Страница 1 из 8

Йога и дама с косой . / От чего может умереть настоящий

Добавлено: 1 авг 2000, 08:50
Ха Эм Вий
смерть замечательных йогов


С удовольствием бы прочел комментарий Бойко к теме с соседней конфы. Обсуждается вопрос о здоровье известных Йогов. Факты таковы:
Свами Вивекананда: умер в 38 лет в весе 120 кг и диагнозом сахарный диабет.
Рамакришна: умер в 45 лет с диагнозом рак горла.
Шри Свами Шивананда: диабет и ожирение.
Шри Ауробиндо – болел туберкулезом и нефритом, умер от ХПН.
Морихея Уешибу, создатель айкидо, умер в 74 года, рак печени.
Масутацу Ояму, создатель Киокушин карате, умер в 71 год, рак легких.
Карлос Кастанеда, умер в 70-75 года, рак печени.
Нынешний внешний вид Шри Айенгара, Потаббхи Джойса также не блестящий.
Комментарии? Замечу, что диабет и рак - это те болезни, которыми зьанимался Сатьянанда. Он, насколько я понимаю, считал что обе болезни - следствие распада сознания, и йога эффективна против них, то есть это как раз "по теме" для практики йоги.
Как же так? Йогу полагается растаять в воздухе и оставить нетленное тело, наподобии Йогананды :-)
А они вот лечат людей от диабета и рака, в то время как это у них чуть ли не профессиональная болезнь.

re: смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 10:58
Шутник
Друзья, давайте все умрем -
К чему нам жизни трепетанье?
Уж лучше гроба громыханье,
И смерти черный водоем;
Друзья, давайте будем жить,
И склизких бабочек душить;
Всем остальным дадим по роже,
Ведь жизнь и смерть - одно и то же...
(А. Гуницкий)

re: смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 12:33
Zhanna
Действительно очень интересный вопрос. Не подскажете адрес "соседней конфы", где он обсуждается? Спасибо.

re: смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 12:55
ученик
Кстати на сайте у Шивананды прочитал:
"Время - лучший учитель. К сожалению, оно убивает всех учеников"

