Различие работы над сознанием в медитации и асане
Меня интересуют минимальные цифры у опытных практиков.
Просто я, например, в шавасане(!) реально начинаю расслабляться только со второй минуты. Как войти в ПРЕДмедитативное состояние в какой-нибудь Паривритта Парсваконасана за 15 секунд, я представляю с трудом.
Это я дурак или практика у меня дурная или еще пахать и пахать (:) хорошо, что клона нет) или я что-то не так понял?
Просто я, например, в шавасане(!) реально начинаю расслабляться только со второй минуты. Как войти в ПРЕДмедитативное состояние в какой-нибудь Паривритта Парсваконасана за 15 секунд, я представляю с трудом.
Это я дурак или практика у меня дурная или еще пахать и пахать (:) хорошо, что клона нет) или я что-то не так понял?
Джек, а вы пробуйте после расслабления в шавасане, вставая в стойки, не выпадать из релакса, т.е. в течение всей практики расслабляться, даже в силовых, не доходя до того, чтобы вас "вышибало". Тогда практика будет самоподдерживаться и усиливаться спонтанно в плане успокоения (невозбуждения).Просто я, например, в шавасане(!) реально начинаю расслабляться только со второй минуты. Как войти в ПРЕДмедитативное состояние в какой-нибудь Паривритта Парсваконасана за 15 секунд, я представляю с трудом.
Йога=ЧВН=медитацияВ асанах еще НЕТ медитативного состояния, как правило, оно ПРЕДмедитативное.
Асана=предмедитация=ПРЕДйога???
Пока не отпали... Потому и спрашиваю.
Правда года еще нет, да и качество оставляет желать лучшего, но как раз из-за этих факторов.
PS. Отвлекающие факторы - это, ес-но, не шум за окном, на такое я не реагирую. Это такие факторы, к которым есть эмоциональная привязка. Например, практикуешь, а кто-то в комнату заходит. Вроде ничего такого, но сознание как-то отвлекается.
Правда года еще нет, да и качество оставляет желать лучшего, но как раз из-за этих факторов.
PS. Отвлекающие факторы - это, ес-но, не шум за окном, на такое я не реагирую. Это такие факторы, к которым есть эмоциональная привязка. Например, практикуешь, а кто-то в комнату заходит. Вроде ничего такого, но сознание как-то отвлекается.
2Rat
Хочу предложить упрощенную модель:
как вы заметили, "медитативное состояние, прекращения внутреннего диолога и т.п." достичь не так просто, особенно начинающему. Представте, насколько трудно прекратить внутренний диалог или отвлечся, скажем, от ноги, которая "тянет" в новой для вашего тела асане :)
поэтому с первых занятий и предлагается "созерцание", работа с дыханием и т.д. как отдельное упражнение.Что бы человек обрел опыт и научился сосредотачиватся.
Если вы можете медитировать в какой-либо асане теперь - да ради б... :) Временем вас никто не ограничивает. Не желаете 3 минуты, сидите 3 часа... Или 3 года.
Хочу предложить упрощенную модель:
как вы заметили, "медитативное состояние, прекращения внутреннего диолога и т.п." достичь не так просто, особенно начинающему. Представте, насколько трудно прекратить внутренний диалог или отвлечся, скажем, от ноги, которая "тянет" в новой для вашего тела асане :)
поэтому с первых занятий и предлагается "созерцание", работа с дыханием и т.д. как отдельное упражнение.Что бы человек обрел опыт и научился сосредотачиватся.
Если вы можете медитировать в какой-либо асане теперь - да ради б... :) Временем вас никто не ограничивает. Не желаете 3 минуты, сидите 3 часа... Или 3 года.
Смею заметить, именно в самих асанах что-то есть. Что - не знаю, но когда я начинал заниматься (ес-но это была больше физкультура, чем йога), тело просто пело и получало удовольствие. Может быть, потому что я долгое время не занимался никаким спортом, но от зарядки эффект был гораздо слабее.Rat писал(а):Виктор Сергеевич, но зачем достигать этого предмедитативного состояния во всяких небывалых позах?
Наверное, асаны гораздо глубже и более разносторонне прорабатывают тело.
