Гут! (Корошо) :DМне видится в слове "приятно" у Патанджали более широкий смысл, грубо говоря, простой антоним к словам типа "страдание", "обеспокоенность", "раздражение", "попытка что то изменить" и т.д.
Что такое концентрация ''
А вот на мой взгляд интересный момент (цитир.ЙС):
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.
(Вопрос возникает, что за восприятие во сне без сновидений, там же ничего нет (в смысле восприятия)
И далее если взять коммент. к 10 сутре ("О сосредоточении") то читаем:
"Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранён, подобно другим формам деятельности сознания."
Нет ли здесь противоречия (между 10 и 38 сутрами), что в качестве опоры для сосредоточения мы берём продукт деятельности сознания (образ из сновидения), но сама эта деятельность должна быть искоренена?!
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, [полученное] в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.
(Вопрос возникает, что за восприятие во сне без сновидений, там же ничего нет (в смысле восприятия)
И далее если взять коммент. к 10 сутре ("О сосредоточении") то читаем:
"Поэтому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранён, подобно другим формам деятельности сознания."
Нет ли здесь противоречия (между 10 и 38 сутрами), что в качестве опоры для сосредоточения мы берём продукт деятельности сознания (образ из сновидения), но сама эта деятельность должна быть искоренена?!
-
- Сообщения: 247
- Зарегистрирован: 24 авг 2006, 00:33
- Откуда: St.Petersburg
Тута всё проще паренной репы.
Что общего между сном без сновидений и "восприятием в сновидении"? Кончно же отсутствие ощущений и любой преднамеренности , причём непосредственное восприятие непреднамеренных событий во сне с образами,дополняется восприятием отсутствия событий в сне без сновидений(образов). Это и составляет основу стабильности, т.е. "объект" ,на который обращено внимание в практике, которая по определению не является сном.Что бы не происходило, вы(де факто) продолжаете пребывать здесь и сейчас, неподвижно.
В повседневности всё ещё проще,чем может показаться. Например, Вы шли по улице,особо не напрягаясь, затем остановились и закрыли глаза.Первый момент Вы ничего не видите и не ощущаете. Естественное пребывание во мраке(ЧВН) прерывается дальнейшим ощущением тела и окружающих событий и объектов, а далее( а иногда и сразу) их выдумыванием, анализом и прочими элементами "переживания". Совершенно понятно, что этот "первый"момент не возможно продлить усилием воли, как любое переживание в состоянии бодрствования, но это и не сон. Это как бы ничего вообще не значит, бывает у всех, никак не беспокоит, и не обращает на себя никакого внимания(!) Этот "момент" может быть "продлён" только спонтанно или только в специфической практике. Причём увеличение этого момента, превращение в какой то отрезок времени случается так же НЕЗАМЕТНО как и в повседневности, и только спустя какое то время можно констатировать овладение такой способностью "останавливаться", параллельно обретая улучшенное состояние здоровья и психики вцелом, т.е "стабилизироваться".
То о чём пишет Патанджали не имеет к этому никакого отношения. Он говорит не о продуктах сознания, т.е образах и ощущениях, а о восприятии как таковом, предстваление о котором можно получить из СОВОКУПНОСТИ восприятия событий(образов) и полного отсутствия оных в снах со сновидениями и без.
Что общего между сном без сновидений и "восприятием в сновидении"? Кончно же отсутствие ощущений и любой преднамеренности , причём непосредственное восприятие непреднамеренных событий во сне с образами,дополняется восприятием отсутствия событий в сне без сновидений(образов). Это и составляет основу стабильности, т.е. "объект" ,на который обращено внимание в практике, которая по определению не является сном.Что бы не происходило, вы(де факто) продолжаете пребывать здесь и сейчас, неподвижно.
В повседневности всё ещё проще,чем может показаться. Например, Вы шли по улице,особо не напрягаясь, затем остановились и закрыли глаза.Первый момент Вы ничего не видите и не ощущаете. Естественное пребывание во мраке(ЧВН) прерывается дальнейшим ощущением тела и окружающих событий и объектов, а далее( а иногда и сразу) их выдумыванием, анализом и прочими элементами "переживания". Совершенно понятно, что этот "первый"момент не возможно продлить усилием воли, как любое переживание в состоянии бодрствования, но это и не сон. Это как бы ничего вообще не значит, бывает у всех, никак не беспокоит, и не обращает на себя никакого внимания(!) Этот "момент" может быть "продлён" только спонтанно или только в специфической практике. Причём увеличение этого момента, превращение в какой то отрезок времени случается так же НЕЗАМЕТНО как и в повседневности, и только спустя какое то время можно констатировать овладение такой способностью "останавливаться", параллельно обретая улучшенное состояние здоровья и психики вцелом, т.е "стабилизироваться".
