О физической гибкости

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

Благодарен всем откликнувшимся! Спасибо.

Согласен с Маратом - сдаваться не намерен. Наоборот, лучше всего принять ситуацию как вызов. Да и лет мне не так уж много, всего-то 41. Сущие пустяки.

Я много работаю (и общаюсь) почти исключительно с молодыми, иногда - с подростками. Почти всегда мы на "ты", они относятся ко мне как равному (взаимно). Всё делаем и переживаем вместе... Я даже одеваюсь как они, говорю на их жаргоне и сленге... В общем, вряд ли я ощущаю себя старше 30. Это же - как реплика для lenka (Зеркало, правда, корректирует иногда ощущения, но не так уж сильно). Седина, правда - это с внешней стороны хуже всего. Ну, да ладно. Я с проседью уж лет 20, со времен армейской службы.

По поводу предложения Алексей_М - так получилось, что пока Вы это писали :wink: , я это начал делать, как бы по внутреннему велению. Действительно, закрепощение ушло, "гнуться" стало легче.
В связи с этим следующий вопрос:

1. Медленные и плавные ("с выражением") круговые движения всем, что может их совершать (под легкую ритмичную музыку. Внешне напоминает тай-цзы) выполняемые часто и подолгу... Не является ли это "пустой" тратой времени, как бы заменой настоящей практике?
(Просто появилось такое ощущение, ведь так легче, напрягаться особо не надо. Но... тренировкой тут не пахнет.)

2. В связи с предыдущим, есть и такой вопрос-критика-полемика.
Здесь в форуме (и не только здесь) часто звучит мнение, что не надо напрягаться, одно "само придет", другое "само уйдет"... Типа, ну его к ляху, кому это надо и т.п.

А у меня с давних пор есть понимание тренировки (и не только в Йоге), как трудной и тяжелой работы над собой, типа, "трудно в учение, легко в бою" и т.д. Не вижу смысла "сидеть" в той Асане, которая мне здесь и сейчас подвластна. Если уж делать, то делать, стараясь, причем с усилием, достичь предела, то есть той позы, которая вообще говоря, и дает название Асане. Ибо именно такое положение тела способствует определенному состоянию сознания.
Нет позы - нет состояния. Промежуточное положение - ну, понимаешь, что оно промежуточное, что надо идти дальше, вот и всё. Например, часто слышу, "не можешь в лотос сесть, и ладно, был бы позвоночник прямой". Тогда можно продолжить, - а если не можешь позвоночник прямой, пусть будет кривой. И вообще - зачем напрягаться.

Мне кажется это странным и вовсе не "йогичным" положением вещей.
Для достижения "контроля ума", "пустоты" и подобного есть и другие Пути. Я (ну в данном контексте я) полагаю, что Йога (ха-тха во сяком случае) предполагает, что тело - Храм души. В дурном, кривом, деревянном теле дух соответствующий...

Или не так?

Спасибо, что выслушали!
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

насчёт напрягаться-расслабляться

привет,
начет напрягаться-расслабляться -
Сид на такой вопрос как научиться расслабляться ответил примерно так - а вы умеете напрягаться? научитесь напрягаться и научитесь расслабляться...
лично мне хорошо идут занятия динамической йогой, причем в группе выше меня уровнем, вплоть до того, что 50 процентов того, что дает инструктор я выполнить не могу или почти совсем или очень криво.
НО! - это создает ситуацию, когда я тянусь вперед как говорится изо всех сил. И вдруг в какой то прекрасный момент получаетчя так что взял и сделал. Т.е. есть явное ощущение прогресса.
В статике такого прогресса у меня не было. Три года динамики примерно стали равны по прогрессу семи-восьми годам статики до этого...
поэтому если вас претит стоять на месте и требуется достойный вызов - сходите на занятия к хорошему инстуктору, дающему тренировки в духе Сидерского. Если в Питере - то я могу подсказать куда. Если в Москве - сами найдете.
Потом расскажите.
А?
не попробовав пудинга и т...

Леша
Зеддикус
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:12
Откуда: Ростов
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Зеддикус »

Хи-хи-хи...
Да Вы, Рустам, еще тот...
Оно всегда так. Сначала вызов, форма, сила духа и несгибаемый стержень. Динамика, бхастрика, забросы, психоделические ощущения.
Через какое то время все наверное изменится, придет другое понимание целей и методов йоги.
А пока - надо, так надо. Гибкость тоже дело не последнее, особенно если хочется. На мой взгляд кроме Сида, очень этому способствует аштанга-виньяса йога.
Удачи.
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

зависимость "правильная асана"-"нужное состояние"

Леша! Во-во! И я об этом. Достойный вызов - хорошая штука. И у меня есть некоторое количество причин в такие игры с собой играть!
Зеддикус писал(а):Хи-хи-хи... Да Вы, Рустам, еще тот...
Каков? Сами мы не местные, многого в "..." не понимаем. :roll: Мне больше по нраву общение на "ты" (если Вы согласны!) и прямые коммуникации, без многоточий. :)

Честно говоря, плохо прочувствовал ответ на свои вопросы. Мне ведь неведомо - всегда оно так, или частями. Негибкость, узость мышления сказывается. Однако, ясен пень, что через мгновенье всё изменится.
В т.ч. мое недопонимание целей и методов йоги. Хотя, может - нет. Я не склонен фантазировать. Доживем - если есть вероятность - увидим.

