Основы буддизма
Йога и/или буддизм
Йога и/или буддизм
Как-то раз сидела я в компании буддистов. Пили чай, говорили о сансаре, ну, вообщем, сами понимаете, обычный был такой буддийский вечерок. Случайно начался у нас разговор о йоге (не в смысле хатха-йоги, а в смысле санкхья-йоги как философской системе). После долгих дебатов большинство присутствующих сошлись на такой точке зрения: философия санкхья-йоги и классического буддизма Хинаяны/Махаяны несовместимы. Йога дуалистична (вспомним пракрити и Пурушу), буддизм отрицает всякий дуализм, йога стремиться к высшему, неземному, буддизм же отрицает деление на добро и зло. Называлось множество других различий, но эти два поддержали практически все присутствующие. Хотелось бы услышать еще и мнение йогов по этому поводу. Спасибо.
Жанна
Как-то раз сидела я в компании буддистов. Пили чай, говорили о сансаре, ну, вообщем, сами понимаете, обычный был такой буддийский вечерок. Случайно начался у нас разговор о йоге (не в смысле хатха-йоги, а в смысле санкхья-йоги как философской системе). После долгих дебатов большинство присутствующих сошлись на такой точке зрения: философия санкхья-йоги и классического буддизма Хинаяны/Махаяны несовместимы. Йога дуалистична (вспомним пракрити и Пурушу), буддизм отрицает всякий дуализм, йога стремиться к высшему, неземному, буддизм же отрицает деление на добро и зло. Называлось множество других различий, но эти два поддержали практически все присутствующие. Хотелось бы услышать еще и мнение йогов по этому поводу. Спасибо.
Жанна
-
- Сообщения: 177
- Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 34 раза
- Контактная информация:
re: Йога и/или буддизм
Уважаемая Жанна, санкхья-йога и буддизм действительно несовместимы. Но главное их расхождение не в указанных Вами моментах, а как раз в оценке объекта (или субъекта?) спасения. Индуизм во всех модификациях говорит, что "Я" существует, только оно не то, что мы по ошибке считаем своим "Я", а "Я" абсолютное. Буддизм же говорит, что никакого "Я" нет вообще, это всего лишь злобная иллюзия. Соответственно расходятся индуистская и буддийская йога. Первая ведет человека от иллюзорного "Я" к подлинному , которое и есть абсолют (атман есть брахман); вторая ведет человека от иллюзорного "Я" к ничто, к свободе от всяческих иллюзий, в т.ч. и от иллюзии чего-то абсолютного. Однако можно практиковать йогу (до определенной границы) и плевать на все эти расхождения.
re: Йога и/или буддизм
Хрон Монадович писал:
"Все религии, верования и учения говорят примерно об одном и том же, но с разных точек зрения. Точки зрения действительно различны, так как иначе соответствующие учения и назывались бы одним словом а не разными. Вопрос не в догматах (мало мальски развитое учение догматов не имеет вообще) а в расстановке акцентов.
Буддизм делает упор на практики с сознанием, в то время как йоги работают больше с телом. В этом различие.
Но тут надо искать не различия а сходство. Любая практика работает как с сознанием так и с телом - эти вещи неразделимы. Патанджали говорит практически полностью о практиках и эффектах работы с сознанием. В тоже время именно буддиские монахи на сегодняшний день профессионалы в исполнении мантр - чисто йоговский практике. Будда не знал первых двух чакр, а Патанджали дуален. Тем не менее Патанджали авторитетен в вопросах сознания, а Будда - в вопросах подьема кундалини. Ищите везде то, что там есть и не ищите того, чего нет."
Я следую йоге. Она более практична. В буддизме есть риск потеряться, так как нечищенное тело и эмоции будут постоянно мешать. А очистив тело и эмоции, глядишь и станут ненужными дискуссии в "компаниях буддистов", а истина перестанет нуждаться в словестной интерпретации.
"Был лес. Была ночь. На поляне горел костер истины. Вокруг грелась стайка буддистов. Но йогов не было среди них. Йоги бродили в темном лесу, ибо день им был ночью а ночь днем, и не нуждались они в огне ибо носили его внутри. И каждый из них был Буддой."