Если я правильно понял ,методы, построенные на намеренном изменении состояния сознания, с ориентацией на некие признаки, как раз и опираются на некие (мысле)образы либо в виде неких заранее понятных ощущений либо глюков в "чистом виде".Нет ли здесь противоречия (между 10 и 38 сутрами), что в качестве опоры для сосредоточения мы берём продукт деятельности сознания (образ из сновидения), но сама эта деятельность должна быть искоренена?!
То о чём пишет Патанджали не имеет к этому никакого отношения. Он говорит не о продуктах сознания, т.е образах и ощущениях, а о восприятии как таковом, предстваление о котором можно получить из СОВОКУПНОСТИ восприятия событий(образов) и полного отсутствия оных в снах со сновидениями и без.
С.А.Р. Вам (не)поможет!
-
- Сообщения: 247
- Зарегистрирован: 24 авг 2006, 00:33
- Откуда: St.Petersburg
To Gol:
Ну, я не была рассеянной до такой степени, чтобы сахар в холодильник ставить, но на работе ошибки сажала капитально. Скажем, печатаю бумагу на каком-нибудь безумном бланке, пять раз проверю, напечатаю, потом читаю...м-да, пора вязать! Все прошло после нескольких месяцев занятий асанами. Занималась я одна, навредить себе боялась, и поэтому во время практики внимательно следила за ощущениями. Потом вдруг обратила внимание, что ошибок больше не леплю (т.е. это произошло спонтанно).
Ну, я не была рассеянной до такой степени, чтобы сахар в холодильник ставить, но на работе ошибки сажала капитально. Скажем, печатаю бумагу на каком-нибудь безумном бланке, пять раз проверю, напечатаю, потом читаю...м-да, пора вязать! Все прошло после нескольких месяцев занятий асанами. Занималась я одна, навредить себе боялась, и поэтому во время практики внимательно следила за ощущениями. Потом вдруг обратила внимание, что ошибок больше не леплю (т.е. это произошло спонтанно).
-
- Сообщения: 247
- Зарегистрирован: 24 авг 2006, 00:33
- Откуда: St.Petersburg
(в сутрах)Речь идёт о существовании.Существовании человека в рамках практики йоги. По началу кажется, что он не способен воспринять то, что находится (как бы) за пределами его сознания.Поэтому Патанджали и обращает внимание на реальные(всегда имеющие место) свойства человека,в данном случае его восприятие(восприимчивость), именно в тех случаях, когда как бы НЕТ объекта восприятия, т.е во сне.В частности, во сне без сновидений, где человек воспринимая полное отсутствин объектов восприятия , продолжает воспринимать, т.е. реально существует, оставаясь при этом стабильным.джонс писал(а):Восприятия как такового не существует, должно быть что-то, что оно воспринимает, объект.
Даже следуя Вашей "логике", восприятии как такового можно говорить, ибо один и тот же объект одним и тем же человеком может восприниматься по разному или не восприниматься совсем в разное время и в разных и схожих обстоятельствах, в разных стадиях (не)стабильности. При этом, если пациент слышит(читает) Б, когда ему говорят(пишут) А, это не означает ,что он воспринял не А.
Вопросы?
С.А.Р. Вам (не)поможет!
To N.E.:
Ваш опыт вселяет надежду :) Хотя, возможно, невнимательность и рассеянность - разного характера явления. В первом просто недостаточная "концентрация", а во втором - непроизвольная потеря любой концентрации. У меня вот первая, вроде бы, тоже чуть уменьшается, а вторая - пока увеличивается. Как будто они компенсируют друг друга.
Ваш опыт вселяет надежду :) Хотя, возможно, невнимательность и рассеянность - разного характера явления. В первом просто недостаточная "концентрация", а во втором - непроизвольная потеря любой концентрации. У меня вот первая, вроде бы, тоже чуть уменьшается, а вторая - пока увеличивается. Как будто они компенсируют друг друга.