Другими словами, вопрос такой:
Как на ваш взгляд, верно ли, "что нет "правильной" Асаны - нет нужного состояния."
(Я б не спрашивал, если б знал. А знать это (как можно увидеть из моих предыдущих постов) я смогу не так уж скоро. Однако делать Асаны ради них самих - глупо. Отсюда и вопрос.)

Причем, вопрос к вам - к практикам, то есть к тем, кто ощутил это (или нет). Я заранее согласен, что у каждого своё мнение, и я не ищу потверждения своим "мертвым" идеям. В то же время, ответ - да делай ты что хошь - тоже в общем не ответ. По-другому у меня и не получиться.

Заниматься ради занимания себя абы чем, "лишь бы не руками" - это не моё. Принцип олимпизма, где главное - участие, звучит как слабое оправдание проигравшим Игры. Это, примерно то же, как в теме про брахмачарью и тантру, что сексоваться можно и нужно столько, сколько хочется... Понятно! 8) Коли ничего другого не получается. Дык, еще и подогнать теорию под это, типа Великой Кучи Болезней, преследующих воздержанцев.
------------------------------------
(А впрочем, я могу изнутри и не видеть великой глупости своих вопросов сейчас. Поэтому, если что, можно не отвечать, коли нет возможности)

Спасибо!
Зеддикус
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:12
Откуда: Ростов
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Зеддикус »

Рустам писал(а):
Каков? Сами мы не местные, многого в "..." не понимаем.
Это ничего :D Мы и сами не понимаем...
Рустам писал(а): Другими словами, вопрос такой:
Как на ваш взгляд, верно ли, "что нет "правильной" Асаны - нет нужного состояния."
Здесь как бы два варианта ответа. Первый - да. Ибо в некоторых переводах сутр звучит: "Посредством асан устраняется напряжение и достигается медитация на бесконечное "Я" ". (Асан надо полагать в правильном исполнении) :wink:
Второй -нет. Ибо в других переводах читаем: "Асана достигается посредством расслабления или медитацией на бесконечном "Я" ". Т.е. нет состояния - нет асаны.
Так что выводы делай сам :lol:
С уважением, без"...".
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

silberwe писал(а):Сорри за отступление, видела как-то по телевизору постаревшую уже Майю Плисецкую. Боже, какой у нее грудной прогиб! У меня такого не будет никогда. Так вот, она считает, что потому так долго продержалась на сцене, что никогда не перенапрягалась. Ленилась греться (правда, и травмы из-за этого получала иногда), ленилась репетировать, поэтому новые спектакли плясала не идеально, и только через месяц-другой после премьеры - уже как надо. Зато поэтому, как она считает, и тело у нее за долгие годы не устало, как у товарок. Йога, конечно, не балет, но мысль о том, что себя надо беречь и экономить, мне понравилась.
Спасибо silberwe и Зеддикус! С вашей помощью начинаю просветляться. Ваши советы впитал! Это именно то, что удачно уложилось туда, где рождаются вопросы.

И всё же. Почему, собственно и возник-то вопрос. Я давным давно практикую такое упражнение на своих тренингах. Называется оно по-разному, типа "Займи его позу" или "Стань этим". Много модификаций, суть одна: на бумажках я пишу названия чувств и состояний. Участники подходят, разбирают себе по одной. Готовятся, и затем демонстрируют это чувство или состояние телесно (и только). Даже мимику не всегда разрешаю. Только вот позой. Один показывает, другие - отгадывают. Вроде игра, полезно, интересно...

Но есть одна фишка. Если человек застынет (побудет) в хорошо продуманной и исполненной позе от минуты и больше, то он в это состояние впадает. (Начинает испытывать чувство). Сеченов, Бехтеров и куча заморских исследователей вывели закон: "Мысль есть движение!" (ну и наоборот, естественно). И в связи с этим существует некоторая куча методов и техник изменения и измерения состояния человека. Простейший пример - при надоевшем сниженном настроение растянуть фейс в улыбку и посидеть так некоторое время (типа, карандаш в зубах подержать). Работает! Как и многое другое в этом направлении.

И после этого объясняю участникам, что такое Асана (осанка) вообще (как доступ к определенным состояниям сознания), кто такой Шива, и что он вообще-то сказал про тело и позы. А потом меня китайцы смущают со своими пересечениями меридианов и, тем самым, достижением определенных состояний...

И вот хочется немного (всего чуть-чуть) покомментировать слова silberwe насчет "Вопрос: какое у меня при этом состояние сознания? Да никакого! Я ж вся там, в параллельных мирах.

А может быть Вы не заметили, что оно таки изменилось? Просто, параллельные миры были ярче. Тем более что утомительное состояние все же не понравилось телу, и оно выбрало кое-что получше для себя. (Остальное, особенно про Плисецкую - без комментариев. Теперь я тоже так буду говорить! Можно :roll: ?)

Зеддикус!
А получается, выбора-то нет! То есть: асана - состояние - асана - состояние... Ставь точку, рви фразу в любом месте, и будет правильно!

Спасибо!

