Re: Воспитание чувств
Добавлено: 22 ноя 2013, 21:31
Березина
как обещала, стенограмма 8-ой лекции "Курса индийских психотехник" А.В Парибока, посвященная чувствам.
[spoiler="Скрытый текст"]Здравствуйте!
У нас с Вами очередное занятие. Сегодня основная тема - упражнения, йоговские упражнения, типа созерцания.Т.е. особого занятие, посвященного чувствам.
Тема нуждается ,для начала, в теоретической разработке. Спросим себя, в чем человек, в основном, превосходит, так сказать, структурно, функционально животных? Животные во многом могут проявлять бОльшую сообразительность и умелость. Ответ я даю такой. Человек благодаря тому, что у него есть язык, может думать, мыслить, мечтать, рассуждать. Т.е. пользуясь формами знаков, среди которых есть и языковые знаки и какие-нибудь там зрительные образы внутренним языком, может как-то иметь дело с тем, чего сейчас нет, отвлекаясь от нынешней ситуации. Например, он может строить планы, проложить в уме сложный маршрут по городу, если много дел и т.д. А животные, наверняка, этого не могут. У них есть память, и они знают свои маршруты (высоко организованные животные ), но кажется очевидным, что невозможно для животного сесть, или как-то там лечь, свернуться клубочком и сообразить, как он пройдет свой маршрут, потом пойти и решить, что я пойду сейчас не так за зайцем, а иначе. Значит, животные привязаны к ситуации, а мы нет, потому что у нас, ну я буду называть это словом мысли, хотя это несколько небрежное выражение, слово «мысли» может предполагать что-то более существенное. Т.е. мы в состоянии многое делать в среде мыслей и воображения. Привожу пример.
Вот вы меня сейчас видите, так? Я бывал на записи этого курса одет, положим, в другую рубашку, или может быть не в шорты, а в длинные штаны. Или вы меня видели, может быть в других роликах, где я вообще иначе одет, так?
И вы можете это вообразить и сменить произвольно последовательность. Можете также вообразить, что на мне какой-нибудь головной убор, которого я может никогда в жизни не носил, но или, например, на мне какая-нибудь армейская фуражка, пожалуйста, без труда, или допустим, на мне какой-нибудь морской китель. Всё это получается без труда. Значит, у нас здесь есть свобода. Далее.
Помимо мыслей, вот в этом обобщенном (облегченном) смысле, у нас есть еще и чувства. А вот как у нас обстоит дело с чувствами? Далеко не так как с мыслями. Чувства у человека, в зависимости от его развития, они могут быть, если он не развит, грубые, немногочисленные, близко привязанные к состоянию организма, к тонусу, или очень многообразные, какие-нибудь там эстетические чувства, или эстетико-интеллектуальные чувства, там, у физиков или у математиков, весьма разнообразные. Но, тем не менее, они возникают в зависимости от человеческой, конечно, а не животной, но внешней ситуации ,и породить чувство люди не умеют. Привожу пример:
У каждого у вас есть ко мне какое-то чувство, какое-то, ну или сейчас говорят, эмоциональное отношение, это неправильно, потому что я определенный человек и надо говорить чувство. Какое-то есть. Если я вам предложу на манер того, что я сказал раньше - фуражка, другая рубашка, футболка и т.д. Пережить по отношению ко мне, скажем, брезгливое отвращение, восторженную любовь, усталую скуку, стремление со мной померяться силами и побороть меня, что тоже есть чувство. У вас совершенно ничего не выйдет, совсем ничего не выйдет. В незначительной степени такие умения могут быть выработаны и вырабатываются и даже не в столь незначительной, в некоторых школах актерского мастерства, только. Но это не принадлежит к общеобязательным знаниям, простите, умениям. И если добавить замечание А.П. Чехова, что «Глупее, чем актеры, людей по профессии не бывает», то оказывается, что это ничего не определяет, хотя это само по себе ценное умение.