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 15:55
Виктор
Комментарий будет несколько развернутым, уж больно горячая тема. Как писал когда-то молодой, и еще не выродившийся в благополучного мерзавца Андрюша Вознесенский в одноименной поэме, обращаясь к человеку вообще : “Раб стандарта - царь природы, ты свободен без свободы, ты летишь в автомашине, а машина – без руля, Оза, роза ли, стервоза, как скучны метаморфозы, в ящик рано или поздно, жизнь была – а на фига!?” Итак, здоровье известных йогов.
Если мы возьмем, например, видных военачальников Второй мировой, то, при всех послевоенных суперусловиях и комфорте, жили они не очень долго, - почему? Быть может именно потому, что какая-то доля их жизни и здоровья вычерпывалась окружающим социумом? Неизвестные солдаты не только гибли, но и жили подольше генералов, некоторые и далеко за сто. Но это лишь первое виртуальное обстоятельство, на которое можно обратить внимание.
Далее: отчего, например, умер знаменитый философ рене Декарт? Он взял на себя обязанность вести утренние беседы с некой знатной особой, и, будучи болен, продолжал это делать, философски пренебрегая состоянием тела, пока непосильная нагрузка окончательно его не сломила. Этим примером я хочу сказать, что великие йоги оставались еще и людьми, и многим из них, революционерам и подвижникам в своем деле (как, например, Ауробиндо, которые истратили достаточно сил в процессе жизни, прежде чем стали тем, кем стали), просто не хватало энергии соответствовать тому образу, который они сами и создали. Пытаясь делать это, они надрывались окончательно, яркий пример – Вивекананда.
Живут долго несколько категорий людей: обладающие природным неисчерпаемым здоровьем; пребывающие в благоприятных условиях и не предающиеся излишествам (как, например, те же самые долгожители); не расходующие себя на взаимодействие с людьми окружающим миром, что весьма важный момент. Есть такая забавная пословица: “Быть хорошим – это очень изнашивает человека”.
Понимаете мысль? Когда ты вынужден реагировать в тысячах контактов и делаешь это со всей душой, то, не обладая уникальной генетикой, никто долго не протянет, и даже йога в этом случае – не панацея. А все учителя, которых перечислил Вий, как раз и грешат таким расходом себя, - или грешили. Все, вплоть до Кастанеды! Но он расходовался еще и на освоение самого метода, - помните, как и сколько раз его выворачивало от снадобий и ситуаций, создаваемых доном Хуаном? У Рамакришны от экстазов шла кровь горлом, - слабое место, - он и умер от него, а у Кастанеды реагировала печень, главный регулятор пищеварительного тракта, и он, становясь на путь воина, получал систематическую перегрузку этого функционального звена, которая впоследствии оказалась гибельной.
Кто долго живет? Тот, кто не высовывается, не истирается о людей и события, не расходует на них силы, которые можно было бы приберечь для собственного развития и самосохранения, в конце концов!
Вы возразите мне: - Как же, ведь йога должна давать силы и сохранять здоровье… Да, должна, и она делает это. Но мне доподлинно известно на собственной шкуре что такое стоять на людском конвейере, каждому из учеников и пациентов ты должен дать или обеспечить информацию, им необходимую, помочь распутать их проблемы, поддержать, обнадежить, скомпенсировать, взять на себя какую-то часть их неудовлетворительного состояния. И т.д. и т.п. И найти баланс прихода и расхода сил, даже с эффективнейшей практикой йоги, поверьте, далеко не просто. Особенно при индийском подходе, когда считается, что с какого-то определенного возраста гуру уже не должен следить за телом, а заниматься только высшими практиками.
Это также ошибка, поскольку состояние тела обеспечивает возможность психике и физиологии без существенного ущерба для здоровья работать в экстремальных режимах, одним из которых, безусловно, является состояние самадхи, и даже одно только глубокое созерцание с соответствующей глобальной перестройкой психики.
Один из знаменитых святых и мудрецов Индии Венкатараман Айер (Рамана Махариши) тоже умер от рака (опухоль возникла на левой руке, но от операции он отказался), причем по свидетельству врачей он должен был просто сходить с ума от боли, на самом же деле он ее не чувствовал, поскольку контролировал тело полностью. И умер он в полном сознании и без мучений. Другой вопрос – почему это заболевание у него возникло к семидесяти годам? Но тогда я спрошу у вас: если вы общаетесь ежедневно с сотней или несколькими сотнями людей, и каждый хочет получить от вас хоть немного состояния устойчивого спокойствия, и вы даете каждому что-то от себя и своего состояния, то сколько вас самих останется через десять, двадцать, тридцать лет такой жизни? И какая йога поможет прожить так подольше, когда при таком расходе год идет за три?
Конечно, неграмотная работа с телом также может износить его до срока, о чем и говорил прошлым летом привезенный Сидом в Москву Шандор Ремет. И в этом плане я лично больше уважаю Айенгара, нежели Джойса, который только стоит и командует: делай раз, делай два… Кстати, Айенгар для своих восьмидесяти двух выглядит неплохо, как и выполняет асаны. Но он вообще человек феноменальных данных. И потом йога никогда не была средством, избавляющим от смерти. Он немощи, присущей старости – да.
Конечно, состояние тела есть во многом производное от состояния сознания, но не всегда, поскольку если вы, скажем, попали в Освенцим, то со спокойствием души могут возникнуть проблемы.
От заболеваний лечат не конкретные великие учителя йоги, а ее метод, грамотно воспроизводимый и применяемый. И при всех привходящих факторах йога помогает тогда, когда не работает все остальное, и мне это доподлинно известно, это моя жизнь и работа с людьми. Только это уже не тема конфы, а нужно просто рассказывать не один час. А еще лучше – показать людей, которые посредством йоги решили массу проблем, чтобы они сами рассказали об этом. Способность крутить крутые асаны – это еще не йога. Впрочем на конфе присутствуют некоторые мои ученики, может они поделятся соображениями на тему самочувствия и мировосприятия, которые дает грамотная практика йоги?
Что же до Йогананды, то я не слишком склонен верить легендам. Есть бородатый анекдот на эту тему: - Вы верите в привидения? – спросили лектора. – Конечно нет, - ответил он, и медленно растаял в воздухе.
Не судите о йоге по тем ее представителям, которые волей случая оказываются на виду, они-то как раз и есть нетипичные последователи учения, со всеми, вытекающими последствиями. Пребывание на виду – уже само по себе большое испытание для жизни и здоровья. Вот если бы Вивекананда практиковал подлинную йогическую работу с телом везде и всегда, то, быть может, он бы жил до сих пор, как Айенгар. Пренебрежение телом во имя духовности, недостаточная или неверная практика, вот что подкашивало и подкашивает многих известных йогов.
Тот же самый Тапасвиджи, судя по записям в книгах Ост-Индской компании, прожил далеко за двести. Он был подлинным йогом, то есть жил для того, чтобы заниматься только этим, и занимался этим, чтобы продлевать такую жизнь. Но многим ли будет по душе такое существование, когда здоровье тела подменяется полной потерей смысла бытия, поиски которого так выматывают некоторых?
Насчет каратистов и других говорить не правомочен, я не с этой улицы.
Так что, ребята, прежде чем говорить о профессиональных болезнях известных йогов, надо попытаться хотя бы отчасти влезть в их шкуру. А заодно и помыслить качественно, так оно вернее будет.

