Тема эта, конечно, непопулярная но рискну её поднять. Тема "
Турнир четырёх: ахимса, брахмачарья, юмор, словословие" поставила вопросы о естетвенном и неестественном. И здесь встает вопрос: а что же считать естественным и что противоестественным? Емко и на мой взгляд правильно, на этот вопрос дал ответ Pike, поробую со своей стороны немного расширить эту мысль.
Если я здесь и буду говорить о христианстве, то только потому, что эта тема уже была затронута в «Турнире», постараюсь не выходить за рамки выдвинутых «обвинений».
Для некоторых туземных племен вполне естественным является каннибализм, а для вегетарианцев поедание любой плоти – противоестественно. Для одного индивидуума будет вполне естественным вступать в секс.контакт со всем что движется, для другого – сохранять верность в браке, которую первый назовет пуританством и пережитком. Еще для кого-то естественно принимать наркотики и противоестественно быть трезвым. Один делает аборты и живет для себя, другой родит всех, ск-ко бы их ни было.
Для людей вообще очень естественно следовать своим желаниям, какими бы низкими (высокими) они не были, правда для многих непреодолимым препятствием на этом пути встает уголовный кодекс и моральные нормы общества. И эти нормы вкупе с кодексом вполне могут создавать чувство вины или т.н. «зарубы».
Хотел бы рассмотреть два подхода к этому вопросу – подход христианства и школы ВСБ.
Христианство учит – в человеке действует 2 воли. Одна воля – плотская (удовлетворение как чувственным похотям так и естественным желаниям), другая – духовная (кратко она описана заповедями). В обычном состоянии плотская воля зачастую побеждает волю духовную (голос совести или естественного нравственного закона, заложенного в человека). Считается, что когда человек стяжал «Дух мирен», то «воля плотская» подчинена «воле духовной». Естественные потребности тела конечно-же должны быть удовлетворены, но такой человек уже не может сотворить грех. Вообще принцип срединности, свойственный православию очень неплохо описывается словами: «ешь, но не обжирайся; пей, но не упивайся; не беги супружеского ложа, но не блуди».
Эти требования миром и человеком действительно часто воспринимаются как нечто неестественное, даже враждебное себе, как угроза собственной свободе (иногда свободе грешить).
В христианстве по-сути делается следующее заявление: человек, ты можешь быть изменен. Не останавливаясь сейчас на теологическом аспекте этого изменения (которое на самом деле играет наиболее существенную роль), хотел бы сказать о другой стороне синергии Бог-человек, а именно о воле и действиях самого человека. Человек (пусть и с весьма переменным и даже спорным успехом) начинает действовать не на основании собственных желаний, определяемых плоской волей, а на основании того, что указал Христос (например «Кто возжелал жену ближнего в сердце своем тот уже прелюбодействовал с нею»). Это поначалу непросто и внешне напоминает, как если бы человек подгонял себя под некий шаблон поведения. Это может рассматриваться другими как нечто искуственное и непременно вызывающее внутренний конфликт. Для самого же субъекта это может быть ничем иным как сонастройкой своей воли воле Божественной (факт. процесс обОжения).
В школе ВСБ говорится, что йога не может сделать плохого человека хорошим и наоборот. В результате корректной практики, субъект уходит внутренних конфликтов, очищается, в рез-те чего происходит процесс интеграции психики, коммуникации с самим собой и окружающим миром. Т.е. становится тем, чем является на самом деле. Если я правильно понимаю, то в рез-те практики один может блудить направо и налево, но чувствовать себя при этом совершенно целостным и невинным, другой может пожертвовать десятки тысяч дет.дому и не испытывать при этом чувства сожаления.
Второй подход более взвешен и грамотен, первый же – это подход усилия, действия. На первый взгляд он напрямую вмешивается в психическую сферу человека, ломает ее, внося свои коррективы.В соответствии же с православным учением, человек, пытающийся обороть грех исключительно собственным усилием воли, либо в конце-концов понимает, что сделать этого не может (чем обретает смирение, начаток добродетелей), либо, если ему это все-же удается (как правило чудовищным усилием воли) – становится, по словам Отцов, «святым сатаной» (по причине страшной гордыни). Налицо – противоречие, которое может быть устранено введением в уравнение неизвестной переменной – Божественной благодати и помощи.