Так вот, йоговские методы позволяют, в принципе, преодолеть это ограничение, и развить свою свободу(активность) в области чувств, такую же, как у большинства людей в области воображения. Т.е. я могу захотеть что-то вообразить и буду воображать, и в области мысли у тех, кто еще и умеет мыслить. И если это будет, или в той мере, к в какой это получается, это уже превосхождение того, что мы ждем от человека, в этом отношении это уже сверхчеловек. Вот почему, потому что мысли и чувства- это две стороны нашего бытия. Вот с мыслями, мы вот так вырвались от животного мира в активности, не только в разнообразии, а с чувствами мы можем вырваться в разнообразии, а в активности нет. Чувства следуют за объектом, за ситуацией.
И существуют упражнения. Они очень похожи, в йоговской традиции Патанджали и в буддийской традиции, там четыре одинаковых термина. И я опишу эти упражнения. Сперва, наверное, дам общую часть, а потом добавим специфику, которая позволяет развивать чувства. Но заранее скажу, что конечно, представители обоих направлений, будучи людьми хорошими и ответственными, дали упражнения, дали возможность развивать только хорошие чувства. Я полагаю, что все кто меня слушают и могут слушать, тоже хорошие люди, и им не придет на ум воспользоваться этим. Поскольку можно понять это как методологию для того, чтобы создать упражнения по воспитанию в себе или в ком-нибудь другом дурных чувств. Потому что это будет злодейство.
Четыре этих чувства:
• майтрии-любовь
• карунаа-сострадание
• мудитаа-сорадование
• упекшаа-беспристрастие
Я напишу их санскритское название и переводы на русский язык.(пишет на доске, примеч.)
Итак, майтрии- любовь. Поясняю, не эротическая любовь, не любовь к Родине, не любовь, например ,к музыке или живописи. Ближе всего в обычном проявлении, это любовь очень разумных, не невротических родителей, к детям. Которую можно выразить, описать так. Чувство, или желание, или стремление, чтобы детям было хорошо, и выходящие из этого стремления действия, чтобы детям было хорошо, и получение радости от того, что ты это делаешь. Вот собственно, это и сама по себе эта любовь есть в чистом виде. Остальное некоторые добавки.
Дальше, сострадание-это достаточно понятно, что это такое.
Сорадование- по-русски слово хотя и есть , но редкое, по-немецки (mit Freuden)-это радость от того, что другому хорошо. И упекшаа- беспристрастие, равное отношение к разным людям. Некоторые аспекты этого можно назвать справедливостью, но не только. Значит это общее.
Теперь я объясню, каким образом они являются системой. Системы здесь немного разные для йоги Патанджали и для буддистов. Но то, что это система-это очень важно. Дело в том, что занимаясь этим без системы, а именно упорно взявши какой-нибудь из этих хороших чувств и начав его развивать, ты рано или поздно получишь нежелательный побочных эффект. Сперва получишь желательный предсказуемый эффект, а потом побочный эффект. Поэтому их, в общем-то, надо развивать в комплексе, хотя с чего начинать , это уже более тонкий вопрос.
Так вот, у йогов объекты такие:
майтрии(любовь)- это отношение к людям, когда ты видишь, что они в хорошем состоянии. Сострадание к людям, когда ты видишь, что они в плохом состоянии. Медитаа - сорадование. Это йог радуется, когда видит, что люди совершают хорошие поступки. Потому что, благодаря закону кармы, если человек совершает хорошие поступки, то потом будет ему хорошо. И йог заранее этому радуется. Упекшаа- беспристрастие. Это отношение йога к тому, когда он видит, что кто-то совершает плохие поступки. Это вот йоговский подход.
Буддийский подход другой. Значит по-буддийски, объекты отношений, тут я говорил об объектах отношений к чему. Чувства всегда имеют определенный объект. Майтрии- любовь относится к людям, и возможно к другим существам, можно и к собаке, например, и к лошади ее испытывать вполне. И это действительно чувство, то самое, которое я примерно описал, как разумных родителей к детям, пусть им будет хорошо. Но чувство, а не словесная формулировка. Все нормальные это чувство когда-нибудь испытывали. Если нет, и вдруг попался ненормальный, из тех ,кто меня слушает, что конечно невероятно, то я бессилен. Далее.