-------------------------
Прощу прощения за словоохотливоть. Так у меня бывает. Скоро пройдет. :wink:
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

вставлю и свои три копейки.
Повторяю еще раз – все ниже есть ТОЛЬКО мое личное мнение на основе личного опыта. Кому будет полезно – я рад, а кому не нравится – так профильтруйте.

Вопрос Рустама я понял так - "а работает ли асана, если ее выполнять не в идеальном состоянии?"
Рассмотрим.
Скажем, возьмем пащимотанасану.
Ведь оно все просто - надо положить на прямые ноги прямое тело.
при этом ноги, таз, спина - все расслаблено и ничто никуда не тянется.
Потому что уже растянуто. И спина прямая и вытянутая.
Вы много таких практиков видели? Я таки совсем не много. Или грудь на ногах лежит, но поясница кривая, или если спина прямая, то до ног далеко.... (Кстати, Виктор в книге для начинающих, что опубликована на сайте очень хорошо и подробно дал описание пащ-ны в идеальном исполнении. Крайне рекомендую всем практикующим, считающим себя продвинутыми проверить – а ушел ли крестец вперед в наклон на угол 45 градусов и менее к плоскости пола и прижат ли низ живота к бедрам плотно? Ась?)
Так вот спрашивается - если вы делаете пащимотанасану, когда у вас между телом и ногами прямой угол и дальше никак (80 процентов всех начинающих), то она работает как асана или это просто упражнение на растяжку?
ВОПРОС ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ.
Ели это упражнение на растяжку, то лучше этой самой растяжкой заняться отдельно. Быстренько растянуться (как я даже в этом форуме уже писал), а потом уже делать асану как в умных книжках пишут.
Если же асана работает не зависимо от «идеальности» исполнения, то действительно чего париться то? Ну сидишь под прямым углом, ну и сиди дальше…
Истина, видимо, где-то посередине.
По моему опыту с той же пащимотанасаной – на первых порах это на 80 процентов растяжка и на 20 асана. Причем эти 20 процентов в основном на уровне управления мышцами – типа как бы вот держать спину прямой, но при этом не напрячь таз и бедра… 99 начинающих этого не могут – как спину выпрямили/прогнули, так и ноги напрягли…
Ну еще добавляется определенный контроль (ритмичность) дыхания.
БОЛее, пожалуй, ничего. Никаких психоэнергетических эффектов в пащимотанасане, пока вы ее не выполните «идеально», у вас не будет. Но йогатерапия будет. Т.е. пока вы дойдете до идеального выполнения, вам хочешь - не хочешь, а придется выпрямить и укрепить спину, научиться напрягать одни части тела изолированно от других и растянуть мышцы и связки. Т.е. когда вы таки ляжете передней поверхностью тела на прямые ноги, и при этом у вас не будет нигде тянуть и спина будет прямой от копчика до макушки – таки вы уже будете здоровым человеком. В этом смысле будет правильнее сказать не «пащ-на излечивает все заболевания», а «практика приближения к выполнению пащ-ны излечивает от всех заболеваний». А вот после того как вы полежите в идеальной пащ-не минут 5-10, то уверяю вас, более никакие разговоры об энергетическом, психологическом и духовном действии йоги вас интересовать не будут, бо вы уже сами будете себе на все вопросы ответите…
Пока вы не начнете садиться в лотос без рук и сидеть в нем спокойно полчаса и более, то лотос при выполнении дыхательных упражнений будет скорее мешать, чем способствовать. А сколько людей в этом форуме без рук в хороший лотос садиться?
Да, можно сказать – а зачем вообще то в лотос? Я могу и в полу-, трети-, четверти-, десятой части как бы лотоса сидеть и дышать, и так хорошо… Правда ведь?
Конечно, тут найдутся те, кто возразят – а я вот мол сижу в пащ-не под углом в 45 градусов, а меня так прет, так прет… Может, конечно, и есть такие товарищи особенные, некоторых вообще по жизни прет без перерыва без всякой ёги, то Шива посетит, то ще кто-нибудь, но 90 процентов народа не испытают особых «трансформационных» ощущений до того, как смогут выполнять асану «идеально» и при этом легко и ненапряжно выдерживать ее довольно таки долго. Мало того, на этом уровне уже важное значение имеет последовательность асан и переходы между ними, т.е. та же динамика.
Как говорил мой знакомый инструктор – есть три варианта: а) человек не чувствует потоки энергии в своем теле, б) чувствует потоки, в) самый худший – он думает, что чувствует, на самом деле ничего нет.
Сиберви – правильно ли я понял, что вы какое-то время занимались динамикой, вам нравилось тянуться вперед за сильными, но потом вы осознали, что все это тлен и суета духа, а надо расслабляться побольше? (если я не прав, то поправьте).
Если это так, позвольте задать пару вопросов:
А) вы уголок в стойке на руках делаете? Не долго, секунд 30?
Б) ну хотя бы навасану (высокую) держите минуты две?
В) «петух» для вас упражнение легкое и приятное?
Ну а уж, конечно, уддияна и наули идут у вас на ура?
Если это так – то снимаю шляпу, натурально, можно и без динамики обойтись…
Но если это не так – то значит это простая лень и самооправдание. Чего напрягаться то? Это же для грубых и неразвитых. А мы утонченные и развитые бум только расслабляться…


