Расслабление и тишина ума . '
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Сосредоточение на бесконечном - это метафора. Представьте, что оси глазных яблок разведены в параллель, тогда точка сосредоточения взора отодвигается в бесконечность (конечно, в эвклидовой геометрии).
Сосредоточение на бесконечном это полное устранение обычного сосредоточения на чем-либо. Остановка любой ментальной активности.
Сосредоточение на бесконечном это полное устранение обычного сосредоточения на чем-либо. Остановка любой ментальной активности.
Как верно было сказано, что в таком состоянии должно отсутствовать сосредоточение на любых ограниченных обьектах таких как обьекты органов чувств, мысли, воспоминания и т.п. Такое состояение в йоге также называется лайя (поглощение). ХЙП: ...Лайя есть невспоминание обьектов органов чувств, когда глубоко укоренившиеся впечатления перестают повторятсяMartin писал(а):и как это состояние достигается
Естественно, что достигается это не так то просто. ХЙП предлагает Нада Йогу - медитацию на внутреннием звуке Нада, как путь к достижению Лаий: ... как огонь сжирает топливо и вместе угасают, так и ум который движется с Надой поглощается в ней (ХЙП).
...Нада Анусандхана! пусть это приветсвие будет Тебе! Благодаря Твоему милосердию, мой ум достигает Лайи в обители Вишну! (Ади Шанкараачарья).
Это описывается также в Упанишадах (Нада-Бинду Упанишада), в Тирумантирам - основной шиваитский текст по йоге, об этом говорит и Кабир Сахиб в Грантхавали:
... О, Кабир! В теле живет слово истинного Гуру - инструмент играет без струн!. Снаружи и внутри все наполнилось словом Гуру - исчезли все заблуждения.
А особенно медитация на внутреннем звуке прославляется в Ади-Грантх (собрание трудов десяти сикских Гуру).
Чтобы практиковать надо получить посвящение в эту практику от Гуру, тогда внутри будет слышен отчетливый, мощный внутренний звук. И дальше нужно очень упорно работать чтобы достичь успеха.
-
- Сообщения: 44
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 14:44
помогите! где можно научиться читта вритти ниродха!!!
подскажите пожалуйста..нужно очень научиться достигать успокоение ума. куда можно обратиться...помогите пожалуйста..
стремление к совершенству во всем..вот истина
Мысли (больная тема)
Здраствуйте.
Вряд ли я буду оригинален в своем вопросе, но это наверное самый важный вопрос в освоении йоги.
У меня во время практики постоянно в голову лезет всякая ерунда, я не могу сосредоточиться.
Подскажите, пожалуйста, может какие приемы. наверняка у подавляющего большинство начинающих сталкиваются с этой проблемой
:) :?: :!:
Вряд ли я буду оригинален в своем вопросе, но это наверное самый важный вопрос в освоении йоги.
У меня во время практики постоянно в голову лезет всякая ерунда, я не могу сосредоточиться.
Подскажите, пожалуйста, может какие приемы. наверняка у подавляющего большинство начинающих сталкиваются с этой проблемой
:) :?: :!:
Есть такая проблема, конечно.
По себе заметил такое. Мысли во время асаны часто сопровождаются напряжением лишних мышц. Если поймать себя на лишних мыслях, в теле почти всегда обнаруживаются мышцы, которые можно дополнительно расслабить.
А самая вещь - расслабление глаз, только расслаблять их нужно где-то в середине головы (видимо, оттуда они растут :) ).
Тогда выражение лица делается крайне тупое и думать в таком состоянии уже не получается. Какое-то время, конечно.
А вот сосредотачиваться на дыхании у меня не получается. :(
По себе заметил такое. Мысли во время асаны часто сопровождаются напряжением лишних мышц. Если поймать себя на лишних мыслях, в теле почти всегда обнаруживаются мышцы, которые можно дополнительно расслабить.
А самая вещь - расслабление глаз, только расслаблять их нужно где-то в середине головы (видимо, оттуда они растут :) ).
Тогда выражение лица делается крайне тупое и думать в таком состоянии уже не получается. Какое-то время, конечно.
А вот сосредотачиваться на дыхании у меня не получается. :(
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 36 раз
Хороший приёмчик ИМХО – позволить свободно возникать мыслям и сторонним образом отслеживать процесс (ну очень увлекательно)
Вот только в каких положениях?
«Мысли во время асаны часто сопровождаются напряжением лишних мышц.» именно так!