( Извините за пассаж насчет "компаний буддистов", но это сочетание слов доставило мне несколько приятных минут. Совершенно ничего не имею против хороших, культурных людей, составляющих компании буддистов, ей-богу. Просто читая "компания буддистов", лезет на ум дурной блатной мотивчик а-ля Лаэртский "И буддистов резвых стайка" ROFL :)
"Все религии, верования и учения говорят примерно об одном и том же, но с разных точек зрения. Точки зрения действительно различны, так как иначе соответствующие учения и назывались бы одним словом а не разными. Вопрос не в догматах (мало мальски развитое учение догматов не имеет вообще) а в расстановке акцентов.
Буддизм делает упор на практики с сознанием, в то время как йоги работают больше с телом. В этом различие.
Но тут надо искать не различия а сходство. Любая практика работает как с сознанием так и с телом - эти вещи неразделимы. Патанджали говорит практически полностью о практиках и эффектах работы с сознанием. В тоже время именно буддиские монахи на сегодняшний день профессионалы в исполнении мантр - чисто йоговский практике. Будда не знал первых двух чакр, а Патанджали дуален. Тем не менее Патанджали авторитетен в вопросах сознания, а Будда - в вопросах подьема кундалини. Ищите везде то, что там есть и не ищите того, чего нет."
Я следую йоге. Она более практична. В буддизме есть риск потеряться, так как нечищенное тело и эмоции будут постоянно мешать. А очистив тело и эмоции, глядишь и станут ненужными дискуссии в "компаниях буддистов", а истина перестанет нуждаться в словестной интерпретации.
"Был лес. Была ночь. На поляне горел костер истины. Вокруг грелась стайка буддистов. Но йогов не было среди них. Йоги бродили в темном лесу, ибо день им был ночью а ночь днем, и не нуждались они в огне ибо носили его внутри. И каждый из них был Буддой."
( Извините за пассаж насчет "компаний буддистов", но это сочетание слов доставило мне несколько приятных минут. Совершенно ничего не имею против хороших, культурных людей, составляющих компании буддистов, ей-богу. Просто читая "компания буддистов", лезет на ум дурной блатной мотивчик а-ля Лаэртский "И буддистов резвых стайка" ROFL :)
- Рейтинг: 12.5%
-
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 24 янв 2011, 09:26
re: Йога и/или буддизм
Значит, индуиская йога мне ближе. Не хочу быть НИЧЕМ. Зачем умирать при жизни!
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
re: Йога и/или буддизм
Немного не согласен с Вами, Вий, ведь Будда уже практиковал обычную йогу в юношестве, еше не будучи тем, кем стал впоследствии, известны имена его учителей йоги - Арада Калама и Удрака. Уже потом, став Татахагатой, он, как утверждают тексты, "создавал свое свое "нирманическое тело" средствами аспханака-йоги" - когда демонстрировал сиддхи (риддхи) неверующим, выращивая за одну ночь из камня манговое дерево и умножая свое тело, т.е. создавая дублей.
Но дело в том, что все научные авторитеты сходятся сегодня в том, что йога Патанджали древнее буддиской йоги, ибо какой же йогой мог заниматься будущий Будда, когда еще не было его учения?
В то же время возникновение буддийской Тантры датируется, по тибетским источникам, примерно седьмым веком нашей эры, после Дхармакирти. Обычно, правда, за основу Тантр берут "Гухьясамаджатантру", составленную в третьем веке. И затем из Ваджраяны выделились три направления: Сахаджаяна, которую, по преданию основала Лакшминкара Дэви; Калачакраяна (авторство "Калачакра-тантры" приписывают Манчжушри), и Мантраяна, основателем которой тибетские источники называют Нагарджуну, - это тоже третий век нашей эры, он ("получил свои наставления от Будды Вайрочаны через бодхисаттву Ваджрасаттву в "железной башне" на юге Индии", - как говорится в комментариях к Махавайрочана-сутре). Так вот, Вы говорите, что исполнение мантр - чисто йоговская практика, но это практика позднейшей йоги, уже интерпретированной тантрическим буддизмом. В йоге Патанджали все это не было разработано так, как позднее - в Мантраяне.
Что же до тезиса о практичности йоги - я с Вами безусловно согласен, и также не раз встречал буддистов, настолько погрязших в схоластике и абстрактных философских конструкциях учения, что порой заканчивалось это весьма печально.
Когда тело и сознание очищены йогой - уже из одного только этого проистекают потрясающие следствия для здоровья и жизни человека.
Но дело в том, что все научные авторитеты сходятся сегодня в том, что йога Патанджали древнее буддиской йоги, ибо какой же йогой мог заниматься будущий Будда, когда еще не было его учения?
