Вытащила тему с форума М. Свечникова. На мой скромный взгляд, по теме дельное только одно сообщение Мифолога(ну не мне судить
)
Тантрические корни хатха-йоги
Продолжу тему, т.к. тантра и тантрические практики много раз упоминались в теме Брахмачарья(без должного понимания), и тем более про диссертацию С. Пахомова уже проболталась у РСМ на форуме))
Итак:
Список научной литературы Пахомов, Сергей Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
немного длиннее списка, который давала в вышеупомянутой теме)
[spoiler="Скрытый текст"]1. Атхарваведа. Избранное. Пер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989.
2. Ауробиндо Гхощ. Синтез Йоги. М., 1993.3. (Шри) Ауробиндо. Час Бога. Йога и ее цели. Мать. Мысли и озарения. Ленинград, 1991.
3. Бхагавадгита. Пер. Б. Л. Смирнова. СПб., 1994.
4. Веданта Сутра. Пер. Д. М. Рагозы. Санкт-Петербург, 1995.
5. Герасимов А. В., Пятигорский А. М. Общая модель культового поведения в тантризме с точки зрения лингвистической психологии // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962. С. 112 117.
6. Деви-махатмья (Сказание о величии богини). СПб., 1997.
7. Ефименко В. А. Индуизм и тантра // Индуизм и современность. М., 1994.
8. Ефименко Т. В. Шактизм и тантра // Древо индуизма. М., 2000. С. 64 96.
9. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм (Словарь). М., 1996.
10. Исаева Н. В. Слово, творящее мир. М., 1996.
11. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.
12. Нараяния. Пер. Б. Л. Смирнова." Изд. 2-е. Ашхабад, 1984.
13. Ольшевский А. П. Концептуаньные обоснования достижения освобождения в индийских садхана-шастрах // Путь Востока. Материалы П Молодежной научной конференции, 21 22 апреля 1999. СПб., 1999. С. 4 - 11.
14. Ольшевский А. П. Понятие пустоты как объект тантрической садханы в индийской религиозной традиции // Путь Востока. Материалы Ш Молодежной научной конференции, 20 21 апреля 2000. СПб., 2000. С. 37-44.
15. Ошо (Раджниш). Видение Тантры. М., 1996.
16. Пахомов С. В. Понятие майи и проблема истинной идентификации в тантризме // Путь Востока. Материалы Ш Молодежной научной конференции. СПб., 2000. С. 30 -37.
17. Пахомов С. В. Принцип спанда и кашмирский щиваизм // Путь Востока. Материалы II Молодежной научной конференции. СПб., 1999. С. 11 17.
18. Пименов А. В. Возвращение к дхарме. М., 1998.
19. Путь Шивы. Антология древнеиндийских классических текстов. Киев, 1994.
20. Пятигорский А. М. Религии Индии // История Индии в средние века. М., 1968.
21. Пятигорский А. М. Тантризм // Философская энциклопедия, в 5 тт. М., 1970. Т. 5. С. 181-182.
22. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.
23. Ригведа. Пер. Т. Я. Елизаренковой. В 3-х тт. М., 1989 1999. *
24. Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1991.
25. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997.
26. Упанишады. Пер. А. Я. Сыркина. В 3-х тт. М., 1992.
27. Упанишады йоги и тантры. Пер. Б. В. Мартынова. М., 1999.
28. Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия. М., 1994.
29. Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана. История индийского материализма. М., 1961.
30. Шивананда Шри Свами. Кундалини йога. СПб., 1993.
31. Эвола Ю. Йога могущества (фрагменты) // Конец света. Эсхатология и традиция. М., 1998. С. 110-127.
32. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. Пер. с англ. Пахомова С. В. СПб., 1999.
33. Энциклопедия тантры (Алхимия экстаза). М., 1997.[/spoiler]
диссертация на тему: Индуистская тантрическая философия
• Год: 2001
• Автор научной работы: Пахомов, Сергей Владимирович
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидат философских наук Пахомов, Сергей Владимирович
[spoiler="Скрытый текст"]Введение.'.'.
1. Актуальность исследования.
2. Степень разработанности темы.
3. Цель и задачи исследования.
4. Научная новизна исследования.
5. Методология исследования.
6. Практическая значимость исследования.Л
7. Апробация идей, положенных в основу исследования.
8. Структура исследования.
Глава первая. Понятие тантризма.
1. Общее введение.••.
2. Этимология термина «тантра».
3. Тантра в ее отношении к веде.:.
4. «Прототантризм».
5. Основные признаки тантризма.
6. Время появления тантризма.
7. Место появления тантризма.
8. Социальная среда, в которой появился тантризм.,.
9. «Легкий путь» и универсализм тантризма.
Глава вторая Индуистская тантрическая философия: общие перспективы.
1. Общее введение.
2. Письменные источники индуистской тантрической философии (ИТФ).
3. Методологические рамки ИТФ.
4. Концептуальные истоки ИТФ.
5. Основные идеи ИТФ.:.
6. Разделы ИТФ.
7. «Критерий тождественности».
8. Некоторые методологические и терминологические проблемы.