- а как быть с нелишними??? Следует или расслаблять НУЖНЫЕ мышцы? (а степень расслабления ведь зависит от проработки мышцы, и можно расслабить до тряпочного состояния)
Например, в стойке на голове? Или пащимоттанасане?
Йожик пишет «Я однажды в пащимоттанасане вырубилась так, что пришла в себя только через полчаса. От того, что ноги затекли.»
Ну а я пару лет назад в стойке на голове (балансировка без рук) … «вырубался» - и как то ну так расслабился … устранил все лишнее колебания тела и сознания что мелкая потеря равновесия (может ветерок какой дунул) вызвало сокращение «правильной» мышцы шеи …
так что чуть позвонок не выскочил. (Это при том что стойка на голове была и есть «пионерия». За плечами - гимнастика в раннем детстве и борьба потом)
Заболела шея - посылал трёхэтажными всё «расслабление» и всех.
Можно продолжать примеры … с асанами и расслаблением.
Вывод очень прост (для меня) – с «мыслЯми» можно, нужно, безопасно и правильно «работать» только в крайне ограниченных положениях (стоя, сидя, лёжа) – самих простецких и канонических.
Ну а физика есть физика. Чего мешать мух с котлетами – не понятно. Для это есть гимнастика и акробатика , научат (у кого есть данные)
и сгибаться и разгибаться, у кого нет - до пенсии будут пыхтеть с расслаблением или без оного. (А за «бабки» оно понятно можно учить кого угодно чему угодно и сколько угодно).
Небольшое добавление – «вырубиться» - термин неточный, ИМХО что-то должно удерживаться сознание (интерпретацию «Я») например, чувство равновесия или чётки перебирать или ещё чё-то. Но не терять (вырубиться) ... в этом ИМХО вся фишка - потихоньку "выделять" "Я" из конгломерата мыслительных процессов
Вот только в каких положениях?
«Мысли во время асаны часто сопровождаются напряжением лишних мышц.» именно так!
- а как быть с нелишними??? Следует или расслаблять НУЖНЫЕ мышцы? (а степень расслабления ведь зависит от проработки мышцы, и можно расслабить до тряпочного состояния)
Например, в стойке на голове? Или пащимоттанасане?
Йожик пишет «Я однажды в пащимоттанасане вырубилась так, что пришла в себя только через полчаса. От того, что ноги затекли.»
Ну а я пару лет назад в стойке на голове (балансировка без рук) … «вырубался» - и как то ну так расслабился … устранил все лишнее колебания тела и сознания что мелкая потеря равновесия (может ветерок какой дунул) вызвало сокращение «правильной» мышцы шеи …
так что чуть позвонок не выскочил. (Это при том что стойка на голове была и есть «пионерия». За плечами - гимнастика в раннем детстве и борьба потом)
Заболела шея - посылал трёхэтажными всё «расслабление» и всех.
Можно продолжать примеры … с асанами и расслаблением.
Вывод очень прост (для меня) – с «мыслЯми» можно, нужно, безопасно и правильно «работать» только в крайне ограниченных положениях (стоя, сидя, лёжа) – самих простецких и канонических.
Ну а физика есть физика. Чего мешать мух с котлетами – не понятно. Для это есть гимнастика и акробатика , научат (у кого есть данные)
и сгибаться и разгибаться, у кого нет - до пенсии будут пыхтеть с расслаблением или без оного. (А за «бабки» оно понятно можно учить кого угодно чему угодно и сколько угодно).
Небольшое добавление – «вырубиться» - термин неточный, ИМХО что-то должно удерживаться сознание (интерпретацию «Я») например, чувство равновесия или чётки перебирать или ещё чё-то. Но не терять (вырубиться) ... в этом ИМХО вся фишка - потихоньку "выделять" "Я" из конгломерата мыслительных процессов
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Господа, репрезентация у всех разная, и потому можно перечислить следующие основные способы вхождения в ментальное молчание:
1. постоянный возврат внимания в тело;
2. растворение ощущений в нем;
3. после того (а в сущности - параллельно с тем), как "дозировка" формы (ощущений) начнет соблюдаться автоматически, следует постоянно возвращать внимание в тело. Как ребенок учится ходить, раз за разом: упал - поднялся, и так - пока не пойдет.
4. рано или поздно у Вас отберется СВОЙ личный признак (приемчик) которым удобно пользоваться для "включения" ментального покоя, и, возможно, даже не один.
