Страница 4 из 4

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 15:22
Oleg L
Алла, заметьте, что у разных людей такие участки для расслабления и внимания к ним будут разными.

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 15:27
Nik-On/Off
Березина писал(а):Возможно имеет смысл сказать о концентрации или направления внимания в асанах на те участки тела, которые напряжены. Про чакры ничего не могу сказать [;] , а вот, скажем, в Бхуджангасане(Ардха-Бхаджангаасане) и Шалабхасане я довольно часто направляю внимание на нижний отдел позвоночника, тем самыми расслабляя его, в Упавиштха Конасане- внимание на пахах или задней поверхности ног, в Пашимоттанасане- задняя поверхность ног, стопы. Такое залипание внимания(на определённых участках) у меня в основном, происходит в асанах на гибкость (в сидяче-ползучем комплексе).
Алла, получается, что ты делаешь асаны с ощущениями, да? Вернее, начинаешь с ощущениями, а потом их растворяешь, правильно?
А если изначально избегать ощущений, то и напряженных участков не будет, а будет одна сплошная однородность [:)]

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 15:29
Oleg L
Падла-падло-падловил... [cb]
phpBB [media]

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 16:36
Березина
Oleg L писал(а):Алла, заметьте, что у разных людей такие участки для расслабления и внимания к ним будут разными.
Конечно, Олег, разные. Я с этим и не спорю. Поэтому метод, удерживания внимания на каких-то определённых чакрах [;] заведомо и неверен.
Nik-On/Off писал(а):А если изначально избегать ощущений, то и напряженных участков не будет, а будет одна сплошная однородность [:)]
Дима, есть асаны(у меня по-крайней-мере [:)] ), в которых всё-таки отдельные группы мышц или участки напряжены. Скажем Шалабхасану невозможно выполнить совершенно в расслабленном состоянии, и у меня непроизвольно внимание уходит на нижнюю часть спины или крестец. Тем самым я как бы немного растворяю напряжение в этой области, и асана удерживается уже в таком полусонном состоянии, и напряжение не ощущается и не мешает состоянию. Кстати, именно в этой асане так удерживать внимание мне на занятии посоветовал Володя Гончар [:)]

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 16:55
Nik-On/Off
Березина писал(а): Скажем Шалабхасану невозможно выполнить совершенно в расслабленном состоянии, и у меня непроизвольно внимание уходит на нижнюю часть спины или крестец.
Да, пожалуй и у меня в этой позе тоже самое -- внимание само прилипает к пояснице.

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 18:39
walexyz
Ух ты, сколько коментариев вызвал мой последний пост. Судя по ним некоторые здешние авторитеты уже давно преодолели рагу и двешу, продвинулись в практике вайрагйи и вплотную подошли к асампраджнятасамадхи [;]
Mykola писал(а):Как бы то ни было, у Сатьянанды фигурирует за уши притянутый мифический змей, который (по какой-то вывернутой логике) отождествляется с кундалини, из чего автор темы делает вывод (уж вовсе непонятно каким образом), что нужно в каждой асане концентрироваться на определённой, строго заданной точке [gg]
На санскрите Сутра 47 пишется так: prayatnashaithilyanantasamapattibhyam
где, по Сатьянанде Prayatna - усилие, shaithilya - ослабление, ananta - змей называемый Анантой, samapattibhyam -медитацией.

Можно сколько угодно лягать выдающегося учителя йоги прошлого века и простых анонимных пользователей, маскируя свое незнание. Но еще в 1991г в первом в истории СССР коментируемом переводе с санскрита Йога Сутры на русском языке Б.И.Загуменнов, анализируя различные комментаторские традиции, пишет: "под бесконечным понимается эпитет или одно из имен мифологического змея по имени Шеша", (Ступени N 2 Ленинград 1991г, стр 138).
Так что Mykola, скромнее надо быть в скороспелых выводах.Сатьянанда имел полное право интерпретировать классические тексты на основе своей традиции и духовного опыта, сопоставимого с которым нет ни у одного из здешних участников форума.