Микола сравнивал введение понятия греха с ботинками, которые меньше на 2 размера. Но разве сам по-себе грех (без применения к этому понятию каких бы то ни-было императивов) не приносит страдание? Понятие греха ведь не оторвано от жизни человека в этом мире, не является чем-то абстрактным и надуманным (если не брать в расчет некоторые листовки с перечнями грехов, которые наносят реально больше ущерба чем пользы). Если ты завидуешь (10-я заповедь) – ты делаешь хуже себе, поскольку сам мучаешься в этом огне, если ты прелюбодействуешь, ты ставишь под удар собственную семью и детей, а в конечном итоге и свою собственную жизнь.
Не без усилий Фрейда, в человеческое сознание намертво (чуть ли не на уровне инстинктов) укоренилось мнение о том, что если ты с чем-то борешься , или в терминологии психоанализа – подавляешь, это непременно создает внутренний конфликт – выталкивает подавленное желание на уровень подсознания. Этот механизм считается настолько очевидным, что используется уже на уровне аксиомы, не требующей ни подтверждений, ни доказательств.
Из этого можно было бы сделать следующий вывод – не нужно броться со своими страстями, следуй им и ты будешь полноценной личностью. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество примеров таких «полноценных личностей», следующих за своими желаниями и все более погружающихся в пучину этих страстей. Так у блудника страсть у блуду не только не удовлетворяется в процессе его похождений, но все более разжигается. То-же верно и в отношении чревоугодия, любви к деньгам, жестокости и насили и т.д. и т.п. Наиболее яркими примерами могут являться римские императоры (да и вообще римская знать), погрязшая во всех мыслимых и немыслимых. По-моему это Нерон на пирах подавал гостям блюдо из соловьиных язычков?
Почему-бы в таком случае не предположить и обратный вариант развития событий, что если человек, борящийся со своими страстями, начинат постепенно терять к ним интерес? Привычка поститься или голодать может вполне может приводить не только к снам о вкусной еде, но и к реальному и естественному воздержанию, «хранение чувств» от порнографии или фильмов с культом насилия – к гармонизации этих сфер жизни человека, дела милосердия – к уменьшению привязанности к деньгам и т.п.?
Не знаю, могут ли закомплексованные и испытывающие чувство вины люди, сказать о себе что ни не таковы, или могут ли они просто признать правду о себе, но … лично я не в коей мере себя таковым не ощущаю, в т.ч. и с т.з. окружающих меня людей (если они конечно обо мне не скрывают горькую правду), хотя по-мере сил и страюсь бороться с некоторыми искушающими меня вещами. Но зато (и это действительно очень явно), например в семейных отношениях наступает гармония, мир и красота :)
Ну хватит о себе, лучше напоследок расскажу один случай, случившийся совсем недавно. Одним моим знакомым (по случаю тоже православным), поступило предложение посетить один психологический семинар (боюсь ошибиться, но по-моему того же А.Сафронова) для исцеления от психологических «зарубов». На вопрос о стоимости семинара, была озвучена цена в 4000руб. за 2 или 3 дня. Знакомые сказали, что они лучше сходят на исповедь ко священнику с большим успехом для себя, да еще и забесплатно, на что тут же от последователей Сафронова последовала контратака о том, что священники сами же создали свод моральных правил и понятие греха, для того чтобы создать у человека чувство вины, т.н. «зарубы» и привязать их к своим «услугам». И вот для исцеления именно этих «зарубов» и следует посетить семинар.Весь комизм этой ситуации заключается в том, что человек, обвиняющий кого-то в создании «крючков для доения паствы», предлагает избавить от этих крючков всего за 4000руб. Надо заметить, что сам этот человек уже давно и плотно сидит на сафроновской системе, регулярно посещая его семинары и пытаясь навести «внутреннюю гармонию», уж не знаю насколько успешно.
Кстати, а что "прикольного" по ссылке ВСБ? То что некоторые хранят девственность до 35лет, или что-то из обсуждения этого вопроса? С чего хоть смеяться-то? А то я уже начинаю беспокоиться о своем чувстве юмора :)