Страница 1 из 2

СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 18 янв 2014, 17:17
«божий человек»
Как должен относиться к смерти настоящий классический йог?
Смерть для йога-это что вообще? Может ли йог бояться смерти;как-то готовиться и т.д.?В религиях существуют особые ритуалы,молитвы,правила в отношении смерти(что очень психотерапевтично),а что йога говорит по данному вопросу?

Если коротко:как должен умирать настоящий йог?Буду очень благодарен за серьёзный ответ,особенно,от Виктора Бойко и Михаила Свечникова.

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 18 янв 2014, 21:55
denn
В буддизме есть практики момента смерти. Пхова кажется называется. Посмотрите если интересно. У продвинутых йогов наверно также должно быть.

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 18 янв 2014, 22:15
М.Свечников
Ну что ж. ) С Я, как мне очевидно, делать ничего не надо. Я - оно и в Африке Я.

Сознание. Вот тут интересно.
Лично для меня существуют на опыте три фазы сознания (читты): формы (вритти), о-сознание (вивека кхьяти) и чистое сознание (буддхи, саттва). В каждый момент времени читта как-то распределена по этим трем фазам. Чем свободнее ты перемещаешь читту между этими тремя фазовыми состояниями, тем собственно ты свободнее. Сильное преобладание саттвы - это самадхи. Ближе к моменту смерти нужно будет собирать читту более в осознание и саттву, уходя от коловращения форм и отождествления с ними (сарупьям). А там уж не знаю чего будет... )

Навык такого ухода в чистое сознание (оно может выглядеть как ощущение света в голове) нарабатывается при жизни. Вместо того, чтобы бесконечно дурака валять в треволнениях вритти, мечась от формы к формы и от концепции к концепции. ) Впрочем относительно концепций я уже давно пустой. Они безразличны - просто удобные для своих ситуаций языки описания и коммуникации. Другие, более житейские, формы, конечно, цепляют - ну на то они и житейские, пока жив.

Ах да. Если в данный момент вас ощутимо касается благодать осознания или чистого сознания, страх смерти отсутствует в принципе. Ему просто как-то нет места, из разряда: страх смерти - это что? Его отсутствие в данном случае - это медицинский факт, не знаю почему. Может быть потому, что страх - это лишь некая вритти, она о-бтекается о-сознанием, она не может до конца поймать сознание, замкнуть его в свое формальное колечко...

Если жизни после смерти и прочих перевоплощений не существует (и сознание с Я суть продукты мозговой деятельности), то вышеописанный (йоговский?) способ помирать представляется весьма комфортным. Даже внутри таких полностью материальных ограничений можно выстроить вполне достойную форму для достойного окончания жизнедеятельности, без ненужных истерик. И жил он и жил... пока не помер. )

Memento mori!

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 00:47
Zhan
Разве смерть для йога это не переход на следующий уровень в длинной цепи развития?
Если в этой жизни ничего особенно плохого не сделал и жил по восходящей, то впереди ждет Серебро Господа и следующая, не менее интересная и насыщенная жизнь и шанс прожить ее еще лучше.
И тогда умирать наверное так же страшно, как и собираться в путешествие в неизведанную страну на неопределенно долгий срок.
И шанс остается вернуться домой, если оставил здесь очень близких тебе людей, правда и они изменятся и будут выглядеть по другому.

Добавлено позже: 19 янв 2014, 04:19

А стоит ли вообще готовится к смерти и разве йог не готовится к смерти всю свою жизнь работая со своей кармой? Процедура ведь уже отработана и тобой распорядятся в зависимости от твоей кармы.
И кроме того, человек часто бывает скоропостижно смертен. Когда же тут подготовиться?
Возникает такой вопрос к знающим людям. Есть ли на их памяти случаи, когда погибал неожиданно йог довольно высокого уровня?
Понятно, конечно-же, что вероятность для него погибнуть гораздо меньше, чем у обычных людей. И все же?

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 01:47
Эрци
Zhan писал(а):Есть ли на их памяти случаи, когда погибал неожиданно йог довольно высокого уровня?
навскидку - Дхирендра Брахмачари, разбился на личном самолете.

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 04:53
Мифолог
божий человек писал(а):Как должен относиться к смерти настоящий классический йог?
Смерть для йога-это что вообще? Может ли йог бояться смерти;как-то готовиться и т.д.?В религиях существуют особые ритуалы,молитвы,правила в отношении смерти(что очень психотерапевтично),а что йога говорит по данному вопросу?
Смерть не может быть вообще. Для каждого есть только своя собственная смерть и это самое главное событие в жизни. Так и должен относиться к ней настоящий йог, ибо йога и есть ничто иное как подготовка к смерти. Хотя вместо слова "смерть" употребляются красивые слова - кайвалья, махасамадхи и т.д.
В санкхья-йоге смерти, как и рождению, подвержены только продукты материи-пракрити, т.е. тело и сознание. Но чистый Дух или Пуруша, одушевляющий их - вечен и неизменен. Если не научишься за всю жизнь отличать Дух от тела-сознания, то после смерти принудительно предоставится еще одна попытка это сделать, только с новым телом и сознанием, а если карма хорошая, то в более лучших условиях...)