А почему нидра не транс? Ведь алгоритм тот же: голос ведущего, сядьте поудобнее, расслабьтесь и проч.Виктор писал(а):В асанах еще НЕТ медитативного состояния, как правило, оно ПРЕДмедитативное. .... Быстро можно упасть только в транс, но это НЕ есть медитация.
В чем отличие транса и (пред)медититативного состояния?
Почему нам не нужен транс, а нужна именно нидра/шавасана?
It works. It really works.
по определению.А почему нидра не транс?
Здесь многое зависит от "ведущего". Если нидра есть манипуляция вниманием в чистом виде с совершенно внятной целью. То некоторые речетативы инструкторов в практике асан часто не опраданы какими то внятными представлениями на тему "а зачем это?".Ведь алгоритм тот же: голос ведущего, сядьте поудобнее, расслабьтесь и проч.
Практик должен ясно понимать, что он не ловит "состояние" ,когда работает с инструктором, а обучается йоге,которая есть ч.в.н.. К сожалению, как практиков так инструкторов таких крайне мало.
Любое резкое изменение сознание приводит в том или ионм виде к трансу, к зажатости внимания. В моём понимании подобные резкие изменения не совместимы с практикой йоги.В чем отличие транса и (пред)медититативного состояния?
Почему нам не нужен транс, а нужна именно нидра/шавасана?
Чтобы ответить на Ваш вопрос ,Б.ДЖ, мне видится необходимым ещё раз обратить Ваше внимание на то, что шавасана это самая сложная поза ,которой нужно овладевать .Качество ,когда ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСНУТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ,но не спите, и есть предмет постижения. Понимаете:"ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСНУТЬ". Обычно же всё наоборот, человек что то ловит,куда то попадает, но заснуть в любой момент не может. Ибо он возбуждён, а обратить внимание на очевидное просто не может.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Нидра - не транс уже только потому, что слушающий может выйти из нее в любой момент времени ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ. Транс гипнотический продуктивен при грамотной работе гипнотизера, как это было, скажем, у Милтона Эриксона. Есть разные виды транса, в том числе так называемое "схлопывание" сознания, остолбенение с полной утерей самоосознанности и времени. Это аналогично потере сознания - субъект, Эго, временно исчезает.
А когда сознание присутствует, но находится на каком-то этапе торможения (или "пересекает" по направлению ко сну от бодрствования или наоборот эти четыре стадии), то внутри психики начинается регенерация, самонастройка и отладка. В поле (область, объем - как хотите) деактивированного сознания начинает - по закону сообщающихся сосудов - "выдавливаться" вытесненное, это выгрузка внутрипсихических деформаций, очистка бессознательного. Спонтанная, БЕЗ участия личности, на чем так настаивают психоаналитики и что - ИМХО - безграмотно и зачастую опасно.
А когда сознание присутствует, но находится на каком-то этапе торможения (или "пересекает" по направлению ко сну от бодрствования или наоборот эти четыре стадии), то внутри психики начинается регенерация, самонастройка и отладка. В поле (область, объем - как хотите) деактивированного сознания начинает - по закону сообщающихся сосудов - "выдавливаться" вытесненное, это выгрузка внутрипсихических деформаций, очистка бессознательного. Спонтанная, БЕЗ участия личности, на чем так настаивают психоаналитики и что - ИМХО - безграмотно и зачастую опасно.
а можно ли практиковать когда ложимся спать? и может ли подобным образом постепенно нидра заменить сон?гуси писал(а):Качество ,когда ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСНУТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ,но не спите, и есть предмет постижения. Понимаете:"ВЫ МОЖЕТЕ ЗАСНУТЬ". Обычно же всё наоборот, человек что то ловит,куда то попадает, но заснуть в любой момент не может. Ибо он возбуждён, а обратить внимание на очевидное просто не может.
полагаю,не имеет смысла путать 2 качественно разных состояния..тем более авторы жанра скорее всего сходятся в том, что нидра скорее заменит бодрствование (почти без смайлика)и может ли подобным образом постепенно нидра заменить сон?
я знаю, что многие занимаются йогой как перед сном ,так и после..а можно ли практиковать когда ложимся спать?
