Названия асан. Романтика и практика
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Названия асан. Романтика и практика
Нередко приходится наблюдать, что практикующие проявляют значительный интерес к наименованиям асан. Они стараются прояснить как правильно называются асаны и спорят между собой в случае расхождения мнений - как будто для названий асан существует логично разработанная и общепринятая система номенклатуры.
Но сравнительный анализ используемых в разных школах названий неизбежно приводит к разочарованию по этому вопросу. С целью не прояснить, а скорее запутать, предлагаю ознакомиться с этой таблицей (Внимание: слабонервным не смотреть!), где проблема номенклатуры асан иллюстрируется в двух ракурсах:
1) расхождение названий для одной и той же формы и
2) расхождение положений для одного и того же названия. Все названия происходят из санскрита, за исключением указанных в сносках.
Для составления таблицы были специально подобраны асаны со значительным количеством несовпадений в разных системах наименований, тем не менее проблема этим не ограничивается. Как видно из этих примеров, не существует не только общепринятой номенклатуры асан, но нет даже строгих правил насчёт того, на каком языке их называть (следует отметить, что у Сатьянанды целый ряд йогических техник именуется словами из хинди, а многие санскритские названия искажены на манер современных индийских языков).
Очевидно, что названия асан не могут быть общепринятыми (и тем более сакральными :)) и носят исключительно прикладной характер в каждой конкретной школе: в качестве вербальных символов, во избежание необходимости подробно описывать каждую асану, говоря о ней. Использование названий животных, предметов и мистических персонажей скорее всего было для древних йогов приёмом мнемоники, а для современных стало очередной темой для личных заморочек и маркетиноговым приёмом для продажи экзотической гимнастики.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли тогда заучивать названия асан и как вообще решить проблему расхождений? Думаю, знать названия имеет смысл, если в кругу общения все пользуются одной и той же системой наименований, либо указывают какой системой они пользуются. Наиболее распространена на Западе номенклатура по Айенгару, в меньшей степени - по Сатьянанде/Шивананде. Но следует избегать нездорового интереса к этой теме и тем более не пытаться во время практики вспоминать как что называется, т.к. это ведёт лишь к усилению тех самых "читта вритти" ради "ниродха" которых мы и занимаемся йогой.
Но сравнительный анализ используемых в разных школах названий неизбежно приводит к разочарованию по этому вопросу. С целью не прояснить, а скорее запутать, предлагаю ознакомиться с этой таблицей (Внимание: слабонервным не смотреть!), где проблема номенклатуры асан иллюстрируется в двух ракурсах:
1) расхождение названий для одной и той же формы и
2) расхождение положений для одного и того же названия. Все названия происходят из санскрита, за исключением указанных в сносках.
Для составления таблицы были специально подобраны асаны со значительным количеством несовпадений в разных системах наименований, тем не менее проблема этим не ограничивается. Как видно из этих примеров, не существует не только общепринятой номенклатуры асан, но нет даже строгих правил насчёт того, на каком языке их называть (следует отметить, что у Сатьянанды целый ряд йогических техник именуется словами из хинди, а многие санскритские названия искажены на манер современных индийских языков).
Очевидно, что названия асан не могут быть общепринятыми (и тем более сакральными :)) и носят исключительно прикладной характер в каждой конкретной школе: в качестве вербальных символов, во избежание необходимости подробно описывать каждую асану, говоря о ней. Использование названий животных, предметов и мистических персонажей скорее всего было для древних йогов приёмом мнемоники, а для современных стало очередной темой для личных заморочек и маркетиноговым приёмом для продажи экзотической гимнастики.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли тогда заучивать названия асан и как вообще решить проблему расхождений? Думаю, знать названия имеет смысл, если в кругу общения все пользуются одной и той же системой наименований, либо указывают какой системой они пользуются. Наиболее распространена на Западе номенклатура по Айенгару, в меньшей степени - по Сатьянанде/Шивананде. Но следует избегать нездорового интереса к этой теме и тем более не пытаться во время практики вспоминать как что называется, т.к. это ведёт лишь к усилению тех самых "читта вритти" ради "ниродха" которых мы и занимаемся йогой.
- Рейтинг: 6.25%
- Konyakoff
- Сообщения: 811
- Зарегистрирован: 24 окт 2009, 16:48
- Благодарил (а): 15 раз
- Поблагодарили: 104 раза
После 2-3 лет практики вдруг обнаружил, что знаю название только 2 асан: шавасана и пашчимотанасана.
Для устранения такого пробела очень удобно перед принятием позы проговорить про себя ее название.
Вполне полезно для устранения безграмотности и нисколько не мешает процессу.
А как называется асана "в действительности" (согласно "номенклатуре") и правда не имеет значения.
