenkoMaxim поблагодарил:
- ANTON365
- Рейтинг: 6.25%
-
- Сообщения: 113
- Зарегистрирован: 1 май 2008, 17:38
- Откуда: cary nc
- Благодарил (а): 79 раз
- Поблагодарили: 50 раз
Re: Шавасана от и до
По моему ИМХО опыту многолетней практики с постоянным невысыпанием: Главное - не ждать от практики медитативности (и вообще ничего не ждать). Ожидание, чтобы практика соответствовала какому-то стандарту, губит практику. Я много лет практиковала "в полном сознании", просто делала, что получается. Сейчас, после многих лет практики, вроде как нащупала свою триггерную точку. (Не спрашивайте - весьма нетривиальная, я даже объяснить толком не могу, но для меня действует.) И невысыпание все равно время от времени есть, но я знаю, что время практики мне все равно засчитывается в "как бы отдых", в какой-то степени вроде сна.
Так что я хочу сказать - несмотря на полное отсутствие медитативности в моей практике много лет - она все равно для меня действовала. Так, как моему организму было доступно. Он просто не мог большего, понимаете? И я знаю, что она действовала, по эффектам в обычной жизни. Даже сейчас, если я потеряю свою триггерную точку, я все равно буду продолжать практику - так, как она у меня получается. Без ожиданий и с постоянным переводом внимания с мыслей в голове на ощущения в теле. Может, эта перспектива кому-то пригодится. Все ИМХО.
Так что я хочу сказать - несмотря на полное отсутствие медитативности в моей практике много лет - она все равно для меня действовала. Так, как моему организму было доступно. Он просто не мог большего, понимаете? И я знаю, что она действовала, по эффектам в обычной жизни. Даже сейчас, если я потеряю свою триггерную точку, я все равно буду продолжать практику - так, как она у меня получается. Без ожиданий и с постоянным переводом внимания с мыслей в голове на ощущения в теле. Может, эта перспектива кому-то пригодится. Все ИМХО.
- Рейтинг: 25%
-
- Сообщения: 1898
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Re: Шавасана от и до
Имхо, мне кажется медитация та самая которая описана в ЙИК может запускаться или скорее должна лишь при условии наличия избытка внутреннего ресурса, для организма медитация является чем-то избыточным и необязательным. Сон же наоборот относится к категории первичных потребностей (более приоритетных), в отличии от медитации, поэтому сначала сон/выспаться, потом все остальное. Насколько я помню в ЙИК недосып относится к факторам препятствующим качественной практике и её глубине.
- ANTON365
- Сообщения: 308
- Зарегистрирован: 22 авг 2012, 15:32
- Благодарил (а): 268 раз
- Поблагодарили: 274 раза
Re: Шавасана от и до
По поводу комментария vovka на последнее сообщение rada.
Вспоминается сентенция Гётте из "Фауста" -
"Теория, мой друг, суха,
Но вечно зеленеет жизни древо."
Оно конечно хорошо высыпаться (это идеал, для практики йоги), но в жизни часто всё не так идеально.
И что - не практиковать если не выспался?
Как по мне, то, что написала rada, ОЧЕНЬ полезно (и ИНТЕРЕСНО), для практика любой степени продвинутости.
Вспоминается сентенция Гётте из "Фауста" -
"Теория, мой друг, суха,
Но вечно зеленеет жизни древо."
Оно конечно хорошо высыпаться (это идеал, для практики йоги), но в жизни часто всё не так идеально.
И что - не практиковать если не выспался?
Как по мне, то, что написала rada, ОЧЕНЬ полезно (и ИНТЕРЕСНО), для практика любой степени продвинутости.
- Рейтинг: 6.25%
не спеши.
-
- Сообщения: 1898
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Re: Шавасана от и до
Антон, для людей настроенных сразу на медитацию не разобравшись в сути вопроса, лучше использовать практику чисто в утилитарных целях, банально выспаться в шавасане/нидре бывает много полезней и для ума и для тела. А то ведь сломается ковшик спортсмена раньше времени.)