Мифолог писал(а):Это не так просто. Вьяса в комментарии к первой сутре указывает, что Патанджали имеет в виду именно асампраджнята-самадхи, когда дает определение своей йоги, т.е. читта-вритти-ниродха...
ЧВН конечно не начальная ступенька, а просто вводится в начале сутры, но таков стиль индийских сутр: сначала кратко самое важное, а потом уже подробности...
ЧВН еще означает переход в позицию чистого наблюдателя (Пуруши). Это вполне достижимо. Но вот устойчиво оставаться там сколько нужно - я думаю, это могут немногие, если вообще есть такие люди...))
Или так: оттого, что ЧВН стало расхожей аббревиатурой, совсем не следует, что его кто-то действительно достиг в том смысле, который имел в виду...)
Дальнейшее я намеревался обсудить это с уважаемым
Мифологом в привате, но он настоял на публичности ввиду наличия других заинтересованных читателей ... Так что настоятельно предлагаю слабонервным удалиться, ну или хотя бы воздержаться 8-) Так же извиняюсь перед ожидающими отлёта на Альфа-Центавра, за то, что мы у них на аэродроме лясы точим не по делу ...
[spoiler="Ну и ИМХО, двух словах (максимум в трёх 8-)"]
Начну отвечать с конца, точнее переходя с менее важного к более важному.
Мне так же жаль, что ЧВН стал расхожей аббревиатурой ... я сам пользуюсь термином ЧВН с подачи ВСБ и для выражения ИМХО исключительно на этом форуме 8-)
И что
действительно имел ввиду Патанджали, поди знай ... а вот что имел ввиду ВСБ я имел возможность удостовериться 8-) Так что я употребляю "чвн" в контексте ЙИК, родном контексте этого форума. С другой стороны именно именно так я понимаю и Вьяса-Бхашья:
читта-вритти-ниродха - переживания спектра модификаций сознания именованных как собранные-в-точку (экагра) и остановленные (ниродха) ...
Для начала - вот интересующий нас текст:
1. Итак, наставление йоге.
"Итак" – здесь в значении [начала систематического изложения] предмета, что следует понимать [как начало] авторитетного учения, дающего изложение йоги.
Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное (викшипта), собранное в точку, остановленное. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги, ибо оно размывается рассеянностью.
Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты, ослабляет путы кармы и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги сознания. Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии, блаженства и самости. Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.
Однако при прекращении всякого функционирования [сознания возникает] бессознательное сосредоточение, [то есть йога собственно бессознательного].
Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую [формулировку] сутры:
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
Поскольку [в сутре] опущено слово "всякой", йога сознания также называется йогой.
...
(Е.П. Островская, В.И. Рудой)
Вьяса говорит, что йога суть сосредоточение, сампраджнята или асампраджнята, с осознаванием или без, собирание сознания в точку или остановка. И
поскольку [в сутре] опущено слово "всякой" [деятельности сознания] - экагра и ниродха есть
процесс сосредоточения и последующей остановки деятельности сознания, а не какое-то достижение чего-то готового, предопределённого, неизменного, чего-то, чего можно измерить и засвидетельствовать: "о ! этот достиг". Индусы 2-3 тыщи лет назад так не мыслили. Другой
"известный индус" сказал:
"нет ни мудрости ни достиженья, так как нечего достигнуть". О йоге действия как принципиальном отказе от достижения результата, Кришна втирал Арджуне чуть ли ни в трети шлок Гиты 8-)