В любом случае, Йога Сутра - по определению трактат высшего по иерархии уровня, в котором описываются только общие принципы практики и философия йоги, а не детали конкретных техник, чем, судя по всему, кто-то вдруг решил заняться в России, восполняя отсутствие собственной линии преемственности. [:)]

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 19:13
tapas
Кул стори бро, только медитация на змее Ананте не понятнее чем медитацие на кролике Роджере, в отличии от медитации на бесконечном. Так что уж растрактуйте своё видение змия.
В догонку, будет ли тогда ниродха вритей если пялится на гада, пусть и в уме? Или будет хоть и одна но такая конкретная вриття что ждать Пурушу будет бесполезно.

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 19:19
alexyoga
Опять уважаемый walexyz вылазит ваше эго и желание видеть то, что хочется вам.
Я уже писал про перевод профессора Ферштейна, как наиболее авторитетный,
в нем никакого змея нет, а есть соединение-концентрация с бесконечностью.

Такое подозрение, что вы сюда пришли не ответ получить, а спровоцировать спор и заодно из под полы посявкать, в гостях, на честных учителей йоги, что не рассказывают сказки про свои великие духовные прозрения и линию преемственности.
А дают людям методику помогающую им жить и улучшать здоровье.

На каждую дуру найдется свой гуру)))

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 21:37
Березина
walexyz писал(а):На санскрите Сутра 47 пишется так: prayatnashaithilyanantasamapattibhyam
где, по Сатьянанде Prayatna - усилие, shaithilya - ослабление, ananta - змей называемый Анантой, samapattibhyam -медитацией.
2-47
прайатна-шайтхилиа-ананта-самапатти-бхйам
(достигается)напряжения-ослаблением-с бесконечным-слияния-посредством
Ананта-бесконечность

...Что касается слияния с бесконечностью (расслабления сознания), то здесь под бесконечностью нужно понимать не математическую бесконечность и не бездны вселенной, а нечто гораздо более прагматичное и доступное – фон, на котором разворачивается асана и происходящее в уме, окружающая пустота, в которой все размещается. Эта пустота доступна восприятию, как доступны бывают при некотором изменении фокуса зрения объемные картинки в специальных цветных альбомах. Если сознание отъехало в такой фон, пустоту, указанный в 2-47 критерий можно считать выполненным. В окружающем фоне нет выраженных «концов», это бескачественность («алинга», 2-19), без-конечность. Как говорится, есть листья, а есть промежутки между листьями…
Тело в неподвижном удобном расслабленном состоянии также представляет из себя удобное пространство без-конечности, однородность, к которой привязывается сознание, в свою очередь постепенно становящееся однородным, без выпирающих концов (ЧВН, 1-2)...

(М. Свечников
Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги
2011)

далее у Е.П. Островской и В.И. Рудого :
Трактат Патанджали включает четыре главы: "О сосредоточении" ("Самадхипада"), "О способах осуществления [йоги]" ("Садханапада"), "О совершенных способностях" ("Вибхутипада") и "Об абсолютном освобождении" ("Кайвальяпада"). Нужно отметить, что мангала (конфессионально-методологическое вступление) не предваряет памятник в целом, а, будучи помещенной в первую главу, открывает именно ее. Из содержания мангалы можно заключить, что брахманская ортодоксия стремилась отождествить творца "Йога-сутр" и древнеиндийского грамматиста Патанджали (III-II вв. до н.э.), автора "Махабхашьи" – "Великого комментария" к сутрам Панини. Согласно традиционным представлениям, грамматист Патанджали являлся воплощением мифического змея Шеши, который некогда опустился на сложенные для молитвенного приветствия ладони (patanjali) Панини.