Удачи в практике,

Леша
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Вот и я со своей копейкой... :idea:
Мне вот кажется (сужу прежде всего по себе) что правы и Рустам и Леша - в чем-то. А в чем-то и нет.
Рустам говорит: "Мысль есть движение" (или наоборот). Прикиньте, господа: в течение жизни и в состоянии бодрствования каждый из нас тысячи раз пребывал в каких-то разных, далеких друг от друга и близких, почти похожих положениях тела (формах). В то же время этим формам соответствовали (были одновременно с ними) и какие-то мысли, и эмоции, причем, иногда схема мышечной нагрузки и вызыывалась, и закреплялась этими самыми эмоциями.
Значит что бы Вы не делали с телом в ОБЫЧНЫХ диапазонах гибкости (не с теми пределами, на которых работает йога!) все это УЖЕ БЫЛО. Так? Работа ВНУТРИ границ и НА границах - принципиально разная.
К я чему все это, а вот к чему: когда Вы работаете с мышечными рисунками и формами в обычных диапазонах, где все уже БЫЛО, то Вы всегда "нарветесь" на это бывшее, и поскольку к наиболее ярким и привычным "слоям" вбитых в память тела мышечных контрактур соответствует память эмоциональная, то и состояние сознания ВСЕГДА будет обычным!
А вот чем "больше" мы выходим на границы гибкости и на них находимся, тем больше шанс у нас "обесточить" сознание и не "нарваться" при этом на что-то из поля привычных контрактур... Понимаете?
Видимо неспроста сознание легче расслаблять (распредмечивать) именно ЗА пределами обычных диапазонов мобильности, на их границах и ЗА ними...Тогда не "давит" двигательное "прошлое".
Форма может быть ЛЮБОЙ (у каждого начинающего СВОЯ граница гибкости, СВОЙ предел, с которого он начинает, хоть с 80% наклона поясницы к полу в Пашиме), но асаной йоги это будет тогда, когда человек научится тормозить, опустошать и минимизировать сознание. Попал в состояние диффузного бодрствования - абзац, это йога!
Ощущения растворены, тело плывет само куда-то дальше, за той границей, к которой ты сумел согнуть себя вначале и т.д.
А вот когда Вы научитесь ТАК раслабляться и отключать ум, ТОГДА уже можно учиться как угодно сильно напрягаться НЕ уходя из потребного состояния сознания, т.е. - оставаясь в йоге.
Примерно так. Жду Вашего оппонирования, вдруг у нас и диспут получится :D
Всех благ!
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Приветствую.
А что собственно оппонировать?
Все согласные
Дело в том, что я более говорил о физ составляющей асаны, а Виктор о ментальной (или сознательной).
Все правильно – выход за пределы обычного положения теле будет способствовать изменению состояния сознания, мало того принятие этого самого положения (асаны) уже потребует определенной необычной для сознания работы, например, задействовать те неработающие части сознания, которые могут напрягать или расслаблять совершенно до этого не работающие части тела.
Соответственно, приняв любое непривычное положение – уже прогресс… Уже хорошо.
Проблем только в том, что практически все начинающие не могут успокоить сознание, если при этом им не комфортно. А сидеть с прямой спиной в паш-те – ой как не комфортно… И спина болит и ноги тянет, и мозги выворачиваются… Т.е. надо быть ну очень необычным индивидуумом, чтобы в таком состоянии взять да и успокоить сознания и попасть в состояние отстраненного пофигизьма: -)
По мере приближения к идеальной форме асаны условия для расслабления улучшаются – с одной стороны физ.кондиции тела улучшаются, а с другой стороны идеальная форма она на то и идеальная, что в ней гораздо «удобнее» что надо расслабить, а что надо напрячь. Отсюда, кстати, вытекает вывод – если вы делаете асану неправильно, то расслабления вам не достичь. Это для тех, кто думает, что по книжкам можно научиться.
Ну далее можно вспомнить про каналы, энергетическую конфигурацию и прочее, но это вообще не тема для письменной речи, при прямой то передаче редко что удается передать/получить, а в письме так вообще ничего…
Осталось только обсудить, а как начинающему лучше всего попасть в и научиться удерживать расслабленное состояние сознания?
Есть два варианта
1. Найти положение, в котором в принципе комфортно, ничего не болит, нет напряжения, и расслабляться. При этом положение для тела необычное, и в принципе предельное.
2. Найти положение, в котором очень некомфортно, ничего не болит, но при этом определенные части тела надо напрячь так, что мозги сводит.
Лично мне помог второй вариант.
Первый не получился, потому что по началу абсолютно в любой асане не комфортно. Как ни сядь, а или спину надо держать, а она болит, или связки тянуть, а они болят, или равновесие держать, а то упадешь, и т.д.
А со вторым было интересно – есть в принципе асаны простые по форме, но физически тяжелые. Скажем, парипурна навасана, т.е. поза лодки с высоко поднятыми ногами. Даже в принципе хорошо тренированный начинающий редко может удержать эту позу легко дольше полминуты.