Однако, я полагаю,одинакогоуспешной такая практика опять же будет только только когда клиент уже прошёл стадию пациента, т.е. речь идёт об абсолютном здоровье.
в чём заключаются качественные различия?
или как Вы понимаете цели первого и второго состояния?
или как Вы понимаете цели первого и второго состояния?
применимы ли абсолютные категории к человеку?я знаю, что многие занимаются йогой как перед сном ,так и после..
Однако, я полагаю,одинакогоуспешной такая практика опять же будет только только когда клиент уже прошёл стадию пациента, т.е. речь идёт об абсолютном здоровье.
Судя по контексту, Рата интересовало, что нужно делать,
а) выполняя асану и
б) выполняя дхьяну.
Более конкретно:
а) на что направлять внимание и
б) что делать с содержанием сознания.
Извольте.
Нормальные герои всегда идут… от сложного к простому (с).
Только так можно понять, в чем смысл этого простого.
Оперировать понятием «транс» сложно, поскольку нет единого понимания.
Присутствует ли он в йоге? Если да, то где он начинается?
По смыслу это т.н. измененка, т.е. состояние сознания отличное от обычных («транс»=«за пределами»):
а) бодрствования.
б) сна и
в) глубокого сна.
По смыслу он начинается с дхьяны, когда сознание спокойно, без напряга удерживается (как бы само) на одном объекте в течение как минимум 15 минут. Допускается:
а) самопроизвольная подмена самого объекта его формой или символом (именем, знаком и т.п.) и
б) самопроизвольное скольжение между
- осознанием объекта,
- осознанием себя, который «видит» только объект, и
- осознанием самого процесса «смотрения» на объект.
В начале практики эти самопроизвольные смены содержаний сознания просто не замечаются и практикующему кажется, что объект - это единственное содержание его сознания.
Не допускаются обычные проявления, как то:
а) проскакивание мыслей, даже такой, как «Это транс…».
б) слышание любых звуков,
в) телесные ощущения (как приятные, так и неприятные),
г) появление в сознании другого объекта.
Для этого создаются спец условия: время. место, поза, и т.д. Ну, конечно, настрой, понимание важности момента, ответственности за свой духовный рост и т.п.
А дальше начинается то, ради чего это затевается.
Это получение удовольствия от переживания истинности и полноты бытия. Его рождает успокоенность сознания на уровне объекта. Имеется в виду уровень тонкости. Если уровень вашего бытия и уровень объекта совпадают, вы получаете удовольствие. Это удовольствие (или радость, или счастье, или блаженство) оставляет след или «семя», которое при соответствующих условиях «прорастает» и вас тянет повторить опыт снова.
Пытливый ум ради усиления переживаний стремится проникнуть как вглубь, так и на более тонкий уровень. Первое стремление реализуется в достижении самадхи. Это качественно иное состояние. Это единонаправленность в ее совершенном виде (остается ТОЛЬКО объект: никакого скольжения, никаких переживаний; самое показательное, что отшибается и память) и полная вайрагья (отрешение даже от удовольствия). Это ниродха на уровне объекта и пребывание самости (которая искренне и честно принимается за пурушу, т.е. свою суть) в «своей природе» (т.е. природе на своем уровне).
Постепенно эта природа утончается. То есть более ценное удовольствие достигается уже на немного более тонком уровне. И.т.д. пока объектом (или уровнем тонкости не станет сама саттва). Технология все та же. НО!
Вайрагья относительно этого «последнего» удовольствия уже называется по-другому. КАЙВАЛЬЯ.
По сути тот иллюзорный пуруша (которым на самом деле
была наша самость) перестал существовать. А что осталось? То, что, как пишут в умных книжках, было всегда. Абсолют, природа которого – сознание. В йоге он называется Пуруша. Вся эта вселенная и все эти игры от ямы-ниямы и до
дхармамегхи – это (как ни обидно это звучит) лишь аппарат самознания Абсолюта.
Вот такие пироги.
И как вы собираетесь их есть?
а) выполняя асану и
б) выполняя дхьяну.
Более конкретно:
а) на что направлять внимание и
б) что делать с содержанием сознания.