re: Шутнику

Добавлено: 1 авг 2000, 15:59
Виктор
Настоящие йоги - самые жизнерадостные люди и к ним вполне применимы такие слова
Когда душа черна, как гроб,
И жизнь свелась к краюхе хлеба,
Невольно подымаешь лоб
На светлый зов бродяги Феба.
И смех - волшебный алкоголь -
Наперекор земному аду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны - мертвую наяду.
(Саша Черный)

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 17:13
Ю.Т.
Уважаемый Виктор Сергеевич! Ваше объяснение случаев преждевременной кончины известных йогов многое проясняет. Однако все равно остаются некоторые вопросы. Как, например, выдерживают постоянную жизнь на людях и самоотдачу для людей артисты типа Зельдина и Клары Лучко? Ведь их жизнь, по всей видимости, ничуть не удобнее жизни великих йогов. Но их бодрость и здоровье потрясают. Можно, конечно, сослаться на генетику, однако они не занимаются йогой, а великие учителя могли компенсировать недостатки генетики более чем интенсивными занятиями.

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 1 авг 2000, 17:59
Милтон
Позволю себе встрять, уважаемый Юрий, и сказать что Ваша аналогия с артистическим трудом, мне кажется, здесь не проходит. Артист сыграл (спел, сбацал танец) и ушел со сцены (труд каторжный конечно же :-))), а врач (хирург) неправильно поставил диагноз и здоровую ногу отхреначил. Дело в различии напряжения и ответственности трудовой деятельности двух вышеназванных профессионалов.

re: Юрию

Добавлено: 1 авг 2000, 18:38
Виктор
Дело в том, что в случае с учителями йоги, о которых идет речь, они имеют общение без преувеличения с сотнями людей ежедневно, как это имеет место быть с той же Амритананда Майи. И это непосредственные, личные контакты, персональное общение, а не так, как у артистов, упомянутых Вами, Юрий. Это конвейер в прямом смысле слова. Артисты же, пусть они играют в театре, контактируют с залом в целом, и потом - с поклонниками, поток которых ограничен и не идет ни в какое сравнение со статистикой, с которой приходилось сталкиваться Рамакришне, Вивекананде и другим. Кроме того, в театр или на встречи приходят люди, которые хотят пообщаться с артистами, и несут им позитивные эмоции, а не бесконечные проблемы различной степени тяжести. Вся эта разница сказывается неминуемо и очень выраженно. И люди очень разные, степень втянутости в проблемы других регулируется и осознанно и неосознанно, например та же Мать, сподвижница Ауробиндо, прожила не в пример больше него, поскольку обладала высокой степенью внутреннего покоя и стабильности, как и Индра Дэви. Она шла в кильватере, и Ауробиндо прикрывал ее от прямого контакта с беспощадной человеческой статистикой.


