божий человек писал(а):С удовольствием бы ознакомился с вашим видением этики йоги. Выложили бы сразу в виде конспекта по всем пунктам ямы-ниямы, если вы всё уже осмыслили по данной теме.
Завершение темы ямы-ниямы. Первые две ямы разбирались прежде.
Внимание: это не учебное пособие, это личный опыт и сугубо частное мнение.
Астея - неворовство, запрет на присвоение чужого. В прямом смысле тут все понятно: не пожелай жены ближнего своего, вола ближнего своего, кота ближнего своего. Вор боится быть пойманным и изобличенным. Это постоянный стресс, который разрушает практику йоги. Астея в практике йоги - это отказ от присвоения, слепого копирования чужой практики. То, что хорошо немцу, русскому смерть. Кто-то стоит на голове часами, для кого-то пять минут - это смещение позвонков и инсульт. Астея в широком смысле - это не-алчность. Преодоление животного инстинкта урвать нечто (у другого человека), отгрызть от жизни побольше (материальных благ, половых партнеров, приятных впечатлений, развлечений, подкреплений своей самооценки). Преодоление эгоизма, нарциссизма (навязываясь людям, требуя от них внимания, вы воруете их время и энергию). Запрет на пустословие и пустые развлечения (так вы воруете время у других и у себя). Астея - это скромность, смиренное понимание, что вселенная вам ничего не должна, и вам не следует ловчить, чтобы
выклянчить, вырвать или украсть у нее что-то, что, по вашему мнению, она вам недодала. Астея связывается с самтошей, удовлетворенностью. Если человек удовлетворен тем, что у него есть, у него нет мотивации угрызать, отбирать, урывать, воровать.
Сатья - искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям. Самое тут сложное - быть честным по отношению к себе. Четко понимать свои мотивации, слабости, ограничения. Не оправдывать себя. Сатья к другим, кроме обычной честности, это стремление не вводить других людей в заблуждение своими словами и поступками. Да, мы не можем контролировать то, как понимают нас другие люди, но стараться быть правильно понятыми мы должны. Сатья - это адекватная самооценка. Связывается с апариграхой. Сатья в практике йоги - адекватная оценка своего уровня. Следует всячески противиться естественному соблазну его завышать. Особенно, если вы объявляете себя гуру.
Апариграха - непринятие даров, необладание, запрет на желание обладать. Не имеет ничего общего с тем, чтобы отказаться, если вам дарят шоколадку, или с крайним аскетизмом. Опять же связывается с астеей (не-алчностью) и самтошей. Чем меньше вы имеете забот, матценностей, всякой трухи в виде статусных символов, тем меньше стресса, желания удержать, страха потерять, тем спокойнее идет практика. В идеале йог обходится минимальным. Сколько это - каждый решает сам. В практике йоги апариграха - это независание на сиддхах, отказ считать себя "прибывшим", "достигшим". Адекватность, скромность. Трезвое понимание того, что если что-то случается так, как вам вдруг пожелалось, это только потому, что оно просто так случилось, а не потому, что, благодаря вашей сверхпрактике, вы схватили Ишвару за бороду, и он теперь исполняет все ваши прихоти. Апариграха - также способность отказываться от соблазнов. Например, вас уговаривают, по вашей невообразимой крутости, начать преподавать йогу. Вам дарят студию, толпы последователей собираются у ваших лотосовых стоп. Но вам ценнее ваша личная практика и частная жизнь. И вы не соблазняетесь, отказываетесь от дара.
Нияма
Шауча - соблюдение внешней и внутренней чистоты. С внешней чистотой все ясно, это гигиена, шаткармы, если кому-то они любезны. С чистотой внутренней - тому, кто понимает, о чем идет речь, ничего объяснять не нужно. Тем же, для кого внутренняя чистота - пустой звук, ничего не объяснишь. Шауча связывается со всеми пятью ямами, особенно с астеей, скромностью.
Самтоша - удовлетворенность; довольство тем, что есть. Признак зрелости вашей йоги. Способность принимать любой исход событий. Близко к апатии (бесстрастности) и атараксии (спокойствию) моих любимых стоиков. Состояние, в котором у вас нет особых предпочтений или мелких, эгоистичных желаний. Связывается с астеей, не-алчностью.
Тапас - самодисциплина, накопление психической и физической энергии и направление ее на разумные цели, на практику йоги, если она для вас первый приоритет. Тапас - это наше всё. Если вы рассеиваете энергию на конфликты, пустые прения, раздувающее ваше самолюбие, ненужные обязательства, вообще на все лишнее (каждый решает сам, чтО для него лишнее), вы разрушаете тапас и практику. Кроме того, тапас - это просто способность выгонять себя на коврик, когда вам лень. Связывается также с брахмачарьей (воздержанностью).
Свадхиайя - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний. Тут все понятно, но нужно пояснение. Информация - не есть знания. Можно поглощать тонны информации, но никак не структурировать ее в знания. Знания - это наше второе всё после тапаса. Без глубинных знаний себя (психология и философия), йоги (абхьяса) и мира (естественные науки), без постоянного поиска новых знаний (не пустой информации!), их осмысления и переработки, без применения знаний на практике, никакого прогресса, ИМХО, в йоге не будет.
Ишвара пранидхана (посвящение всех своих действий божеству) - эту нияму я трактую, конечно, материалистично. Ишвара, ИМХО, это идеальная ролевая фигура, юнговский архетип идеального йога, обладающего идеальной ямой-ниямой, абхьясой, вайрагьей и всеми йогическими добродетелями. Вы тянетесь за ним, как бегуны в группе тянутся за лидером. Вы пытаетесь "пробудить" Ишвару в себе.
Резюме: яма-нияма - это не подступы к йоге, как часто считается, не некая необязательная глава в учебнике йоги, которую можно один раз прочитать и навсегда забыть. Это основа, базис йоги. Это каждодневная практика. Эти правила, если выполнять их всерьез, меняют вас, ваши отношения с миром и людьми. Эффекты ямы-ниямы сопоставимы по глубине трансформации человека с эффектами всех последующих ступеней йоги Патанджали. Было бы неплохо, ИМХО, если бы правила ямы-ниямы, преподавались в школах йоги, проводились занятия с объяснениями приложения ям-ниям в конкретных ситуациях. Объяснялись, как добиться идеального баланса ям-ниям, имея целью гармонизацию всего спектра отношений человека и создание наиболее благоприятных условия для практики йоги. Каждый же серьезный практик, занимающийся самостоятельно, ИМХО, должен проводить постоянный анализ своих ям-ниям, чтобы выправить образующиеся перекосы.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.