Для устранения такого пробела очень удобно перед принятием позы проговорить про себя ее название.
Вполне полезно для устранения безграмотности и нисколько не мешает процессу.
А как называется асана "в действительности" (согласно "номенклатуре") и правда не имеет значения.
Последний раз редактировалось Konyakoff 2 май 2012, 13:17, всего редактировалось 1 раз.
Мои стихи: stihi.ru/avtor/konyakoff
Сергей Коньяков
Сергей Коньяков
-
- Сообщения: 985
- Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 103 раза
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Совершенно согласен. Сарвангасана - берёзка форева :) Многие после года занятий в группе так и не помнят названий на санскрите, да и какой смысл, если для русского человека это лишь набор звуков?Dr. Zabivalkin писал(а):почему бы и нам не использовать свои русские или переводные названия асан, всяко лучше запоминается и употребляется.
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4841
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1350 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
У меня как раз наоборот. Когда много лет назад стала интересоваться йогой и асанами, то очень понравилось их звучание на санскрите 8) Это, наверное, от аудиовосприятия(слуха) зависит... :)Mykola писал(а): Многие после года занятий в группе так и не помнят названий на санскрите, да и какой смысл, если для русского человека это лишь набор звуков?
А табличка правда классная. Стоит продолжать её. Можно русскую интепретацию асан добавить.
А.В.
- Nik-On/Off
- Сообщения: 1214
- Зарегистрирован: 16 июн 2009, 20:40
- Благодарил (а): 508 раз
- Поблагодарили: 379 раз
Я тут у одного киевского йога-ушуиста-каскадера подсмотрел интересные названия поз: полулотосовая горизонтальная рукасана, перевернутая полнолотосовая петлясана, задвапальцацеплясана, сампурна наклонясана стоя и т.д. Забавно на мой взгляд.
http://vk.com/id141136499?z=photo141136 ... s141136499
http://vk.com/id141136499?z=photo141136 ... s141136499
कोऽहम्?
-
- Сообщения: 227
- Зарегистрирован: 9 фев 2012, 10:41
- Благодарил (а): 54 раза
- Поблагодарили: 19 раз
И под койку желательно не ставить :D...Хоть горшком назови, только в печь не сажай.
Звучание на санскрите похоже на воспроизведение русских слов наоборот. Меня поймут те, кто смотрел передачу по СТС - ведут Лазарева с Шацем, конкурс (прошу прощения) "АПОЖ".
Своеобразная аудио ширшасана :D так сказать звукопаривритта :D
ИМХО
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
Михал Степаныч Полосенко задал бы вам за это кармический нагоняй:lol:После 2-3 лет практики вдруг обнаружил, что знаю название только 2 асан: шавасана и пашчимотанасана.
Сторонник того чтобы ученик знал названия асан.
Практически все асаны имеют устоявшиеся название.
Разночтение в 5-6 асан - небольшая погрешность между школами.
Таблица Миколы сверстана с натяжками. Например бадхаконасана Айенгара не подразумевает движухи коленями, а у Сатьянанды там именно динамика(как по типу как есть в его школе и что-то вроде рубки дров и всевозможные вращения ногами и шеей, т.е просто другие асаны(если асаны вообще ибо статики в них нет)).
Натяжка же и на сарвангасане, которая и в африке сарвангасана. То что Брахмачарья добавил урдхва для акцентирования перевернутости не существенно, сарвангасаной она быть от этого не перестала и называется таковой почти везде. Ну в школах РФна уроке физкультуры да, есть название "берзёка":lol: забыли внести в таблицу))))
Вирасана у Айенгара исполняется со сдвинутыми ногами, переходя далее и в супта вирасану в которой колени сдвинуты и идёт акцент на растяжение мышц ног(чего при раздвинутых ногах не будет). Здесь справедливо сказать, что Айенгар и Сатьянанда описывают разные асаны, справедливо им иметь и разные названия. Т.к. ощущения совсем разные при сдвинутых коленях и раздвинутых при откидывании назад и работа асаны тоже.
Матсьясана опять натяжка. То же название даже у Брахмачари любителя играть словами(назвал дханурасану уштрасаной, да плуг дханурасаной - это разночтения вида как у нас урдхва дханурасану могут назвать "мостик", сарвангасану - "берёзкой", а человек просто на свойм языке довал названия описательно рода, вот показалось ему что поза плуга с захватом ног больше похожа на натянутый лук - вот и назвал).
Натяжка с пашчимотанасаной, где выбился один Гомундан. Ну эдак и я могу начть назваыть позу "наклон с прямыми коленями сядя на попе". Однако большинство людей знают что такое пашчимотанасана.