А мне попался инструктор, который эту позу шибко любил. Чуть ли не на каждом занятии задерет ноги и сидит так, зараза, минут пять, улыбается… А контингент в зале тоже попался не плохой – было много мужичков продвинутых, они тоже ноги задерут и блаженствуют. Правда барышни между ними обычно жутко мучались – с выпученными глазами и перекошенными лицами, судорожно пытающиеся удержать полусогнутые ноги хотя бы где… Ну а мне то, было на уровень барышень никак, надо было марку держать: -).
Я ж был уже ёг со стажем, да еще и бывший почти шо каратистЪ: -). Приходилось ноги поднимать, глаза убирать, зубы расцеплять, и вообще всем видом делать вид, что этом мне так, раз плюнуть. Однако, более менее спокойно более минуты мне в этой позе простоять не удавалось… Дальше приходилось включать всю волю, чтобы не выйти из асаны. При этом мозг до какого-то момента бунтовал страшно, если бы я один дома так сидел, то давно бы бросил. Но в зале то не бросишь, и в какой-то момент как взрыв – сознание раз и успокоилось, и тут же все лишние мышцы взяли и успокоились. А напряженными остались ровно те, что нужны. А понятно, что напрягать 2 прямые мышцы живота зело легче, чем еще и все остальные в теле. В результате поза стала держаться все легче и дольше, а сознание становилось все спокойнее и спокойнее. Иногда я с недоумением замечал кого корчащегося в судорогах рядом и мне хотелось сказать – сестра (брат), ты голову расслабь, тебе же скидка выйдет: -). Ан нет, каждый сам должен дойти…
В этом смысле я ратую за то, что в тренировке обязательно должны быть элементы, при выполнении которых занимающийся должен основательно напрячь отдельные группы мышц, а другие расслабить. Если выдержка при этом будет достаточно большой, а напряжение действительно предельным, то как результат будет получена та чистота сознания и расслабленность всех не нужных в позе мышц. Хотя бы потому, что думать о чем-то лишнем сознание уже не сможет, ему просто придется «бросить все» и спасать тело, которое уже ну не может стоять, скажем, в чатуранге дандасане, а нехороший инструктор говорит – ну еще немного, дышим ровно («зараза, а?»), расслабились («издевается?»), состояние как почти спим («совсем сбрендил…»). А лишние мышцы опять же придется расслабить, потому что уже нет никаких сил держать напряжение большого количества мышц, тут хочешь не хочешь, лишнее придется расслабить…
И вот когда тело поймет, что с ним не шутят, что выхода нет, надо расслабляться, а то каюк, то вот это расслабление возьмет да и придет.
Такой маленький пример из жизни о том, что обычно мы представляем о своих возможностях и что они есть на самом деле.
Как вы думаете, сколько вы сможете присесть за один раз? Думаю, что большинство людей скажет – ну раз 50, утонченные дамы добавят – если я присяду 50 раз, то помру…
Я лет в 16 тоже на тренировках более 50 раз не приседал, и последние разы уже давались тяжело, т.е. я думал, что это и есть предел.
И вот, как-то на пляже я поспорил с папой, которому тогда было уже лет 40 с лишним и его гимнастическое прошлое осталось ну в такой дали… Так вот мы поспорили о том, кто больше присядет. Можно делать ставки: -)
Папа присел 200 раз, а я 250. Причем я совершенно четко понял, что если бы мне ко лбу приставили пистолет – то я бы приседал бесконечно. Папа, правда, потом неделю по лестницам с трудом спускался, но у меня не болело ничего.
Так вот, почувствовать, что ваши резервы бесконечны можно только если делать силовые асаны и выдерживать их так долго, чтобы ваши мозги просто таки начали заворачиваться от напряжения. Вот в этот то момент и возможна небольшая трансформация. Кто схалявил, недодержал, себя пожалел – трансформации нет. Далее остается только говорить о туповатых йога-гимнастах, в противовес нам расслабленным…
В общем настоятельно рекомендую всем попробовать как первый вариант расслабления мозгов, так и второй. Второй вариант, как вам понятно, это не йога терапия, и надо быть человеком здоровым.
Если кто решит попробовать расслабить сознание через напряжение тела, то могу порекомендовать начать с банального высокого упора лежа. Т.е. приняли положение как бы для отжимания, тело прямое вытянутое, руки прямые. Перед носом часы. Дышите носом глубоко и ровно. И ждите. Когда вам покажется, что вы уже не можете, то отмерьте время и простойте еще минуту. А потом ложитесь и в шавасану. Впечатлениями можете поделиться.
Ессно, если у вас проблемы с сердцем или вы совсем не умеете дышать, то предельных выдержек делать не надо. Многие дамы не смогут долго стоять в упоре из за боли в слабых кистях. Ну с одной стороны кисти надо тренировать, а с другой можно стать на кулаки, а под кулаки чего мягкое положить, полотенце там свернутое или чего.
Ну в общем вы идею поняли – чтобы что-то произошло, надо выйти за свои пределы…