Мир полон красок! Разных... :)
Клон, это как? Лично я всегда воспринимаю автомобиль как автомобиль ( а не как шкаф или дерево) вне зависимости от обстоятельств. Если у кого-то это иначе, то пора к спецам в белых халатах.ибо один и тот же объект одним и тем же человеком может восприниматься по разному или не восприниматься совсем в разное время и в разных и схожих обстоятельствах, в разных стадиях (не)стабильности.
-
- Сообщения: 247
- Зарегистрирован: 24 авг 2006, 00:33
- Откуда: St.Petersburg
Вполне вероятно, что заснув в автомобиле, он воспримется вами таким образом, что вам присниться будто Вы отдыхаете в шкафу. Кроме того, и в состоянии бодрствования Вы наверняка часто не понимаете,где находитесь. Но так как это не беспокоит ни Вас, ни окружающих, специалисты в белых халатах пока пусть релаксируют.
С.А.Р. Вам (не)поможет!
-
- Сообщения: 247
- Зарегистрирован: 24 авг 2006, 00:33
- Откуда: St.Petersburg
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Олежик, я в нейрофизилогии не специалист, так что касательно процессов ничего сказать Вам не могу. Говорю то, что знаю, поскольку пережил сам. Свет как свет, очень много. Ты просто паришь в нем - субъективно.
Джонсу по поводу условности учета ведущей репрезентации: так -то оно так, пусть "чистые" случаи встречаются крайне редко (на самом деле не так уж и редко), но все равно начинать придется именно с этого. Если человек преимущественно думает "картинками", то десять против одного, что Джапа для него - пустой номер. Да, с какого-то момента может что иное и включится, но это уже без разницы. Ибо если мышление идет монологом, то Таттва Шуддхи можно делать бесконечно и безрезультатно. Факт в том, что нужно получить надежный доступ к смене состояния сознания с обыденного на иное, и, как правило, если человек правильно понимает свою репрезентацию либо ее правильно понял наставник - этот доступ открывается без запарки, что есть грамотно и хорошо. Дабы не вышло как у Ильфа и Петрова: "Путаясь в соплях вошел мальчик..." :D
Джонсу по поводу условности учета ведущей репрезентации: так -то оно так, пусть "чистые" случаи встречаются крайне редко (на самом деле не так уж и редко), но все равно начинать придется именно с этого. Если человек преимущественно думает "картинками", то десять против одного, что Джапа для него - пустой номер. Да, с какого-то момента может что иное и включится, но это уже без разницы. Ибо если мышление идет монологом, то Таттва Шуддхи можно делать бесконечно и безрезультатно. Факт в том, что нужно получить надежный доступ к смене состояния сознания с обыденного на иное, и, как правило, если человек правильно понимает свою репрезентацию либо ее правильно понял наставник - этот доступ открывается без запарки, что есть грамотно и хорошо. Дабы не вышло как у Ильфа и Петрова: "Путаясь в соплях вошел мальчик..." :D
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
То, что можно либо вообще какое-то время не видеть и не слышать (скажем - во сне) а дышит тело всегда - пока есть жизнь. И происходит это автономно от нашего желания либо нежелания, безотносительно к функциям восприятия. Все живое дышит (я имею в виду высокоорганизованную жизнь), дыхание НЕ зависит от репрезентации, так же, как вызваемое им движение тела. Отсюда и универсальность техники. Есть, кстати, випассана и на движении тела, только тогда оно должно быть монотонным - ходьба или бег. Есть монотонность - можно сосредотачиваться, как это происходит у "беговых" йогов.
Возможно Вы правы, Виктор. Однако всё же дыхание это телесная функция, автоматизм, и оно как бы контактно с телом в отличие от визуального или аудиального восприятия, которое дистантно. В повседневности мы дыхания не замечаем. В випасане внимание осознанно переключается на него (трение воздуха в носу, движение брюшной стенки). Но с таким же успехом можно внимание обратить , например, на ощущение соприкосновения тела с поверхностью пола, на котором оно находится, и вне зависимости от ведущей репрезентативной системы КАЖДЫЙ может это почувствовать, воспринять, и удерживать на этом ощущении внимание.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Согласен, Джонс! Но во-первых - далеко не каждый может ощутить точки контакта (или площадь соприкосновения) тела с полом (кстати, Фаек Биреа когда-то давно предлагал нам такие вещи в Шавасане). Невротики, например, своего тела не ощущают, оно от головы как бы "отрезано" в восприятии. Во-вторых даже если человек в порядке, далеко не всегда у него хорошая сенсебилизация. А дыхание - вот оно, под рукой что называется, и любой человек может на него вниманием преключиться...