См. ответвление:
"текст ссылки"

re: смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 01:45
Ха Эм Вий
На сайте у Бойко есть, в разделе "линки". Но там эта тема заглохла, так и не получив квалифицированного комментария. Только фактов собрали дружно вот этих.

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 01:57
Ха Эм Вий
Спасибо, Виктор, за исчерпыпающий ответ.

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 02:45
Сергей Ромов
А у Элиаде написано, что йога некоторыми товарищами(сектами?) в Индии использовалась(пытались пользоваться?) для достижения бессмертия. Что известно об этом? Или это было(есть?) тупиковое применение йоги?

re: смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 04:20
another
"Когда в кругу убийственных забот, вам все мерзит, и жизнь, как кАмней груда, на вас лежит - вдруг, знает бог откуда, на вас ОТРАДНОЕ дохнет!"
Ф. Тютчев

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 05:29
Виктор
Именно так, Это была тупиковая, магическая ветвь поисков, подобно тому, как независимо работали со ртутью даосы и алхимики Европы.

re: Смерть замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 10:39
Ю.Т.
Виктор Сергеевич, а как Вы прокомментируете в связи с этим статью Сергея Агапкина (http://new.lanit.ru/staff/realyoga/articles/serg5.htm)?

re: Смерть замечательных йогов (в тему)

Добавлено: 2 авг 2000, 11:21
Шутник
Кладбище
Село солнце за Гималаи,
Чтоб назавтра вновь взойти;
Бредет йогин на кладбище
Отсекать привязанности.
У него труба из кости,
Он начнет в нее трубить;
Созовет голодных духов -
Их собой поить-кормить.
Они съедят его тело,
Они выпьют кровь до дна;
И к утру он чист-безгрешен,
Не привязан ни хрена.
Ох, мы тоже трубим в трубы,
У нас много трубачей;
И своею кровью кормим
Сытых хамов-сволочей;
Столько лет - а им все мало.
Неужель мы так грешны?
Ох, скорей бы солнце встало
Над кладбищем моей родины...
(Б.Гребенщиков)

жизнь замечательных йогов

Добавлено: 2 авг 2000, 12:36
ученик
Предлагаю на этом закончить разговор о смерти и говорить о жизни замечательных йогов. А со смертью каждый разберется сам

Йога и дама с косой . / От чего может умереть настоящий

Добавлено: 11 авг 2000, 04:26
Сергей Ромов
Можно ли узнать, как сложилась дальнейшая судьба ...


Можно ли узнать, как сложилась дальнейшая судьба Воронина, чьи статьи, опубликованные в журнале "Наука и жизнь", представлены на этом сайте в архиве?

re: Можно отчасти

Добавлено: 11 авг 2000, 06:31
Виктор
Последний раз, когда мне довелось видеть его на Первой всесоюзной конференции в 1989, где, как я отметил, выглядел он весьма неважно в физическом плане, он мелькал еще в какой-то периодике вплоть до, примерно, 1993 года, больше - ни звука. Я думаю, что он умер, как ни жаль думать об этом. Либо состояние здоровья полностью выключило его из социума.

re: Можно отчасти

Добавлено: 11 авг 2000, 07:33
Сергей Ромов
Если умер, то почему? Ведь йога в его исполнении была умеренной по интенсивности, как я понял из его статей.
А если так, то чего стоят его утверждения (а может других йогов) о пользе йоги для здоровья?
Поймите меня правильно, в статьях ТАК описана польза для здоровья, и вдруг такой конец. Невольно закрадывается сомнения по поводу любого материала от йогов.
Или он тоже был на виду у всех?