Удачи,

Леша
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

Если у Леши три копейки, а Виктора одна, во сколько ж оценить свою речь. Может пару иен или лир?

Леша!
Твой пост я оценил бы для себя как минимум в три серебрянных рубля!
Леша писал(а): Вопрос Рустама я понял так - "а работает ли асана, если ее выполнять не в идеальном состоянии?"
Именно это я и спрашивал! И именно такой ответ удовлетворил меня полностью. Потому что "до того" я именно так и думал (и не только думал, но и рассказывал остальным). Сбили с толку многочисленные высказывания, в том числе и на этом форуме. Теперь всё встало на места. Спасибо!

А твою методу растяжки в топике "Ребята скажите как сесть на шпогат?" я распечатал еще третьего дня, оставил себе, людям раздал - уже начали!

И чтоб мы без тебя делали?! 8)

Виктору
Действительно, оппонировать тут особо не приходится. Разве что по поводу "Форма может быть ЛЮБОЙ, но асаной йоги это будет тогда, когда человек научится тормозить, опустошать и минимизировать сознание."
В общем и среднем - это понятно! Но я-то - насчет конкретных, так сказать "названных" состояний сознания, заранее обозначенных, типа: "сделаешь так - получишь это!" (А не сделаешь - получишь другое). Это "другое" и смущает. Поговаривают, что Шива подарил людям 64 тысячи асан. Я и слов-то столько не знаю. Но по факту - любая форма что-то да значит. "Что-то"! А что? Если сделаешь в собственных пределах, получишь знакомую тебе штуку (мысль, эмоцию, ощущение...). Вырвешься за пределы - получишь не знакомую для себя, и, впрочем, не известную никому (кроме Шивы). А древние оставили нам не так уж и много описаний. Можно, конечно, не циклиться ни на чем, делай и ощущай, всё одно польза! Но коли надобно получить искомое, изволь делать как положено. Может, тогда откроется смысл, как ключом, и станут доступны (понятны) промежуточные состояния.

Или нет?

Плюс ко всему: кое-что мы нарабатываем (формы и соотвествующие им состояния) индивидуально и самостоятельно, наблюдая за собой и, особенно, - за другими, а кое-что дано нам ВСЕМ свыше. Есть такая странная полунаука психология, представлять которую честь имею. Так вот основная проблема психологии человека (как науки) заключается в определении соотношения врожденного и приобретенного. Проблема сия не будет решена никогда. Да и Шива с ней!
Однако, до тех пор, пока на собственном опыте данном нам в ощущениях (а больше и нет ничего в этом мире) наше Я не убедится в присутствии или отсутствии чего бы то ни было, остается только ВЕРИТЬ. На мой досужий взгляд древним, особенно йогам, верить можно (нужно). Мне кажется (в том числе и в ощущениях), что мужики-то правы.

И тут, видимо, есть некая хитрость. Так же как на Земле нет и не может быть человека, выполнившего все 10 заповедей Божьих (ибо что ему тут уже делать-то?), также на Земле нет и не может быть человека, выполнившего все заповеди Шивы.
Посему приветствуется (в земном существовании) СТРЕМЛЕНИЕ их выполнять, собственно Путь. Но выполнять заповеди наполовину...
Лучше, на мой взгляд, вообще не делать ничего. :(



Сообщение сокращено.
Крючкотвор
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Сильберви и Лёше- огромные респекты за прояснение и просветление. Хоть и "с разных сторон" (Эм и Жо), :D ,но- всё по делу, каждому своё. Ну и ВСБ тоже- за понятие "состояние диффузного бодрствования"! Просто и точно.
Насчёт же повышения гибкости / мобильности тела- могу поделиться одним, проверенным на себе, способом: разогревать мышцы, суставы, связки с помощью дыхания. Т.е. концентрируем внимание на разрабатываемом месте и "дышим" через него. Например, осваивает товарищч бхадрасану. Колени- около ушей первое время, само собой. :x Дык он их, бедных, всеми силами дланей своих клонит долу. Связки аж трещат, на лице- смесь мучительного страдания с выражением Особой Важности выполняемого дела. А нет бы- просто РАСЛАБИТЬСЯ (Лёша, прости :D ), только спину отслеживать- чтоб прямой была, а ноги- просто отпустить, "отбросить", забыть про них. За исключением того момента, что мысленно проводим вдох в напряжённые участки: мышцы внутренней поверхности бёдер, паховая зона и область промежности. Ладошки спокойно держат стопы вместе. И полным интенсивным спокойным дыханием (без гипервентиляции!) разогреваем тазобедренные суставы и все прилежащие участки. Визуализировать можно что угодно: поток горячей праны, стекающий к суставам ног через нос-гортань-лёгкие на вдохе и концентрирующийся в суставах на выдохе, заполнение тканей горячим воздухом извне и т.д. и т.п. И что самое интересное- эти "мультики" работают, колени с каждым выдохом САМИ ПО СЕБЕ опускаются всё ниже и ниже, пусть на миллиметры- но это реальный результат, навсегда остающийся с вами. Мышцы и связки "текут". В конце концов колени ложатся на пол. Ну и дальше тем же макаром прорабатывая голеностопные суставы- разворачиваем не спеша ступни вверх и окончательно расслабляемся, умом тоже. До этих пор ум был сконцентрирован исключительно на дыхании (даже не на суставах и мышцах). То бишь не блуждал. Что, в общем-то, совсем неплохо.
Данную методику проверял также и на других людях- мобильность увеличивается быстрее, чем "обычным" способом. Да и сознание делом занято. :lol:
Сергей Штаркер
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
Откуда: Торонто
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Сергей Штаркер »