Извольте.
Нормальные герои всегда идут… от сложного к простому (с).
Только так можно понять, в чем смысл этого простого.
Оперировать понятием «транс» сложно, поскольку нет единого понимания.
Присутствует ли он в йоге? Если да, то где он начинается?
По смыслу это т.н. измененка, т.е. состояние сознания отличное от обычных («транс»=«за пределами»):
а) бодрствования.
б) сна и
в) глубокого сна.
По смыслу он начинается с дхьяны, когда сознание спокойно, без напряга удерживается (как бы само) на одном объекте в течение как минимум 15 минут. Допускается:
а) самопроизвольная подмена самого объекта его формой или символом (именем, знаком и т.п.) и
б) самопроизвольное скольжение между
- осознанием объекта,
- осознанием себя, который «видит» только объект, и
- осознанием самого процесса «смотрения» на объект.
В начале практики эти самопроизвольные смены содержаний сознания просто не замечаются и практикующему кажется, что объект - это единственное содержание его сознания.
Не допускаются обычные проявления, как то:
а) проскакивание мыслей, даже такой, как «Это транс…».
б) слышание любых звуков,
в) телесные ощущения (как приятные, так и неприятные),
г) появление в сознании другого объекта.
Для этого создаются спец условия: время. место, поза, и т.д. Ну, конечно, настрой, понимание важности момента, ответственности за свой духовный рост и т.п.
А дальше начинается то, ради чего это затевается.
Это получение удовольствия от переживания истинности и полноты бытия. Его рождает успокоенность сознания на уровне объекта. Имеется в виду уровень тонкости. Если уровень вашего бытия и уровень объекта совпадают, вы получаете удовольствие. Это удовольствие (или радость, или счастье, или блаженство) оставляет след или «семя», которое при соответствующих условиях «прорастает» и вас тянет повторить опыт снова.
Пытливый ум ради усиления переживаний стремится проникнуть как вглубь, так и на более тонкий уровень. Первое стремление реализуется в достижении самадхи. Это качественно иное состояние. Это единонаправленность в ее совершенном виде (остается ТОЛЬКО объект: никакого скольжения, никаких переживаний; самое показательное, что отшибается и память) и полная вайрагья (отрешение даже от удовольствия). Это ниродха на уровне объекта и пребывание самости (которая искренне и честно принимается за пурушу, т.е. свою суть) в «своей природе» (т.е. природе на своем уровне).
Постепенно эта природа утончается. То есть более ценное удовольствие достигается уже на немного более тонком уровне. И.т.д. пока объектом (или уровнем тонкости не станет сама саттва). Технология все та же. НО!
Вайрагья относительно этого «последнего» удовольствия уже называется по-другому. КАЙВАЛЬЯ.
По сути тот иллюзорный пуруша (которым на самом деле
была наша самость) перестал существовать. А что осталось? То, что, как пишут в умных книжках, было всегда. Абсолют, природа которого – сознание. В йоге он называется Пуруша. Вся эта вселенная и все эти игры от ямы-ниямы и до
дхармамегхи – это (как ни обидно это звучит) лишь аппарат самознания Абсолюта.
Вот такие пироги.
И как вы собираетесь их есть?
- Рейтинг: 6.25%
- WL
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 19:56
- Откуда: SW9
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 7 раз
Работа над сознанием в медитации и асане
У меня продолжительность медитации прямо пропорционально зависит от продолжительности дыхания огня перед медитацией. К примеру, если я сделала 2 минуты дыхания огня, через 15 минут медитации я начну отвлекаться, а если 5 минут - то 40 минут качественной медитации обеспечено и никаких усилий чтоб концентрироваться не нужно. Я думаю, что практика асан равно как и пранаяма - это предмедитативное состояние, разве что она наступает спонтанно в процессе медитации.
извините гуси, не привыкла себя ограничивать;).гуси писал(а):...
что плохого в допросе, это разновидность дискуссии?
просто у меня исследовательский подход ко всему.
__________________
сегодня пробовала нидру после просыпания, слушала всё время какой-то внутренний бред подсознания или чего там, не знаю, такого мне рассказал...)))