божий человек писал(а):
Думать одно, говорить другое, а делать третье - это путь любого практика йоги на пути к ЦЕЛОСТНОСТИ и САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Это серьезное заявление. Преклоняюсь перед Вашими мегасиддхами, позволяющими Вам через монитор видеть, что человек думает и делает :)
Добавлено позже: 27 окт 2015, 18:20
По заказу Аэролога
Опыт спонтанного самадхи
Внимание: это не учебное пособие по дзен-буддизму.
Все мы знаем, сколько всего написано о самадхи в эзотерической, востоковедческой и мистической литературе. Я не буду переписывать сюда эти определения. Считается, что существует несколько уровней самадхи. Здесь мы не будем их разбирать. Здесь я опишу свой первый опыт того, что я считаю спонтанным самадхи.
История такая: на рубеже 90-х и 00-х я прибился к дзену и занимался практикой дзадзен по пособиям. Дзадзен - этого особая техника пранаямы в падмасане с особыми техникам работы с сознанием. Сижу, занимаюсь, все рутинно. И вот по случаю нахожу крохотный самодельный сайт школы дзена, на диком английском, где представляется мастер, его ретриты, стенограммы его даршанов. Почитал, не особо убедило. Мужик сам вьетнамец, живет в США, там у него свой зал. Ну думаю, обычный мутный шарлатан. Но он принимал от любых людей вопросы по дзену и всем отвечал. Энтузиаст. Я был молодой, мне еще было что себе доказывать, и я стал ему присылать описание своих опытов в дзадзен. Сколько он меня мурыжил! На любое описание он отвечал только одно: это не самадхи, идите глубже. И ничего не объяснял. Такой вот "мистер Нет". Я просто перестал ему верить и был уже готов с ним развязаться.
Но в один летний день я сидел на старом мемориальном кладбище. Сидел на скамеечке, всё было хорошо, солнце светило в глаз, я расслабился и даже немного придремал - и... вот тут начинаются проблемы описания. Скажу кратко, что я внезапно провалился в состояние, которое могу описывать лишь по памяти, тому ощущению, которое осталось в памяти, когда я вышел оттуда. Итак, это ощущалось, прежде всего, так, словно у меня что-то неправильно с границами тела. Они словно стали прозрачными (не в строго физическом смысле; это трудно объяснить) и перестали быть моими. А внутри этих границ как будто установилась такая же прозрачная пустота. Возникло странное чувство, словно личных границ нет, и тебе прямо под нос (которого нет) подсовывают облака, деревья, камни могил, оградки, через тебя проезжает трамвай, гремящий по рельсам за решёткой ограды, которая тоже стоит в тебе, сквозь тебя пролетает, оставляя полосу, самолет. Проще говоря, все дико приблизилось и воспринималось так, словно происходило во мне, внутри меня - но с одной оговоркой: я стал прозрачным, слитым с тем пространством, в котором происходит вообще всё. Мое поле сознания и окружающее пространство стали тождественны. Это ощущалось так, слово я заключаю в себе весь мир, будучи пустотой, способной вместить все вещи мира. Это ощущалось так, словно одно пространство (внутреннее) оказалось вложенным в другое пространство (внешнее) с полной потерей границ между ними.
Это было чудесное, освобождающее ощущение пустотности. Словно ты пуст и прозрачен, и как таковой, вставлен в такую же прозрачную пустоту и между этими двумя объемами или пространствами нет границ, они диффузировали.
Состояние было забавным. В тот момент я его не оценивал, там нет того, кто бы мог оценивать, состояние просто было. Там не было личности, исчез и наблюдатель. Он словно растворился в наблюдаемом, слился с ним. Все эти раскладки про пространства, вложенные друг в друга, я отрационализировал уже позже, пытаясь перевести опыт в слова, чтобы описать своему вьетнамцу. А когда я просто сидел на солнце, провалившись в приятное ощущение единства с Сущим (это можно назвать так и тысячью других слов) и утраты своего надоедливого "я", которое постоянно напоминает о своих мелочных задачах. Это было ощущение возвращения домой, к чему-то очень давнему и глубоко знакомому. Никаких откровений о благости мира, единстве всех душ, реинкарнации и прочей метафизике я не получил. Никаких предельных откровений. Всё, что случилось - я потерял себя, растворил его во всем (или Всём). Это было как-то буднично, без всякого пафоса, и потому необычайно свежо и прекрасно. В памяти осталось безграничное сияние летнего дня, и я сам был этим днем во всей его полноте. Последействие сохранялось несколько дней, отзываясь тихой радостью.
Считая этот опыт вполне обыденным, я старательно описал, тем не менее, его (тогда описание получилось поживее, конечно, по свежим следам) своему вьетнамцу, и был несказАнно удивлен, когда он прислал мне сообщение на своем диком английском: you arrived (ты прибыл) и три восклицательных знака. Я ему: давайте без поэзии; это самадхи? Он: да. Меня это дико удивило. Потому что, на мой вкус, состояние было простеньким и знакомым по давнему прошлому, по детству. Я пишу мужику: что за фигня, я сто раз переживал такое в детстве, когда с отцом ездил на рыбалку. И тут мужик ответил мне так, что я простил ему все долгие месяцы, пока он меня мурыжил: no surprise, fishing is the best zazen, ничего удивительного, рыбалка - это лучшая сидячая дзенская практика. С юмором был мужик.
Конечно, я - скептик, и отнюдь не раздулся только оттого, что какой-то левый мужик признал мое переживание самадхи. Но позже я встречал описания, схожие с моим опытом. Особенно убедили меня описания личных опытов Кена Уилбера, знатока восточной метафизики, который определяет подобное состояние, как турья, турьятита, "один вкус".
В следующем сообщении я попытаюсь описать самадхи не спонтанное, а то, к которому постепенно приближаешься в ходе практики йоги Патанджали.
Спасибо всем, кто осилил этот текст.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.