Упекшаа- беспристрастие, тоже имеет объектом людей или существ. Но она такого свойства. Ее можно проиллюстрировать на материале, допустим профессиональной работы врача или преподавателя. Вот врач, например, психиатра или там психотерапевта. Некоторые больные, нервнобольные, с которыми имеет дело психотерапевт, в общем, хорошие люди и с ними, в принципе, как с людьми, можно иметь дело, но им надо помогать. Но среди пациентов психотерапевта могут быть ну просто отвратительные люди. Но вот беспристрастие здесь выражается в том, что он их лечит, добросовестно относится ко всем. Или скажем врач, какой-нибудь там травматолог. Привезли какого-нибудь пьяного, который сам виноват, руку себе переломал, еще гнусно матерится, а всё равно он ставит ему лубок, или привезли человека вполне достойного ,он тоже ему ставит ему лубок. Вот это вот, в профессиональной деятельности есть беспристрастие. Но тренировать придется, если тренировать беспристрастие так, что это не в профессиональной деятельности, что хороший врач или хороший учитель это имеет, а вообще в жизни. Вот это вот будет беспристрастие.
Или другой пример:
Если у учителя есть ученики. Например, один очень глупый, а другой, очень талантливый, то учитель будет равно радоваться, проявляя беспристрастие, маленькому шажку глупого и великолепному прыжку талантливого. Вот это тоже беспристрастие. Взялся учить, он учит. Теперь сострадание, понятно по слову, я чуть-чуть поясню. Это есть, по сути, чувство непереносимости, когда другому плохо, из чего следуют действия. А медитаа- это точно также как у йогов, радость от того, что кому-то хорошо. Ой, как хорошо, что защитил успешно диплом кто-то, такая-то знакомая хорошо вышла замуж, всё замечательно и т.д.
Теперь как, я вам расскажу о том, какая это система, а потом расскажу (поясню) как с этим работать.
Система такая:
Во-первых, у каждого из этих чувств , которых в норме у человека нет, замечаю, мы создаем эти чувства, которых не бывает у людей, они бывают только у йогов, у людей они бывают по отношению к определенным объектам. А тренировка позволяет их включать, как прожектор и освещать. Ну ,скажем так, я взял зрительное сравнение. Если нам вещи кажутся, или люди приятными, неприятными, уродливыми, гадкими, то это как разные цвета. Вот какие цвета есть, такие и есть. А если я включаю прожект со светофильтром, я могу осветить, и объект будет одного цвета. Вот это активное чувство, которое ты включаешь. Это и есть эта тренировка. Так, наверное, понятно.
Значит, любовь тренируется для того, чтобы искоренить антипатию, враждебность. Например, пошел в магазин, много народу- фу.. Вот это и всё. Вот чувство такое.
Сострадание тренируют для того, чтобы искоренить агрессию. Агрессия- это не просто враждебность. Это когда ты начнешь, например, материть людей в очереди или расталкивать их. Потому что к тем, кого жалко, проявлять агрессию невозможно. Поэтому это работает. Дальше.
Сорадование тренируется для того, чтобы искоренить зависть. Это совершенно понятно, тут пояснений не нужно.
Беспристрастие тренируется для того, чтобы избегать в своей жизни любимчиков, и следовательно, чтобы быть справедливым. И всё это получается. Но оказывается, что если упражняться в любом из отдельных этих методов, то, как я сказал, получится побочный эффект, а именно:
Если отдельно упражнять любовь, в этом смысле, и больше ничего, то она имеет тенденцию превратиться в привязанность, т.е. в любовь, как пристрастие и как стремление чего-то еще от человека получить, как радость не от того, что ему хорошо благодаря моим действиям, а чтобы ну от близости и тому подобное. Это другая вещь, это не тренируют. Зачем это тренировать, если это и так в природе человека есть. Это просто другое. Это страстная любовь, в эротическом или не эротическом смысле. Какая угодно. То есть такая привязанность, это когда мне без человека плохо. Тренировать то, что мне без кого-то плохо, это глупо. Но это получится, если тренировать только любовь.