Глава третья Теология тантризма.
1. Проблема теологии в ИТФ.
2. Абсолютное: общее представление.
3. Биполярная модель Абсолютного.
4. Шива и Шакти.
5. Шакти и майя.
6. Пуруша и пракрити.,.*•.
7. Абсолютное Сознание.
8. Пракаша (prakasa) и вимарша (vimarsa).
9. Бхайрава (bhairava).
10. Спанда (spanda).
11. Абсолютная Речь (paravac).
12. Кула (kula) и акула (akula).
13. Сердце (hrdaya).
14. Итоги.•.
Глава четвертая Онтология тантризма.
1. Введение в проблему.• • • •.
2. Ступени бытия.
3. Фонематическая эволюция.
4. Четыре стадии речи.
5. «Гирлянда фонем».
6. Краткие итоги.,•.
Глава пятая Антропология тантризма.
1. Макрокосм и микрокосм.
2. Проблема человека и значение тела.
3. Концепция чакр.
4. Кундалини.
5. Три класса духовных существ.,.
6. Значение наставника в тантризме.116 •
Глава шестая Сотериология тантризма.
1. Введение.
2. Понятие освобождения в тантризме.
3. Преграды на пути освобождения.
4. Пути к освобождению.
5. Инструменальный аспект сотериологии тантризма.
Мандала. Янтра. Мудра.
6. Значение панчамакары.
7. Понятие мантры.
8. Виды йоги.
9. Феномен сиддхи (81йдЫ).
10. Обретение свободы.[/spoiler]
Введение диссертации 2001 год, автореферат по философии, Пахомов, Сергей Владимирович
[spoiler="Скрытый текст"]1. Актуальность исследования. Настоятельная необходимость в изучении индуистской тантрической философии связана с актуальностью тантрологическихА исследований в целом. Слишком долгое время, вплоть до первых десятилетий XX столетия, тантризм, как индуистский, так и буддийский, не считался в науке сферой, достойной пристального интереса. Причин тут немало, и среди основных следует назвать элементарное непонимание западными учеными тантрических мировоззренческих установок, непонимание, во многом опиравшееся и на пристрастные оценки тантризма со стороны многих ортодоксальных индуистов-пандитов нового времени (Б. Ч. Чаттерджи, Р. Л. Митра, Б. Бхаттачарья и др.), боровшихся за «чистоту рядов» или за возвеличение собственной религиозной линии и потому редко старавшихся вникнуть во все тонкости тантрических практик и теорий. Тем не менее, история Индии свидетельствует, что тантризм занял чрезвычайно важное место в ее религиозной, философской, культурной жизни. Без тантризма, который, начиная с V - VI вв., по словам М. Элиаде, принял вид «паниндийской моды» и который пронизал все религиозные системы страны (за исключением, наверное, только сикхизма), невозможно представить и адекватно понять индийскую культуру и литературу, обычаи населяющих Индию народов, их сознание. Важно понять тантризм и потому, что он не ограничился рамками одной лишь Индии, в круге его притяжения оказались и многие другие регионы; Тибет, Китай, Япония (если рассматривать буддийский тантризм); Непал, Камбоджа, Индонезия (индуизм). Кроме того, тантризм вызывает далеко не только исторический интерес, поскольку это направление продолжают исповедовать по сей день миллионы последователей, принадлежащих к многочисленным школам, группам, сектам. Иначе говоря, тантризм - живая традиция, имеющая важное значение не только для жителей Востока, но и для западных людей, в том числе и для России, поскольку экспансия тантризма затрагивает ныне многие уголки земного шара и имеет немалое влияние на судьбы самых разньпс слоев населения. Мы вводим термин «тантрология», обозначающий область знания, в которой исследуется тантризм, хотя осознаем, что это неологизм, поскольку он еще не устоялся в отечественной науке. в этом смысле очевидно, что умозрительные положения тантризма являются не менее значимыми и актуальными, чем его практические аспекты, поскольку они служат обоснованием последних и подводят идеологическую базу под экспорт тантризма в регионы и конфессии, первоначально с тантризмом не сообщавшиеся. Кроме того, актуальность изучения тантрической философии имеет и другие стороны. На фоне того, что удалось сделать ученым в исследовании тантрических практик, ритуала, литературы, истории, изучение собственно философской стороны намного от этого отстает. Таким образом, актуальность данного типа вызвана стремлением выяснить сущность и значение спекулятивной стороны во всем тантрическом комплексе, очертить ее границы в этом комплексе. На сегодняшний день исследований подобного типа было проведено слишком мало.
