Матсья писал(а):Вопрос делитанта. Меня очень даже интересует. Почему у православных прямо таки рефреном, почти на уровне навязчивости, проходит вопрос о возможности совместимости веры с другими видами деятельности?
Может ли провославный заниматься йогой?
Может ли он заниматься наукой?
Может ли он заниматься бизнесом?
Не грех ли заниматься спортом?
Может ли он вообще чем-нибудь заниматься?
Чуть что задумал - к батюшке. Проверять, а не грех ли.
Вот католики почему-то могут. Протестанты, так те вообще должны. Бездельника - протестанта бог не любит. Откуда такое недоверие к себе? Что в православии вызывает такую постановку вопроса?
Вы несколько передергиваете :) Но если человек сомневается, почему бы не спросить совета у того, кто в данной традиции считается для тебя авторитетом? Посмотрите сколько вопросов задают более опытным товарищам на этом форуме йоги, не полагаясь исключительно на доверие к себе. Один доверял себе, да инвалидом стал.
Да и что такое доверие к себе? Что есть это "к себе"? Вы сможете точно определить? Если маньяк испытывает стремление идти вечером на улицу, должен ли он себе доверять или нет? В соответствии с православной догматикой человеческая природа с некоторых пор больна и повреждена. Доверие этой природе может вести как в одну сторону, так и в другую, я уже не говорю о том, что человек, думая, что он выполняет свою волю, на самом деле может выполнять волю бесовскую. Еще ап.Павел предупреждал: "Испытывайте духов - от кого они". Если даже серьезный подвижник-монах сегодня с трудом может с уверенностью определить от кого дух, то что говорить о мирянине?
Один из дословных переводов слова грех с греческого: "непопадание в цель". Чтобы попасть в цель, обозначенную Евангелиями, необходимо провести кропотливую работу для "рассчета" траектории полета, которая должна включать в себя учет множества начальных условий. Кто-то сказал: "На первом шаге путь в рай или в ад отличается на миллиметр".
У человека есть выбор жить либо по заповедям, либо не по заповедям. Как узнать волю Господню? Сверяться с Евангельским словом. Если возникают сомнения - идти к священнику. Но и у священников могут разниться взгляды на те или иные вещи, если по этим вещам не принято совершенно однозначной позиции Церкви. Если ты по какой то причине не доверяешь ответу конкретного священника, можно иди к другому, третьему, думать, читать Отцов, сопоставлять и в конечном счете принимать окончательное решение. В любом случае это будет твоим решением, основанным правда на см.выше. Исключением конечно-же будет являться послушание. Там твоя собственная воля должна быть отсечена по максимуму. Но это, как правило, путь монашествующих, путь немногих, тех кто действительно может каждый день общаться с очень опытными в духовных вопросах людьми. Для мирян этот путь не приветствуется, но если у человека есть духовник, которому он доверяет на все 100%, почему бы и нет? Это тоже свободный выбор - доверять, тем более что этот путь ведет ко смирению.
Поэтому недоверие к себе в православии это скорее благо, чем зло, речь то ведь идет о вещах нешуточных. Но и здесь все должно быть в меру. Слепое послушание первому попавшемуся священнику может привести к крайне негативным последствиям.
Теперь по пунктам.
Если по первому пункту действительно полная неопределенность, то по остальным - христианину всем перечисленным заниматься можно. Бывают конечно случаи, когда занятие спортом или бизнесом может не приветствоваться, но эти случаи нужно рассматривать индивидуально, поскольку первое (особенно в профессиональном спорте) может вести к неимоверной гордыне, а второе - к целиком и полному служению мамонне. Но человек зачем-то ведь пришел в храм? Наверное он не просто так спрашивает совета - он ищет спасения, и если что-то этому спасению мешает, священник честно об этом говорит, а выбор принять или не принять его слова, а фактически избрать то, что человек считает для себя настоящим богатством, есть выбор вопрошающего: "где сокровище ваше, там и сердце ваше будет".
А по поводу протестантов, знаете, говорят, что пониманий Писания ровно столько же, сколько и протестантов. На то они и протестуют. Кому что ближе.