В то же время возникновение буддийской Тантры датируется, по тибетским источникам, примерно седьмым веком нашей эры, после Дхармакирти. Обычно, правда, за основу Тантр берут "Гухьясамаджатантру", составленную в третьем веке. И затем из Ваджраяны выделились три направления: Сахаджаяна, которую, по преданию основала Лакшминкара Дэви; Калачакраяна (авторство "Калачакра-тантры" приписывают Манчжушри), и Мантраяна, основателем которой тибетские источники называют Нагарджуну, - это тоже третий век нашей эры, он ("получил свои наставления от Будды Вайрочаны через бодхисаттву Ваджрасаттву в "железной башне" на юге Индии", - как говорится в комментариях к Махавайрочана-сутре). Так вот, Вы говорите, что исполнение мантр - чисто йоговская практика, но это практика позднейшей йоги, уже интерпретированной тантрическим буддизмом. В йоге Патанджали все это не было разработано так, как позднее - в Мантраяне.
Что же до тезиса о практичности йоги - я с Вами безусловно согласен, и также не раз встречал буддистов, настолько погрязших в схоластике и абстрактных философских конструкциях учения, что порой заканчивалось это весьма печально.
Когда тело и сознание очищены йогой - уже из одного только этого проистекают потрясающие следствия для здоровья и жизни человека.
- Рейтинг: 6.25%
-
- Сообщения: 177
- Зарегистрирован: 17 фев 2003, 11:48
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 34 раза
- Контактная информация:
re: Йога и/или буддизм
Вера в то, что все религии говорят об одном и том же разными словами, - отдельная религия. Даже комплекс религий, расходящихся в том, о чем же именно "одном и том же" они говорят. Ссылка же на невыразимую словами суть и на пренебрежение к словам не может восприниматься всерьез. Сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из рассуждающих об этом нашел общее содержание у призывов "вставай" и "не вставай", "подними левую руку" и "не поднимай ее" и т.п. Пока слова еще имеют хоть какое-то значение в общении между людьми и в их мышлении, разница остается существенной, причем настолько, что противоречащие друг другу призывы действительно ведут в разных направлениях.
re: Йога и/или буддизм
"Тем не менее Патанджали авторитетен в вопросах сознания, а Будда - в вопросах подьема кундалини."
А мне как-то казалось, что наоборот :))))))
По поводу же неочищенных тел и эмоций могу только процитировать:
"Разделение на истинное и ложное (читай: чистое и нечистое) - это болезнь ума."
Что же касается "компании буддистов", то мне это выражение самой не совсем нравится. Правильнее было бы сказать "компания Будд", ибо "все живые существа по природе суть Будда, как лед по природе это вода".
Ж.
А мне как-то казалось, что наоборот :))))))
По поводу же неочищенных тел и эмоций могу только процитировать:
"Разделение на истинное и ложное (читай: чистое и нечистое) - это болезнь ума."
Что же касается "компании буддистов", то мне это выражение самой не совсем нравится. Правильнее было бы сказать "компания Будд", ибо "все живые существа по природе суть Будда, как лед по природе это вода".
Ж.
re: Йога и/или буддизм
К сожалению, не шибко секу что за зверь тантра (в смысле определения).
Насчет мантр - имелось ввиду, что _по духу_ это техника более "йоговская" чем "буддисткая", а развита "буддистами", что как раз и демонстрирует их переплетение.
("тантрический буддизм". Нда. Я наивно полагал что тантра=йога. Словосочетание "буддисткая йога" уже видел в этой конфе, а это получается "йогический буддизм" ;-))
Вот еще рассуждение о различии между йогами и буддистами:
Если вы спросите буддиста, в чем это различие, то он обьяснит примерно так, как написано у жанны:
>философия санкхья-йоги и классического буддизма Хинаяны/Махаяны несовместимы.
>Йога дуалистична (вспомним пракрити и Пурушу), буддизм отрицает всякий дуализм,
>йога стремиться к высшему, неземному, буддизм же отрицает деление на добро и зло.
Если же спросить йога, то он скажет что-то похожее на
>Буддизм делает упор на практики с сознанием,
>в то время как йоги работают больше с телом.
Различие - в подходе. И эти ответы демонстрируют это различие.
PS.
Ох, не люблю я этих буддистов. Наверное это потому, что прослыть буддистом довольно просто: обьявил себя буддистом, почитал с месяц книжек всяких на сон грядущий, чтобы можно было пудрить мозги и "разводить по понятиям" кого хочешь. И вот тебе буддист. А бедному йогу надо с утра вставать асаны делать... иначе кто ему поверит что он йог? Засмеют.