о целях и методах их достижения

Мое почтение, silberwe и Леша! Как Вы, Леша, справедливо заметили: вопрос далеко не праздный. Особенно для нас, новичков. :oops: Вопрос о целях и методах их достижения. Вот ведь какая вилка получается: с одной стороны, вопрос: "А это ты могешь?" может задать любой гимнаст (или гимнастка :lol: ). Так от этого они йогами не становятся. 8O С другой стороны в плане "... направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь" какой-нибудь адепт випасаны очень даже может преуспеть. (Да же, Povidloff :lol: )
Про методу обучения расслаблению через выпученные глаза ВСБ писал, анализируя школу Айенгара. Тоже, как я понимаю, не единственный путь. :roll:
Так в чем же цель занятий и каковы критерии продвинутости? Зачем нужно расслабляться и гибкостью приростать - вроде как понятно. А вот зачем минутами в упоре на руках уголок держать (даже двумя мышцами) - нет. 8O

Спасибо.
silberwe
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 18 апр 2002, 02:29
Откуда: Cанкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение silberwe »

Есть такой фильм, "Семь лет в Тибете", по мемуарам одного дядьки альпиниста. Там герой, столкнувшись с буддийской культурой, говорит: "Мне это больше всего напоминает восхождение. Когда я взбираюсь на гору, больше ничего в целом мире не существует. Сделал шаг, закрепился, сделал второй. И больше ничего нет, никаких мыслей". (Своими словами передаю, может, переврала чего :) ).

У меня есть очень серьезное подозрение, что адепта випассаны из меня не получится. По крайней мере, еще очень долго. Но есть, слава богу, йога. То есть вот когда поза держится на пределе физических сил, или даже за пределом, тогда единственный способ ее держать - сконцентрироваться. Дышать в растянутые мышцы, расслаблять незадействованные, короче, работа, хочешь не хочешь, происходит в области психики. А если поза уже перстала быть запредельной, так ведь возможности для усложнения неисчерпаемы. Ну, по крайней мере, на каком-то начальном этапе все так происходит.
А потом - не знаю. Потом схема усложняется, но и психика становится более изощренной. То есть я бы сказала, йога - это бесконечная учеба, или бесконечное самовоспитание. И что характерно, достигая определенного успеха на этом пути, обнаруживаешь изменения в сознании. К примеру, сел в лотос - помирился с соседкой :) . Боюсь, гимнастика этого не дает, видела я тут этих гимнасток по телевизору, так и скачут :) . Удивительно, делают все то же самое, но принципиально по-другому. Во-первых, им просто не успеть поймать свои ощущения, во-вторых, им, видимо, на них глубоко наплевать.

Наверняка есть и другие пути, кроме йоги, каждый выбирает наиболее подходящий своему психофизическому типу. Да и йога ведь бывает разная. Опять же, не следует забывать, что только в здоровом теле - здоровый дух.
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Сергей Штаркер писал(а): Вот ведь какая вилка получается: с одной стороны, вопрос: "А это ты могешь?" может задать любой гимнаст (или гимнастка :lol: ). Так от этого они йогами не становятся. 8O С другой стороны в плане "... направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь" какой-нибудь адепт випасаны очень даже может преуспеть.
Сергей,имхо,профессиональные гимнасты без способности "направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь" просто были-бы не в состоянии выполнять сверхсложные кульбиты и т.п..Ты никогда не обращал внимание на глаза гимнасток перед выступлением?Бывает,что показывают крупным планом.Предельная сосредоточенность,сконцентрированность и отрешенность.С другой стороны,у какого-нибудь нобелевского лауреата,способного держать уголок разве что лежа 8) ,с вышеуказанной способностью-тоже все в порядке.При этом,спортивные чемпионы,нобелевские лауреты могут и не знать,что обозначает слово-тратака :roll:
Сергей Штаркер
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
Откуда: Торонто
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Сергей Штаркер »

silberwe: то есть, опять приходим к пределам и запредельям физических сил? Смущает только то, что некоторые авторитеты ( :lol: ) пишут, что концентрация есть производная от расслабления. 8O
silberwe
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 18 апр 2002, 02:29
Откуда: Cанкт-Петербург
Контактная информация:

Сообщение silberwe »

Н-да... Вы-то сами, Сергей, что думаете по этому поводу? У меня есть только мой опыт, что чувствую, то и пишу. У меня есть мысль, что пределы и запределья - это что-то вроде первого этапа. Грубая работа с ощущениями для тех, кто еще не умеет с ними работать.
Сергей Штаркер
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
Откуда: Торонто
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Сергей Штаркер »

Спасибо, silberwe. Сам я по этому поводу "думаю". :lol:
Поскольку опыт у меня небольшой, связки сухие, а мозги беспокойные :oops: , радуюсь возможности читать то, что пишут интересные люди, да задавать вопросы. Очень надеюсь, что со времением свое понимание и придет. :lol:
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Пределы гибкости

Сообщение NSG »