Натяжка с йогамудрасаной(йогасана и камудрасана фактически то же самое по этимологии, отличие незначительное).
Халасана у Брахмачарьи зовётся опять же для простоты сарвангасаной, как продолжение или предшественник его "урдхва сарвангасаны".
Вот и остаётся если без натяжек от первой таблицы Миколы лишь тройка строк:
упавиштха конасана
адхо мукха шванасана
урдхва дханурасана(айенгар выбился из чакрасан остальных но в целом понятно, перевернутая дханурасана) - тоже отчасти натяжка
Расхождение в 3-5 асан(включая 1-2 без названий или с неустоявшимися названиями) это несущественно. Всевозможные нюансы и навороты - тоже не в счёт. Базовый полтос асан назван практически везде одинаково. Названия знать надо, если есть желание обсудить нюансы и просто понимать ученику учителя, когда один другого хочет спросить по нюансам исполнения и не плясать там где можно коротко сказать словом. Просто для лёгкости общения и хоть какой-то унификации, чтобы ни "ворона задом на суку", а как-то более менее знакомо почит всем. Удобно владить речью? Удобно.
А вот натяжка что мол смотрите как у всех всё разно(когда больше как раз сходства) - это и есть вритти в ступе толочь. Названия основных асан более менее устоявшееся дело.
- tapas
- Сообщения: 1386
- Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
- Откуда: рукав Ориона
- Благодарил (а): 876 раз
- Поблагодарили: 201 раз
Ну вот опять - внимание с внутреннего переносится на внешнее, как мне так пофиг как там что называется, со временем человек запомнит большую часть, а не запомнит, ну и не страшно, есть интернет и там всё это можно узнать. Тут как то была тема про коврики, так там в шутку писали что у настоящего йога коврик с вышивкой по мотивам Бхавад Гиты а чайник для промывания исключительно серебрянный. Или не труЪ йог вот и номенклатура асан из той же самой серии, если человек научился ЧВНить то всё остальное второстепенное, там пусть действительно хоть пятконебоподпирасана. Хотя понты удобно конечно кидать, главное быстро и уверенно произносить незнакомые слова перед новичками :D .
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4841
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1350 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Начинающих заниматься, ни на йоту не приблизит к пониманию технологии йоги знание правильного(санскритского) названия асан. В своей группе, на занятиях я стараюсь называть асаны по айенгаровской(общепринятой) терминологии. Но не требую от занимающихся запоминания асан, и если нравится называть берёзка и плуг-пожалуйста. Постепенно человек,если проникся йогой и остаётся в группе, и есть желание- сам начинает потихоньку спрашивать названия асан, интересоваться и задавать осмысленные вопросы. Преподавателю, конечно, лучше знать названия асан и ориентироваться в терминологии той школы, которую он использует.
Вспоминаю себя после поездки в Индию. Нам давали асаны (большинство) по айенгаровской терминологии, и немного по Сатьянанде. Ту же Титали асану, Конасана и Париврит Конасана, Чакрасана....
Я потом столько времени потратила на совмещение этих названий с айенгаровскими, выискивала по разным книгам, учила и тянулась одновременно из-за всех сил :)
Так что изначально, лучше не напрягаться и не зацикливаться на названии асан, а там как пойдёт...может и Сутры в руки попадутся 8)
Вспоминаю себя после поездки в Индию. Нам давали асаны (большинство) по айенгаровской терминологии, и немного по Сатьянанде. Ту же Титали асану, Конасана и Париврит Конасана, Чакрасана....
Я потом столько времени потратила на совмещение этих названий с айенгаровскими, выискивала по разным книгам, учила и тянулась одновременно из-за всех сил :)
Так что изначально, лучше не напрягаться и не зацикливаться на названии асан, а там как пойдёт...может и Сутры в руки попадутся 8)
- Рейтинг: 6.25%
А.В.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
Значит Вы не поняли ровным счётом ничего. Как раз о самых известных асанах и идёт речь, да в самых известных школах. Добавить сюда второстепенные - там чёрт ногу сломит.sky писал(а):Названия основных асан более менее устоявшееся дело.
Все замечания не по существу, т.к. касаются тех самых нюансов, которые "не в счёт" ;)
Вы не поняли ровным счётом ничего
Да куда уж мне ничего ровным счётом не понимающего и способного разве что на "ничего незначащие замечания":lol: Самомнение не жмёт?Все замечания не по существу
P.S.
Крупные школы - это кришнамачарьевский розлив и шивананда(с ССС). Брахмачари уже будет значительно меньше, а Говиндан и вовсе экзотика.
По существу у вас три строчки разночтений.
Да никто не спорит, что знание терминологии не ведёт к пониманию предмета, но и то что названия основных асан более менее давно устоявшееся дело - факт.