Мы же, пыльным Логосом по башке стукнутые, понимая сутры ли, тантры ли, пытаемся всё по-аристотелевски объективировать, тупо составить план "actions and goals" и потом собрать все эти достижения поочерёдно. А кто не собрал - неудачник по жизни и лох по масти. Ну да, уж если измерять, то всё, без разбору, даже то, что не измеряемо по определению. Например людей - всех померить и поделить на достигших и не достигших. Такая "плановая" жизнь - единственное, что нам известно. И обычно, в нашей 4-хмерной реальности это реально работает, но ! наша 4-хмерная реальность само по себе нифига не реальна. Хехе. Она лишь научно выверенное (согласно классической философии) упрощение, нужное для воплощения заранее составленного плана (это может быть слегка сложновато, но постарайтесь понять, что имеется ввиду). А т.к. план придумал я сам, с пунктами например: а) удобное, неподвижное кресло на местном Олимпе, б) вкусная еда и в) грудастая секретарша, то страшно даже представить насколько мне придётся упростить свою реальность ... Но мне не страшно, реальность со всей её процессуальностью меня не колышет, меня приводит в трепет выдуманная объективность котлеток и пышного женского бюста, которых я раз за разом с улюлюканьем достигаю, не покидая кресла. А вот какого-то там "ЧВНа" достичь не могу, хотя хочу его не меньше, чем ... ну вы поняли 8-) А самадхи - то ваще ! Хочу его гораздо больше всех котлет и бюстов на свете и даже карьеру готов послать в минуты особого вдохновения (тока между нами 8-) ! И никак в голову не приходит, что индийское или китайское "состояние сознания собранного в точку" или "остановленное состояние сознания" и европейское "воплощение плана с последующим достижением результатов" в одном контексте не могут сосуществовать. Этого не достичь, так чтоб вволю помацать и от души насладиться. У сознания нет плана, у Жизни нет плана. Издержки философской конструкции однако ! И какой-нить простой Василий из транспортного цеха может считать всё это "бесполезной болтологией", тем не менее Аристотелева наука всё одно его имеет, сужая реальность до 3-хмерной норы (о четвёртом измерении он тоже задумывается редко, разве что в новый год и день рождения, типа "эх ! как же годы то бегуть!"). Из этой норы тяжело увидеть что-то отличное от пунктов заранее подготовленного плана ...
В то же время, как сказал Вьяса - если в сутре 1.2 опущено "всякой деятельности сознания", то процесс собирания сознания в точку вынуждает меня параллельно
останавливать любую деятельность сознания, которая не имеет отношения к объекту моего сосредоточения.
С точки зрения практики хатха-йоги по ЙИК это значит - сосредотачиваясь на расслаблении, отсутствии ощущений я, раз за разом, вырабатываю а) самскару (привычку, рефлекс) сосредоточения на расслаблении. б) самскару остановки посторонних мыслей, ощущений, остановки специфической, нежелательной в данный момент деятельности сознания. В процессе такой тренировки
любое изменение состояния моего сознания в сторону сосредоточения (на расслаблении) и остановки (всего лишнего) есть "йога сознание", ЧВН в чистом (процессуальном) виде. То есть он доступен относительно рядовому юзеру при относительном минимуме усилий.
С точки зрения обычной жизни, если я способен останавливать (не подавлять-репрессировать, как мы умеем!) неуместные эмоции - это есть ниродха, воплощать уместные эмоции - сосредоточение. Опять ЧВН. В той или иной концентрации.
Именно с него начинается йога, т.е. осознанное движение в сторону реализации "избирательности, рефлексии, блаженства и самости", сампраджнята и через неё асампраджнята. И ЧВН - даже не первая ступенька, тут я был не прав - ЧВН это
единственный метод йоги. Поэтому он вводится в самом начале, без него говорить дальше просто не о чем. Никаких тебе самадхи. Но достичь ЧВН невозможно, его можно только достигать каждый раз. То же верно и для самадхи - достиГАние, а не достиЖЕние. Что-то постоянно переходит в самскары, а в какой-то момент количество переходит в качество и йог начинает непосредственно ощущать отсутствие необходимости сознательных усилий для поддержания ЧВН. Но и это врядли можно назвать "достиг" ... Как-то так ...
[/spoiler]
ПС. Модератору: может перенести всё это в отдельную ветку, а то как-то неловко перед "выходящими из себя" ?