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 04:58
Ingvar
Тогда надо перед смертью быстренько в махасамадхи?

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 05:01
Мифолог
Махасамадхи это просто другое название для смерти, популярное в йогических кругах...)

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 05:17
Ingvar
А разве не надо достичь этого самого самадхи чтобы больше не рождаться, то есть полностью постичь разницу между духом и материей? Или при достижения сабиджа самадхи человек после смерти тоже покидает сансару?

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 12:07
Мифолог
Да, конечно. Сабиджа-самадхи недостаточно. Семена-биджи должны быть "выпечены" (випака) вниманием Наблюдателя и таким образом лишиться способности давать всходы. В махасамадхи йоги уходят, когда все стадии самадхи реализованы и их уже ничего не удерживает в сансаре. Тело и сознание больше не нужны. Чистому Духу больше не нужно их одушевлять, т.е. он уже не нуждается в чем-то еще, чтобы себя осознавать и чувствовать - он целостен сам по себе (кайвалья) и абсолютно свободен...

Смерть для йога - это завершающая практика, а не нечто страшное, непонятное и случающееся с ним помимо его воли...)

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 14:31
felixS
Мифолог писал(а):Смерть для йога - это завершающая практика, а не нечто страшное, непонятное и случающееся с ним помимо его воли...)
Ну, это такое идеалистическое представление об идеальном "йоге".

В буддизме (согласно Абхидхармакоше) контроль жизнеспособности доступен только архатам. И именно по той причине, что они уже не привязаны к жизни, т.е. никакого личного интереса жить у них уже нет.
То же и в ЙС:[spoiler="2.9. Самосущная жажда жизни возникает даже у мудрого."]У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание самому себе: "Да не перестану я быть! Да буду я [вечно]!" И это пожелание [никогда] не возникает у того, кто не испытал состояния смерти. Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений. И этот аффект – жажда жизни – самосущен даже у только что появившегося червя.
Страх смерти, который по своей сути есть проницание (будущего] уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством восприятия [как источника истинного знания], ни посредством логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет заключить, что страдание, вызываемое смертью, испытывалось в предшествующих рождениях.
И, подобно тому, как этот аффект, [то есть жажда жизни], обнаруживается у крайне невежественных [существ], он точно так же возникает даже у мудреца, познавшего начало и конец [круговорота бытия].
— Почему [так происходит]?
— Потому, что этот бессознательный след испытанного через смерть страдания одинаков для обоих: и для мудреца, и для лишенного мудрости.[/spoiler]Т.е. "мудрый" такой же "простой смертный".

Мало того, инстинкт самосохранения куда шире страха смерти.
Любое состояние живого существа подверженно тому же аффекту - стремлению к сохранению, воспроизведению, неизменности. И соответствующему страху прекращения, исчезновения, смерти (большой и малой).
Предстоящая перемена всегда мучительна. Поэтому человек и не любит перемены, не хочет их, пытается их избегать или хотя бы сглаживать по максимуму.
У китайцев пожелание перемен - проклятие. Один из трёх синонимов страдания (духкха) - непостоянство, бренность, не вечность (анитья).
Работа с неконтролируемым, инстинктивным стремлением к "самосохранению", воспроизведению, привязанности к состояниям и есть "практика" доступная всем, а не только каким-то запредельным махасиддхам.
Методик тоже предостаточно и в индуистской и в буддийской йоге и не только.

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 15:49
Мифолог
Как же ж нам без идеалистических представлений? ) Но на то и есть практика, чтобы сокращать разрыв между сущим и должным...
Буддийские архаты в этом смысле также несколько идеалистичны...)
В сутре 2.9 "видуша" - это просто мудрый или ученый человек, не обязательно продвинутый йог.
И в следующих двух сутрах говорится, что делать йогу с этими клешами (в том числе и с жаждой продолжения жизни - абхинивешей). Неподверженность страху смерти и даже его семенам - это результат практики.
Парибок, например, говорил, что он совсем не хочет умирать, но при этом у него отсутствует страх смерти.
"Не хотеть умирать", как я понял - это сознательное обоснованное решение, а не омрачающая ум слепая жажда продолжения жизни...
И еще такой момент: страх перед смертью и страстное стремление продолжать жить - это, по-видимому, разные акценты одного и того же переживания, потому что они как-то плохо ощущаются один без другого...)