Насчет мантр - имелось ввиду, что _по духу_ это техника более "йоговская" чем "буддисткая", а развита "буддистами", что как раз и демонстрирует их переплетение.
("тантрический буддизм". Нда. Я наивно полагал что тантра=йога. Словосочетание "буддисткая йога" уже видел в этой конфе, а это получается "йогический буддизм" ;-))
Вот еще рассуждение о различии между йогами и буддистами:
Если вы спросите буддиста, в чем это различие, то он обьяснит примерно так, как написано у жанны:
>философия санкхья-йоги и классического буддизма Хинаяны/Махаяны несовместимы.
>Йога дуалистична (вспомним пракрити и Пурушу), буддизм отрицает всякий дуализм,
>йога стремиться к высшему, неземному, буддизм же отрицает деление на добро и зло.
Если же спросить йога, то он скажет что-то похожее на
>Буддизм делает упор на практики с сознанием,
>в то время как йоги работают больше с телом.
Различие - в подходе. И эти ответы демонстрируют это различие.
PS.
Ох, не люблю я этих буддистов. Наверное это потому, что прослыть буддистом довольно просто: обьявил себя буддистом, почитал с месяц книжек всяких на сон грядущий, чтобы можно было пудрить мозги и "разводить по понятиям" кого хочешь. И вот тебе буддист. А бедному йогу надо с утра вставать асаны делать... иначе кто ему поверит что он йог? Засмеют.
re: Йога и/или буддизм
> А мне как-то казалось, что наоборот :))))))
Наоборот-то ясное дело. Прикол в том, что и так тоже верно. Мастер - мастер во всем.
Наоборот-то ясное дело. Прикол в том, что и так тоже верно. Мастер - мастер во всем.
Йога и/или буддизм
Хара
Жанна
В даосизме и буддизме довольно широко распространены различные техники работы с центром хара (яп. “тандэн”, кит. “дянтань”), расположенным где-то на четыре пальца ниже пупка, и столько же вглубь. Я сама использую некоторые из этих техник, что часто позволяет повысить общий иммунитет организма или снять напряжение, перегрузку. Есть ли что-то подобное в йоге? Если кто-то работает с хара, было бы интересно обменяться опытом. Только не здесь, лучше по мейлу.
С метта,
Жанна
Жанна
В даосизме и буддизме довольно широко распространены различные техники работы с центром хара (яп. “тандэн”, кит. “дянтань”), расположенным где-то на четыре пальца ниже пупка, и столько же вглубь. Я сама использую некоторые из этих техник, что часто позволяет повысить общий иммунитет организма или снять напряжение, перегрузку. Есть ли что-то подобное в йоге? Если кто-то работает с хара, было бы интересно обменяться опытом. Только не здесь, лучше по мейлу.
С метта,
Жанна
-
- Сообщения: 5
- Зарегистрирован: 24 янв 2011, 09:44
re: Хара
Я в йоге новичок.Кто может Объяснить насколько эта техника важна для занятий в русле класической йоги.
Зарание благодарна.
Зарание благодарна.
re: Хара
Жанна
Нельзя, это не совсем для конфы разговор, я поэтому и написала - по мейлу. К тому же, я не уверена, что в индийской йоге используется подобное, и, в таком случае, эта тема вообще не имеет отношения к конференции.
Нельзя, это не совсем для конфы разговор, я поэтому и написала - по мейлу. К тому же, я не уверена, что в индийской йоге используется подобное, и, в таком случае, эта тема вообще не имеет отношения к конференции.
[история буддизма]
джазу о злобных буддистах
Вмктор Сергеевич, прошу прощения за оффтопик, но тут вопрос ко мне был.
----
http://www.webboard.ru/wb.php?board=1715
На этом форуме профессора Торчинова недавно дискутировали о буддийских гонениях на Бон и внутрибуддийских распрях, иной раз переходивших от интриг и продавливания политических и судебных решений к вооруженным "аргументам". Я не особо присматривался, понял только, что в Тибете буддисты были не всегда белыми и пушистыми. Один материал типа "О ссылке Вайрочаны в Сибирь" ..., а вообще про буддизм там можно узнать все - народ по нему встревает со страшной силой и эрудицией. Спросите у них.
