Да тянитесь по утрам, кто ж против?
Кстати, кажется Б.Сахаров говорил, что самое сильное усилие в практике не должно быть сильнее утренних "потягушек", которые любит весь животный мир
Виктор Сергеевич все подробно объяснил в ЙИК, но зная по себе и своим ученикам, как трудно и долго это до нас доходит, цитирую главу "Асана:"
Асану не нужно делать, в ней надо просто быть! Но истинное пони-
мание этого момента и его реализация стоит дорого в том смысле, что
требует
большого опыта. Этот опыт – специфический, он блокирует по-
требность человека управлять событиями, присущую ему в социуме!
А также стремление сохранять компетентность в любой ситуации.
[spoiler="Скрытый текст"]Чем поза удобнее, проще и доступнее (особенно это важно для нович-
ков), тем дольше в ней можно пробыть с комфортом, то есть – без ощуще-
ний (если, конечно, специально не «присматриваться») в теле. Чем больше
время выдержки – тем сильнее воздействие. Из загруженных непривычной
формой (как приблизительно и карикатурно ни изображена вами поза, всё
равно в жизни вы никогда не находитесь в таком положении, тем более – по-
долгу) областей тела (суставов, связок, мышц и т. д.) в двигательные зоны
мозга направляется мощный поток раздражителей. Если говорить языком
науки, то эти входные (афферентные) импульсы поступают в кору и под-
нимаются к звездчатым и пирамидным клеткам III–V ее слоев. От звездча-
тых клеток IV слоя сигнал идет к пирамидным нейронам III слоя, а отсюда
по ассоциативным волокнам – к другим полям, областям коры большого
мозга. Короче говоря, в коре образуются новые доминантные очаги специ-
фического возбуждения, которые тормозят, деактивируют либо «стирают»
очаги уже имеющиеся. И как результат этого процесса состояние сознания
меняется – ментальная суета затихает. Уходят навязчивые мысли, исчезает
внутренняя тревожность, уменьшается мышечный гипертонус – приходит
успокоение. Налицо начальная стадия полной релаксации. И добиться это-
го можно выполнением самых простых асан даже в их приблизительной,
упрощенной и потому абсолютно доступной форме!
Теперь обратимся к сознанию: что происходит с ним (в нем), когда мы
пытаемся освоить асану? Для того чтобы расслабить мышцы вначале при-
ходится курсировать вниманием по телу, но Сутры говорят именно о со-
средоточении на бесконечном! Как это понять?
Что происходит со зрением, если рассматривать близкий объект? Взор
фокусируется. Если смотреть очень далеко, как бы в никуда, оси глазных
яблок выходят в параллель. То же и с сознанием, сосредоточить его на бес-
конечности – значит просто отпустить, ни о чем специально не думая!
Внимание – это часть сознания, поддающаяся произвольному управ-
лению, маневрируя им, мы избирательно нацеливаем органы восприятия.
Кроме того, внимание автоматически «сжимается» либо «расширяется»
вместе с фокусом зрения. Оно, как и взор, постоянно блуждает, и хотя
можно на какое-то время остановить это движение, сознание при этом
сразу начинает напрягаться.
Итак, согласно Сутрам, внимание в асанах нужно перенести на бес-
конечность, но как? Во-первых (если это не влияет на выполнение позы),
следует закрыть глаза, поскольку внешний мир на время практики теря-
ет актуальность. Тем самым мы лишаем внимание привязки ко внешним
объектам, и ничто больше не мешает воспринимать только ощущения
в теле. Неподвижные позы используются именно затем чтобы освободить
сознание от привычного «содержимого», а затем и собственной автоном-
ной деятельности, что возможно только после того, как будет освоено
растворение ощущений (см. одноименную главу).
Когда этот момент технологии освоен, внимание просто держится
в теле, при этом в уме не возникает логических цепочек, умозаключений,не принимаются решения.[/spoiler]
Еще более правильно и надежно с ощущениями не связываться со-
всем! Нужно всего лишь не доходить до той границы сгибания, ког-
да они начинают возникать (проступать),
оставаясь на точке касания
к ощущению, что совсем не так просто, как кажется. Но зато гарантирует
отсутствие перегрузки и травм.
Вот это "касание к ощущению" вкупе с "большим опытом " и есть искусство!
Не переживайте, все получится!