Тантрические тексты, как правило, весьма темны по своему языку, ибо написаны «для посвященных», владеющих необходимым для понимания категориальным аппаратом и потому способных понимать смысл эллиптического материала. Владение подобным аппаратом напрямую сопряжено с уяснением философских истин, лежащих в основе тантрических систем. Следовательно, мы лучше постигнем то, что пишется в этих текстах, если знаем их основоположения и их цели. Эти основоположения и цели зафиксированы также в других текстах, комментаторских. Понимание последних текстов часто дает ключ к пониманию оригинальных источников, поскольку здесь менее известное и тяготеющее к тайне объясняется через более известное. Далее, несмотря на перевод многих тантрических текстов, остается актуальным анализ категорий тантрической философии и их место и значение в традиционной индийской философии в целом.[/spoiler]
Заключение научной работы диссертация на тему "Индуистская тантрическая философия"
[spoiler="Скрытый текст"]Заключение
Подведем некоторые итоги. Мы выяснили, какими специфическими чертами наделена индуистская тантрическая философия. Она представляет собой совокупность идей и концепций, которые разрабатывались в тантрических школах на протяжении полутора тысяч лет исторического существования тантризма. Фактически во всех этих школах, за редким исключением, философия занимает достаточно скромную позицию, уступая приоритет ритуально-практической и йогической стороне. Философия остается элементом садханы, поскольку служит осмыслению и систематизации полученных на практике результатов. Кроме того, она выступает как орудие в борьбе интересов между соперничающими школами и помогает обосновать сакральность конкретной традиции и ее связь или отсутствие связи с ведической парадигмой. Философия в абстрактном варианте в тантризме отсутствует; она всегда нацелена на то, чтобы помочь адепту достичь и рационально обосновать состояние освобождения. Наиболее высокие образцы философского дискурса представлены в работах пропонентов кашмирского шиваизма.
Обычно для обнаружения философского уровня в той' или иной системе необходимо применять эксплицирующий анализ, который позволяет вычленять то, что сами носители традиции оставляли в недифференцированном виде. В какой-то мере это удобно делать именно носителям европейской культуры и философской традиции, поскольку они знают, как выглядит философия в их представлении и потому знают, где и как ее искать. Однако акцентироваться исключительно на европейском подходе означает упускать из виду многие вещи, которые имеют подчас решающее значение в
Dyczkwosky M. The Doctrine of Vibration. P. 218. данной системе, например, внимание к практической стороне. Если в европейской традиции разделение теории и практики в анализе происходит, в принципе, соверытенно безболезненно, то в индийских традициях, и особенно в тантризме, их чрезвычайно трудно отделить. Теория выстроена на основе практики, тогда как практика служит подтверждением теории. Любой раздел тантрической философии пропитан этим практическим духом, что особенно характерно для тантрической сотериологии.
Вряд ли стоит соглашаться с теми, кто вообще отрицает наличие философского содержания в тантрической литературе. Уже самый поверхностный взгляд, брошенный на массив индуистских тантрических текстов, позволяет уловить, что философия в том или ином смысле в них все же присутствовала, хотя наличие мощного нефилософского пласта и затемняет определенность подобного вывода. И если сами тантристы не создали целостную картину общетттртеской философии, это не означает, что ее не было вообще. Нахождение внутри своей традиции, школы, линии часто не позволяет уловить черты сходства с тем, что внешне не относится к твоей школе или линии; к этому добавляются чисто пропагандистские соображения и идеологическая запальчивость, которая не обращает внимание на тождественное и усиленно подчеркивает моменты различий и несогласия. Вспомним, что тантрические школы далеко не всегда были согласны друг с другом, большей частью было как раз обратное.
Мы выделили в тантрической философии четыре раздела. Наверное, этого довольно мало, если сопоставить их с европейским аналогом, и, возможно, при желании можно было бы найти какие-нибудь еще. Однако, сводя всю философскзто и мировоззренческую проблематику тантризма в эти четыре систематические класса, мы, разумеется, держали в уме присущую индийцам вообще и тантристам в частности синтетичность их мысли, их способность в одном средстве выражения намекать на разные виды содержания. Иначе говоря, эти четыре раздела включают в себя все многобразие тантрических представлений. В частности, этическая проблематика входит в раздел сотериологии, поскольку тантристов не интересовала проблема добра-зла в отрыве от практической деятельности. Или эстетика, труды по которой писал философ Абхинавагупта: ее положения входят в разделы по онтологии и опять же сотериологии. Границы между разделами ИТФ вообще очень прозрачны, а это означает, во-первых, что одна и та же проблема может рассматриваться в каждом из них, на разных уровнях, а во-вторых, зачастую может наблюдаться одновременное пересечение проблемных полей несколькими разделами тантрической мысли. Выше мы рассмотрели второй случай на примере лестницы духовных существ (сакала, пралаякала и т. д.).
Мы не ставили перед собой задачу излагать философию тантры во всех ее подробностях: любая затронутая нами тема, особенно те, что относятся к теологии и онтогенезу, описывается в десятках, если не сотнях соответствующих источников, со многими вариациями и нюансами, само перечисление которых отняло бы немало места и времени. Поэтому наще внимание оказалось сосредоточенным на том, чтобы представить и проанализировать в самом общем виде основные концепции тантрической философии, систематизированные с точки зрения специфических ее разделов, показать позицию философии в целокупности тантризма, а также рассмотреть ее место в общеиндуистском религиозно-философском контексте.[/spoiler]
Желающим ознакомиться с данной работой, пишите в ЛС- вышлю на email.
Кое-чего из списка книг у меня есть)