2-47. При прекращении усилия 1 [или] сосредоточении на бесконечном...
Опущенная часть предложения: [Асана] достигается... Совершенство асаны достигается при [полном] снятии напряжения, благодаря чему прекращаются [все] движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном
(КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА
(«ЙОГА-СУТРЫ» ПАТАНДЖАЛИ И «ВЬЯСА-БХАШЬЯ»)
перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы
Е.П. Островской и В.И. Рудого
М.: Центр исследований традиционных идеологий Востока "Asiatica", 1992)

далее у Айенгара Б.К.С.:
2-47
прайятна-шаитхилья-ананта-самапаттибхьям
прайятна- настойчивое усилие, старание, энергичная попытка
шаитхилья- слабость, расслабленность
ананта-бесконечный, безграничный, вечный, бескрайний
самапаттибхьям- принимая изначальную форму, завершённость, исполнение, завершение
Асана становится завершённой, когда усилие, направленное на ее исполнение, утрачивает природу усилия и внутри наступает состояние бескрайнего бытия
(Б.К.С. Айенгар "Йога-сутры-Патанджали Прояснение2008г)
Так что при всём уважении к великому учителю прошлого века Сатьянанде, без змея можно вполне обойтись [;] [ku]

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 22:07
Мифолог
Если отвлечься от понимания каждого конкретного переводчика и не быть, так сказать, связанным мыслями других, хоть и вполне уважаемых, людей, а обратиться к словарным значениям слова अनन्त(ananta), то обнаружим, что их довольно много: http://spokensanskrit.de/index.php?scri ... rection=AU
Кроме обычных "бесконечности" и "безграничности" есть еще "вечный", "буква А", "небо" и многие другие. Так как Патанджали не уточнял, какое именно значение слова "ананта" он имел в виду или какой смысл он в него вкладывал, и Вьяса также этого не сделал, то предлагаю каждому йогину самому выбрать наиболее подходящее для себя значение и сосредотачиваться на нем, а не бессмысленно спорить по этому поводу :)
Мне лично подходят довольно близкие трактовки Свешникова и Парибка о том, что имеется в виду фон, который за начинается за границами отдельных предметов или мыслей и сам не имеющий границ, т.е. бесконечный...

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 22:28
Березина
Мифолог писал(а):Мне лично подходят довольно близкие трактовки Свешникова и Парибка о том, что имеется в виду фон, который за начинается за границами отдельных предметов или мыслей и сам не имеющий границ, т.е. бесконечный...
[da]
Согласна полностью.
Да и у Б.Загуменнова не всё однозначно со змеем [:)]. можно трактовать и так и эдак...
2-47. Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного (ананта-самапатти).
2-48. В результате - невоздействие противоположностей.
...Асана должна быть устойчивой, т.е., не должно быть даже непроизвольных движений, колебаний тела, оно должно быть совершенно неподвижно; но при этом асана не должна вызывать ощущения неудобства или боли. Это достигается релаксацией (максимальным расслаблением всех мускулов, кроме тех, которые участвуют в сохранении позы) и "созерцанием бесконечного", т.е., как бы слиянием с бесконечным пустым пространством. Существует
, однако, и иное толкование: под "бесконечным" понимается эпитет, или одно из имен мифического змея по имени Шеша....
(Йога-Сутры Патанджали
перевод с санскрита и комментарии Б.Загуменнова)

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 20 окт 2012, 22:41
Мифолог
Да и не наш он змей этот Ананта, ибо относится скорее к вайшнавской традиции, а йогу-то создал Шива-Махешвара )))

Re: Концентрация внимания в асанах

Добавлено: 23 окт 2012, 13:52
Березина
...Это хорошо иллюстрирует анекдот (возможно, апокрифический), из жизни индуистского смутьяна и основателя Арья-самадж Даянанды Сарасвати (1824 – 1883).
Путешествуя по Индии в 1855 году, Сарасвати вытащил труп из реки и препарировал его, чтобы удостовериться в истинности тантрических чакр, о которых он читал. Когда поиск оказался безуспешным, Сарасвати с презрением выбросил свои йогические тексты в воду (в том числе Хатха Йога Прадипику) (Yadav 2003 [1976]: 46). Эксперимент приводит его к «выводу, что за исключением Вед, Патанджали и Санкхья, все труды по науке йоги ложные». Хотя оптимистический взгляд Басу и пессимизм Сарасвати относительно истинности хатха-йогических текстов явно расходятся, общее у них в том, что они вместе возводят на престол рациональный эмпиризм как монарха в царстве йоги.
[:)]
(Марк Синглтон. Тело Йоги. )