Если тренировать только сострадание. Но спрашивается. Как тренировать сострадание? Конечно, надо обращать внимание на то, как кому-то плохо. Вспомнить об этом, видеть это, замечать это, читать об этом. При этом ты чувствуешь печаль. Если ты будешь упорно этим заниматься, ты станешь печальным. Тренировать себя, чтобы стать печальным, это нелепо.
Если тренировать только сорадование. А как? Ну, замечать какие успехи бывают у людей и этому радоваться. Естественно. Тут еще такое искусство надо замечать, тренировать сорадование на материале людей, с которыми твои интересы не пересекаются, иначе ты свою зависть, или там ревность, или соперничество не переборешь. А потом уже распространять. Так вот, если ты будешь успешно тренировать только сорадование, то ты впадешь в благодушие. У людей всё путем, всё хорошо, ничего не надо делать. Тоже ничего хорошего в этом нет.
Если ты будешь тренировать только беспристрастие, то ты впадешь в безучастность к людям. Это тоже плохо. Я особое занятие посвятил этому, потому что знаю наперед, не про тех, кто лично меня слушает сейчас и не в следующих курсах, если будет повторено. Про людей, в целом, которые интересуются йогой, что они больше скорее склонны развивать то ли познание, то ли сверхспособности, а не хорошее отношение к другим существам и людям . И как многие отмечают, ну например, буддисты отмечают это очевидно, например это отмечал Гурджиев, что развитие по такому пути приводит к очень высокому уровню, но имеет свой потолок гораздо ниже, чем развитие духа, связанное с развитием любви к людям и другим существам, и потом, упираясь в этот потолок, нужно убирать это развитие с великими муками. Поэтому с самого начала нужно знать, превращаться в снисходительного, очень мощного демона-это не надо. Поэтому надо развивать так эти вещи (системно). Вот ,по этому, я это говорю. Это бывает. Хорошо. А если это делать в комплексе, то получается так, что тренировка одного из чувств уничтожает возможное неприятное последствие чрезмерной тренировки другого чувства. Допустим. Вы не можете добиться безучастности, занимаясь тренировкой беспристрастия. Если вы сочетаете ее, время от времени, занимаетесь тренировкой любви. Не получится. Вы не можете добиться печального состояния духа, если вы тренируете еще сорадование. Вы не можете добиться глупого благодушия, если вы тренируете сострадание. Ну и тогда всё будет в порядке. И нейтрализуются неприятности, и получается то, что нужно. В общем, это целая сфера. И если ее освоить, дальше можно ставить себе индивидуальные задачи и тренировать какие-то другие благие чувства, потому что чувств на Земле много хороших, очень много. Но вот это некоторые основные. И они могут быть нарисованы даже в виде вот такой схемы ( рисует на доске перекрестные стрелки под прямым углом, примеч.).
Если хотите, можете в виде упражнения, на основе (даже предлагаю) моих слов, придумать как их туда поставить, потому что я говорил отличия. Ну, а в следующий раз, если будут вопросы, я просто нарисую.
А теперь, как это делается, я расскажу это на примере первом-любви.