Добавлено позже: 19 янв 2014, 15:04
felixS писал(а): Предстоящая перемена всегда мучительна. Поэтому человек и не любит перемены, не хочет их, пытается их избегать или хотя бы сглаживать по максимуму.
Очень верно. Человек не любит перемены, которые так или иначе касаются лично его. Может быть это проявление своеобразного когнитивного диссонанса между преходящим умом (буддхи) и вечным Пурушей. Поэтому на том и стоит йога, что перемены происходят не со мной, а с миром, телом или умом. Наблюдателю, как говорится, по барабану что наблюдать, если он никак не участвует в наблюдаемом, т.е. никак не соотносит наблюдаемое с самим собой, даже мысленно.

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 17:06
felixS
Архат идеалистичен в смысле окончательной чистоты (аклишта) сознания. А раз нет клеш, то нет ни привязанностей ни боязни потерять.

Насчёт "отсутствия страха смерти" - не могу поверить.
Отсутствие боязни - да, боязнь 100% аффективна, боязнь умереть в том числе. Но страх это же естественная реакция на опасность, как голод - реакция на недостаток пищи. "Отсутствие страха" звучит как патология.
Вобщем бояться нет смысла - смерть это не остановит, но и бороться со страхом - лишнее. Как говориться - что есть, пусть уж будет, а чего нет - и не надо.
Если наблюдению индифферентно, что наблюдать, то можно наблюдать собственный страх изменения/умирания, вместо того, чтобы его бояться.
Что бы не происходило, йога предлагает одно и то же решение - сядь, расслабься и наблюдай за происходящим. Дзен-буддисты к этому добавляют - "наблюдай, как будто это последнее, что происходит".

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 18:05
Березина
felixS писал(а):Насчёт "отсутствия страха смерти" - не могу поверить.
Отсутствие боязни - да, боязнь 100% аффективна, боязнь умереть в том числе. Но страх это же естественная реакция на опасность, как голод - реакция на недостаток пищи. "Отсутствие страха" звучит как патология.
Мне кажется выражение "отсутствие страха"смерти не очень удачное) Страх, я согласна, естественная реакция организма. А вот "спокойное" отношение к смерти у индусов объясняется исторически сложившейся верой в перерождение) Парибок еще в своих лекциях приводил пример врачей. У них тоже отношение к смерти не такое, как у обычных людей. В связи с профессиональной деятельностью, они смерть рассматривают как естественный завершающий физиологический процесс. В общем, как индусы, "завершающая практика"...)

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 18:35
Мифолог
В данном контексте имеется в виду конечно не страх смерти как проявление инстинкта самосохранения, а как клеша, т.е. мучительное или омраченное состояние сознания, часто без видимых причин...

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 19 янв 2014, 22:42
ALX
А почему собственно смерть йога должна отличаться от смерти любого другого человека?

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 20 янв 2014, 07:31
Березина
ALX писал(а):А почему собственно смерть йога должна отличаться от смерти любого другого человека?
не смерть отличается, а отношение к ней)

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 20 янв 2014, 09:18
«божий человек»
Немного резюмируя,делаю скромный вывод в отношении смерти по-йоговски.
Итак,йог должен(в идеале) обрести целостность и абсолютную свободу духа(сознания), т.е.-это кайвалья и затем("без лишних гвоздей") совершить сознательное самоубийство-махасамадхи.И ещё не забыть ,перед смертью, сказать знакомым и родственникам,что мол я йог,поэтому не надо обо мне плакать,горевать;мне без разницы ,как вы поступите с телом(кремация,погребение в земле или воде,можете вообще на улице оставить);не надо приглашать священника,муллу или брамина;не надо меня поминать ни в церкви,ни в синагоге,ни в мечети,ибо всё это лишнее и больше для вашего спокойствия,а мне так-то пофиг всё ,ведь меня ничего ни с кем не связывает,карма отработана,ухожу в небытие(в рай и ад не верю,не знаю,не предполагаю;ну ,вообщем, всем пока,не скучайте...
Как-то так что ли. [sh]

Добавлено позже: 20 янв 2014, 10:35

Кстати(без всяких шуток),можно ли ,например,расслабиться и наблюдать спокойно за происходящим,если у человека(йога) рак (кожи,желудка,лёгких,печени и т.д.),т.е. с дикими болями.Ведь известно,что йоги тоже болеют раковыми заболеваниями и не только ими?

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 20 янв 2014, 09:49
М.Свечников
Суха теория мой друг
А древо смерти пышно зеленеет!

Re: СМЕРТЬ И ЙОГА

Добавлено: 20 янв 2014, 10:29
«божий человек»
М.Свечников писал(а):Суха теория мой друг
А древо смерти пышно зеленеет!

Всё в рамках темы и ни шагу назад!