чтение и мышление вслух и про себя
Добавлено: 15 дек 2014, 07:40
Есть мнение, что европейцы научились читать, не проговаривая слова в слух, лишь в раннем средневековье. Интересные примеры, ссылка на источник: [spoiler="Скрытый текст"]
Часто пишут, что чтение про себя — это изобретение Средневековья. Отчасти так и есть. В Древнем Риме обычно читали, вполголоса проговаривая текст, либо слушали, как читает раб или кто-то из друзей, собравшихся на литературный вечер. Римские писатели диктовали свои сочинения секретарю. Письменное слово еще не оторвалось от устного. Молчаливое чтение существовало, но было делом не самым обычным. Один из отцов западной церкви Аврелий Августин (354–430) с удивлением отмечал, что епископ Амвросий Миланский умеет читать в абсолютной тишине: «…Глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали».
Чтение про себя стало распространяться лишь в период раннего Средневековья. С VII–VIII веков в рукописях из Англии и Ирландии и других земель, где латынь была предельно далека от родных языков монахов-германцев и кельтов, постепенно появляется деление фраз на слова. Текст часто выстраивается в два столбца, по десять-пятнадцать букв, — так, чтобы их было легче охватить взглядом не проговаривая. Со временем на страницах возникает множество «дорожных знаков»: инициалы в начале строки, красные строки, все более многочисленные заголовки и подзаголовки.
Молчаливое чтение распространялось в монастырях, где устав большую часть дня требовал хранить тишину. Но за пределами мира монахов новая практика внедрялась медленно. У мирян, даже если они были грамотны, чтение еще долго оставалось коллективным занятием. Государи и аристократы чаще слушали рыцарские романы или хроники о былых временах, чем читали их сами.
http://rusrep.ru/article/2014/11/13/gry ... agochestie[/spoiler]
В пользу этого мнения говорит методика обучения детей чтению. Сперва дети читают в слух, потом слова проговариваются в уме. Делее чтобы читать быстро слова в уме уже звучать не должны.
Теперь вот подумываю, что, быть может, люди и мыслить беззвучно научились как бы относительно недавно?! Ведь известно, что решить какую-либо задачу из области точных наук бывает гораздо легче не в уме, а расписывая ее руками и проговаривая вслух условие...
В этом свете всевозможные абстрактные практики и упражнения, связанные с удержанием внимания, как бы концентрацией и какой-нибудь там визуализацией или даже повторением мантр (где-то читала что повторение мантры влух - это самый низкий уровень, шепотом - уже лучше, а когда она звучит в уме, мол, самое "продвинутое") обретают смысл - научить человека владеть совоим умом, и как наиболее реальное достижение - беззвучно думать о том о сем. А не выплескивать поток сознания на случайного собеседника. (Чему некоторая часть современных людей все-таки уже научилась )
У кого какие мысли по данному вопросу о чтении и процессе мышления? Есть ли какие-то сведения о том, как дело обстояло на Востоке с чтением?
Часто пишут, что чтение про себя — это изобретение Средневековья. Отчасти так и есть. В Древнем Риме обычно читали, вполголоса проговаривая текст, либо слушали, как читает раб или кто-то из друзей, собравшихся на литературный вечер. Римские писатели диктовали свои сочинения секретарю. Письменное слово еще не оторвалось от устного. Молчаливое чтение существовало, но было делом не самым обычным. Один из отцов западной церкви Аврелий Августин (354–430) с удивлением отмечал, что епископ Амвросий Миланский умеет читать в абсолютной тишине: «…Глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали».
Чтение про себя стало распространяться лишь в период раннего Средневековья. С VII–VIII веков в рукописях из Англии и Ирландии и других земель, где латынь была предельно далека от родных языков монахов-германцев и кельтов, постепенно появляется деление фраз на слова. Текст часто выстраивается в два столбца, по десять-пятнадцать букв, — так, чтобы их было легче охватить взглядом не проговаривая. Со временем на страницах возникает множество «дорожных знаков»: инициалы в начале строки, красные строки, все более многочисленные заголовки и подзаголовки.
Молчаливое чтение распространялось в монастырях, где устав большую часть дня требовал хранить тишину. Но за пределами мира монахов новая практика внедрялась медленно. У мирян, даже если они были грамотны, чтение еще долго оставалось коллективным занятием. Государи и аристократы чаще слушали рыцарские романы или хроники о былых временах, чем читали их сами.
http://rusrep.ru/article/2014/11/13/gry ... agochestie[/spoiler]
В пользу этого мнения говорит методика обучения детей чтению. Сперва дети читают в слух, потом слова проговариваются в уме. Делее чтобы читать быстро слова в уме уже звучать не должны.
Теперь вот подумываю, что, быть может, люди и мыслить беззвучно научились как бы относительно недавно?! Ведь известно, что решить какую-либо задачу из области точных наук бывает гораздо легче не в уме, а расписывая ее руками и проговаривая вслух условие...
В этом свете всевозможные абстрактные практики и упражнения, связанные с удержанием внимания, как бы концентрацией и какой-нибудь там визуализацией или даже повторением мантр (где-то читала что повторение мантры влух - это самый низкий уровень, шепотом - уже лучше, а когда она звучит в уме, мол, самое "продвинутое") обретают смысл - научить человека владеть совоим умом, и как наиболее реальное достижение - беззвучно думать о том о сем. А не выплескивать поток сознания на случайного собеседника. (Чему некоторая часть современных людей все-таки уже научилась )
У кого какие мысли по данному вопросу о чтении и процессе мышления? Есть ли какие-то сведения о том, как дело обстояло на Востоке с чтением?