Пределы гибкости

Занимаясь динамическими практиками развил определенную гибкость. Перейдя на классическую технологию обнаружил следующее: например, после разогрева могу в пашимотасане лечь животом на бедра. Практикуя утром без разогрева ощущения появляются сразу после перехода вертикали. Зависнуть в этом положении трудно. Если бы растяжки не было - завис бы на связках, а так приходится держать мышцами спины. Мышцы устают, появляется фон, и я пропускаю момент, когда начинают появляться ощущения. В результате травмирую спину. То же самое в положении стоя.
Другой пример, после разогрева в халасане могу поставить колени за голову. Утром не могу без ощущений достать до пола, использую подставку. Расслабившись, гнусь не равномерно по всей спине, как при жестких связках, а преимущественно в грудном отделе. Опять приходится мышцами держать. В итоге грудной отдел находится на пределе гибкости, а остальные отделы - нет.
Что посоветуете?
Возможна ли успешная практика йоги (разумеется, классической) при сохранении нужного состояния сознания но без достижения границы гибкости в асанах?
С уважением, Сергей.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Ничего страшного.
У вас просто еще плохая «растяжка», без запаса.
Абсолютно любой практикующий выходит в предельные для себя положения только после разминки.
Для вас предельным является пащимо-на.
Постепенно все выправится.
Опять же – тянуться без разогрева – это тоже надо привыкнуть. Растягиваешься медленнее, опаснее, но результаты стабильнее.
Когда я занимался единоборствами, то тренер говорил – На улице некогда будет разминаться… Поэтому у нас не было принято тянуться после разогрева. Скорее до. И по поим наблюдениям это приводило к более стабильному результату. А то человек побегал, вспотел, и т.д. – смотришь – растяжка приличная, а не разогрелся – так и нету вовсе никакой.
Если вам довелось читать мое сообщение о методике растяжки на шпагат (не йогической), то там я высказывался на тот счет, что лучше тянуться размявшись, но при этом не сильно разогревшись.
Начальный этап этим характерен.
Потом этап разминки резко сокращается. Профи достаточно, скажем, для разминки один раз потянуться да один раз наклониться…
Ну и помните, что в Индии всегда 30-35, а у нас 15-20 градусов. А это для тела очень большая разница. У нас потому и рекомендовано делать сначала чего разогревающее.
Сделайте, скажем, раз 10 Сурья Намаскар. Это ведь не противоречит «классической йоге»?
А «рвать» спину – ну это варварство. Не хотите делать Сурья намаскар, ну так просто как в школе учили сделайте 5-10 мин обычную разминку, наклоны легкие, повороты и прочее.
К тому же утром и так всегда все хуже тянется.
Еще вариант – сделайте несколько силовых асан подряд.
Скажем, чатуранга дандасану, легкую буджангасану (не до предела), что-нибудь с широким шагом, наклоны в стороны с вытяжением и т.д. И асаны и разогрев.
А насчет конкретно пащимо-ны – вам ее инструктор выставлял? Если не выставлял, то я думаю, что у вас она просто не правильная. Поймаете инструктора, пусть выставит.
А так – берите в руки ремень, накидывайте на ступни и делайте как и с руками на ступнях. Надеюсь, вы помните, что спина прямая, а поясница даже слегка прогнутая? И с такой спиной вы опускаетесь на прямые ноги.
По поим наблюдениям в начальной фазе п-ны главное научиться разделять управление разгибателями спины и мышцами таза и бедер. Обычно как спину выпрямят, так и ягодицы и бедра напрягут, а в напряженном состоянии заднюю поверхность ног не растянешь. Пытаясь расслабить мышцы ног – одновременно расслабляют спину, спина гнется – в результате растяжение не нужное. Как бы замкнутый круг. Его надо разорвать.
А когда вы научитесь сидеть с п-не с прямой спиной и слегка прогнутой поясницей под углом 90 градусов, но при этом у вас не будет перенапряжения спины и будут расслаблены ноги – то вы будете испытывать примерно половину всех удовольствий сознания, что доступны в полной п-не. Ну а если будете так сидеть напряженно – то ничего не будете испытывать…
В общем писать это все долго, муторно и малорезультатно.
Показать и объяснить – 5 минут. Ищите инструктора. Ходите к нему по вечерам хотя бы раз в неделю. Иначе такие вопросы у вас будут еще по каждой асане по 20 штук на каждую.

Удачи в практике,

Леша
NSG
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 8 окт 2002, 12:17
Откуда: г. Киев

Сообщение NSG »

как расслабить мышцы, удерживающие форму

А если я немного перефразирую вопрос? Как расслабить мышцы, которыми я удерживаю форму? Например, в халасане?

1. Шпагат. Ноги разъезжаются до появления ощущений, затем вес тела переносится на руки, возвращаюсь немного назад до исчезновения ощущений, расслабляюсь. В итоге: ноги и пах расслаблены и растягиваются без ощущений, руки напряжены и держат форму.

2. Гимнастическая халасана. Из сарвангасаны опускаю ноги за голову. На расстоянии 20 см от пола появляются ощущения. Продолжаю опускать, ставлю ноги за головой, расслабляю и скругляю спину, отодвигаю ступни еще дальше. Наличествуют ощущения, иногда не очень приятные, опасность травмирования, неприятные ощущения после выхода. Но, спина расслаблена и растягивается.

3. Йогическая халасана. Из сарвангасаны опускаю ноги за голову. На расстоянии 20 см от пола должны появиться ощущения. Ставлю ноги на подставку раньше. Расслабляю спину, она начинает скругляться - сразу же появляются ощущения. В итоге: или удержание асаны за счет спины - тогда как ее расслабить? - или наличие ощущений - что травмоопасно.

И еще один ньюанс. При удержании мышцами спины они устают, следует ли выходить из асаны при первых ощущениях усталости, потому что на фоне этих ощущений теряются другие, которые говорят о возможности травмы.

С уважением, Сергей.
Ответить