Мы живем как просто люди, следовательно, у нас есть те, кого мы их так любим, есть люди, с которыми у нас теплые отношения, есть люди, к которым мы совершенно безразличны , и есть люди, которых мы не любим. Нужно развивать любовь в этом смысле, так чтобы ты мог направить этот прожектор на кого хочешь. Захотел и направил. Спрашивается. На кого? С кого начинать? И вот там методист там перебирает, перебирает и говорит, а ни с кого начать нельзя. Приходиться начинать с любви к себе. Что такое любовь к себе. Это не эгоизм. Обычное отношение, называемое эгоизмом, как любовь к себе, имеет ввиду следующее. У меня есть ценность, образа самого себя какого-то, я уважаю образ самого себя. Я ради того, что я считаю своими интересами, предпринимаю нечто и не считаюсь порой при этом с чужими интересами. Это образ самого себя. Кроме того, практически у всех людей, потому что у огромного большинства людей есть совесть, бывают колебания в отношении к себе. То я себя, так сказать, люблю ,потому что я хороший, то я себя, наоборот, не люблю, потому что я плохой. Вот и тренировка любви, в этом смысле (майтрии), вот все это должна уничтожить. Переживание выражается такой формулировкой, которую даю примерно в словах (вы помните, что я говорил) сперва мы берем работу с содержанием ума, а потом мы переходим к чувству, и фиксируемся на чувстве. Это в прошлых лекциях было. Значит вот так: "Пусть мне будет хорошо, пусть я не мучаюсь, пусть мне удаются дела, пусть я не болею, не мучаюсь душой, живу долго, не мучаюсь от бедности и т.д. Не потому что я хороший, не потому что я плохой, а просто, вот просто так, вот, безусловно" . Вот это можно поймать. Когда человек поймает это, возникает такое, вот напряжение какое-то было-было и потом...ах - всё, вот на душе спокойно, где-то вот тут стало тепло(показывает га грудную клетку, примеч.). Сам с собой примирился. Знаешь что, у каждого есть недостатки, знаю, что у меня есть недостатки, пусть мне будет хорошо. Что это, в частности, значит? Пусть недостатки у меня ослабевают. Вот это любовь к себе по-настоящему. Когда это выработано, значит можно держать это чувство. Это первая часть. После чего его можно распространять так. Стоят перед тобой или вокруг тебя (помните упражнение "обмен"?), вот в этом духе, люди, которых ты уважаешь, хорошо относишься, не то что ты страстно их любишь, хорошие приятные люди, приятно их видеть, и стараешься на образы их распространить это чувство из себя, объединить образ этого человека с этим чувством, это чувство с образом этого человека. Получилось. Значит, ты на этот класс людей это можешь распространить. Отлично. И следующий уровень. Это распространять это на тех, кого ты любишь в обычном человеческом смысле, с привязанностью. Т.е. без знаков внимания от которых, без ответной любви от которых, без близости с которыми, ты страдаешь. Только разогрев сперва на себе, а потом на уважаемых людях, позволит это сделать, потому что такого рода любовь, которая здесь тренируется, гасит привязанность и чувство приятной двойственности. "Я стремлюсь к тебе и как хорошо, что ты тут". Гасит. И это поначалу неприятно. А вот когда уже это новое чувство выработалось, то можно это сделать. Дальше работают с равнодушными. Представьте, что они там в 3-ем ряду. Тебе безразличными. Т.е. выработал чувство, разогрел, пошло-пошло-пошло. Воображаешь людей, которые к тебе безразличны, увидел сегодня и что-нибудь такое может получиться. Поймал, хорошо. Последнее. Это ставишь людей, которых ты терпеть не можешь. Самое трудное. Ну и вот когда-нибудь до этого дойдет. Вот когда это получается, вы вполне, или в той мере, в какой получается, ты имеешь возможность включать этот прожектор и направлять на кого угодно. Например, почувствовал любовь к этому человеку, взял ее и перенес и почувствовал к этому человеку, как щупальца, понимаете? Вот так. Точно также с состраданием. Начинают с состраданием работать, когда берут людей, которым заведомо хуже, чем тебе. Пожалеть тех. Это похоже на обычную жалость, но что в обычной жалости есть, немного глядение сверху вниз. Да. А потом почувствовать чистое переживание. И жалеть тех, кому не хуже, и жалеть тех, кому лучше, и жалеть, например, самое трудное, жалеть тех, наперед, которые совершают сейчас плохие дела, потому что потом им от этого будет плохо. Ну и т.д.
А далее, скажем, можно понять и оценить окончательный результат этого такой. Ты включаешь, что хочешь, вернее оно в тебе есть какой-то высший судья, который включает те аспекты, ты сам не знаешь почему, с помощью рассудка не знаешь, которые здесь уместны. А та можешь включить любое. Ну положим, видишь ты очень богатого мажора, ты можешь почувствовать к нему, например, сорадование. "Хорошо мужику живется, на Bentley ездит" и т.д. Включил сорадование. Потом включишь к нему сострадание:" Ох, обломится же." Ну и ведь это правда. Дальше, можешь включить к нему беспристрастие: "Ну, есть и есть. Не мое дело заниматься мажорами". И вот есть такая свобода. Опять же, когда это будет, вот тогда можно работать с чем угодно. Вот сегодняшнее занятие посвящено исключительно этому.
[/spoiler]