----
Также сошлюсь на книгу Ратти и Вестбрука по самурайскому сословию (название не помню, но самураи там присутствуют). Там как один из источников японских боевых искуств указываются буддийские секты, в полный рост занимавшиеся борьбой за власть, бывшие иногда близки к установлению теократии, кидавшие в бой монахов-воителей под лозунгами борьбы за буддийское учение и его чистоту и урезоненные РАДИКАЛЬНО только сегуном Токугавой Иэясу.
----
Шаолинь поминать не буду - затрудняюсь отделить вымысел от реалий.
---
То есть эксцессы, вплоть до кровопролитиия, случались в практике даже самой терпимой и мирной из религий. Это, конечно, не идет в сравнение с религиями Книги или, к примеру, индуизма, но факты такие были.
Вмктор Сергеевич, прошу прощения за оффтопик, но тут вопрос ко мне был.
----
http://www.webboard.ru/wb.php?board=1715
На этом форуме профессора Торчинова недавно дискутировали о буддийских гонениях на Бон и внутрибуддийских распрях, иной раз переходивших от интриг и продавливания политических и судебных решений к вооруженным "аргументам". Я не особо присматривался, понял только, что в Тибете буддисты были не всегда белыми и пушистыми. Один материал типа "О ссылке Вайрочаны в Сибирь" ..., а вообще про буддизм там можно узнать все - народ по нему встревает со страшной силой и эрудицией. Спросите у них.
----
Также сошлюсь на книгу Ратти и Вестбрука по самурайскому сословию (название не помню, но самураи там присутствуют). Там как один из источников японских боевых искуств указываются буддийские секты, в полный рост занимавшиеся борьбой за власть, бывшие иногда близки к установлению теократии, кидавшие в бой монахов-воителей под лозунгами борьбы за буддийское учение и его чистоту и урезоненные РАДИКАЛЬНО только сегуном Токугавой Иэясу.
----
Шаолинь поминать не буду - затрудняюсь отделить вымысел от реалий.
---
То есть эксцессы, вплоть до кровопролитиия, случались в практике даже самой терпимой и мирной из религий. Это, конечно, не идет в сравнение с религиями Книги или, к примеру, индуизма, но факты такие были.
-
- Опытный практик
- Сообщения: 4884
- Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Основы буддизма
[quote="В обсуждении
"Отчёт о практике Випассаны"
shanti"]недавно прочитал книгу Н. Абаева (кажется здесь скачал, но что-то не могу найти теперь :? ) "чань-буддизм и культура психической деятельности", так вот там он утверждает как раз наоборот, что в процессе обучения и практик довольно таки редки случаи дестабилизации психического состояния у учеников, правда про сами практики там практически ничего не написано... Так же там упоминалось про даосскую йогу и вообще переплетения даосских практик с чаньскими, но опять же про то, что они из себя представляют ничего написано не было... Возможно они и не только медитируют, но что же эти негодяи делают тогда?:)[/quote]подавляющее большинство делает примерно тоже самое, что и монахи в наших монастырях - работают физически и молятся , называя это медитацией.
См. также:
"Отчёт о практике Випассаны"
"Коррекция характера и темперамента"
"Отчёт о практике Випассаны"
shanti"]недавно прочитал книгу Н. Абаева (кажется здесь скачал, но что-то не могу найти теперь :? ) "чань-буддизм и культура психической деятельности", так вот там он утверждает как раз наоборот, что в процессе обучения и практик довольно таки редки случаи дестабилизации психического состояния у учеников, правда про сами практики там практически ничего не написано... Так же там упоминалось про даосскую йогу и вообще переплетения даосских практик с чаньскими, но опять же про то, что они из себя представляют ничего написано не было... Возможно они и не только медитируют, но что же эти негодяи делают тогда?:)[/quote]подавляющее большинство делает примерно тоже самое, что и монахи в наших монастырях - работают физически и молятся , называя это медитацией.
См. также:
"Отчёт о практике Випассаны"
"Коррекция характера и темперамента"
-
- Сообщения: 235
- Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
- Откуда: отовсюда
- Поблагодарили: 1 раз
Верно.Атри писал(а):подавляющее большинство делает примерно тоже самое, что и монахи в наших монастырях - работают физически и молятся , называя это медитацией.
Только вот в отличии от наших монахов там молитва - безмолвная. Медитацией это не называют - словей таких не знают. Мы это так привыкли называть...
А визуализационные практики позволяют научиться управлять вниманием и стабилизировать его. Успокаивая ум в целом.
Ну, и само собой, как в монастырях и положено, карма йога - маха йога!