5. что вообще можно использовать для выхода из обычного потока произвольного и непроизвольного мышления? Отвечаю:
- самое универсальное - отпускать внутри глаза, именно там, откуда они "растут". У каждого это по-разному: у кого-то при этом глазные яблоки сходятся, у кого-то - расходятся, подворачиваются или "западают" куда-то вверх, вниз, распараллеливаются... Вместе с этм полезно ощутить тепло и давление (если это получается) в переносице. Тогда тепло с переносицы или межбровия уходит как бы вглубь, и в совокупности с "отстегнутыми" глазами внутри головы возникает зона соееобразной "анастезии". И тогда сознание почти сразу начинает "плыть", гаснуть и никакие мысли более в нем не возникают.
- можно привязывать внимание к движению воздуха в ноздрях; дыхательным движениям живота или грудной клетки;
- разогревать ладони;
- ощущать (непрерывно) кожу лба и головы - при этом в ней (коже) появляется некая самостоятельная жизнь, движение и т. д.
- для тех, у кого мысли мелькают или тусуются в предметно, скажем в виде картинок и (или) диалога, монолога и прочего - нужно каким-то образом дистанцироваться от этого мелькания. Поток идет, а Вы находитесь где-то сбоку - выйдя из него. Возникает дистанция, и я уже не в потоке мышления, он идет БЕЗ меня, я индифферентно на него смотрю - НЕ втягиваясь. Втянулся, поймал себя на этом - вышел волевым усилием. И так далее.
- весьма эффективно следить за мышцами пресса - отпускать их в асанах непрерывно, как и (или) глаза. Вы с удивлением узнаете (ощутите) что практически во всех асанах живот (особенно у начинающих) ИЗЛИШНЕ напряжен. И если этот излишек убирать, непрерывно "отпуская" живот (как и глаза), то асаны выполняются намного легче, сознание пустеет, будучи занято процессом этого отпускания. И дыхание тогда - что крайне важно! - в асанах становится полностью свободным и естественным, что ВЫЗЫВАЕТ со временем полную глубокую релаксацию.
Кому-то проще концентрироваться на теле и тишине в нем - когда асана неподвижна.
Теперь о мыслях. Однозначно, что ЛЮБОМУ возникшему в сознании (мелькнувшему) мыслеобразу соответствует некий возникающий в теле "рисунок" мышечного напряжения. А вот когда Вы избавитесь от процесса мышления или выйдете из него "вбок" и там останетесь, то в асанах и возникает непроизвольная текучесть формы - спонтанная.
Только при полной остановке мыслительного процесса практикующий получает доступ к непроизвольному приросту гибкости (спонтанному усилению, усложнению) формы асаны. И получает возможность работать с этим процессом. При этом травмы исключены, и каждый со временем добирается до своего природного, естественного, абсолютного предела гибкости (формы) в асанах.
Колгда молчание ума возникает в практике систематически (ежедневно) - это и есть классическая практика Хатха-йоги (с предварительной наработкой ЧВН). Тогда начинаются чудеса в самочувствии и жизни.
Примерно так. Систематическое же выполнение же асан БЕЗ молчания ума - это простая йогоподобная физуха. Что мы и имеем в лице Айенгар-йоги российского разлива, фитнес-йоге, йога-спорта, Аштанга-виньясы, "восьми кругов" (чуть не сказал - ада :D ) и т.д. и т.п.
Примерно так.
Вырубаться в асанах - неправильно. Сознание пустое, но Вы - есть. Если Вас нет - то нет и сознания, а это либо сон, либо ступор, либо транс, чего в йоге быть НЕ должно.
Удачи всем в разборке с сознанием!
1. постоянный возврат внимания в тело;
2. растворение ощущений в нем;
3. после того (а в сущности - параллельно с тем), как "дозировка" формы (ощущений) начнет соблюдаться автоматически, следует постоянно возвращать внимание в тело. Как ребенок учится ходить, раз за разом: упал - поднялся, и так - пока не пойдет.
4. рано или поздно у Вас отберется СВОЙ личный признак (приемчик) которым удобно пользоваться для "включения" ментального покоя, и, возможно, даже не один.
5. что вообще можно использовать для выхода из обычного потока произвольного и непроизвольного мышления? Отвечаю:
- самое универсальное - отпускать внутри глаза, именно там, откуда они "растут". У каждого это по-разному: у кого-то при этом глазные яблоки сходятся, у кого-то - расходятся, подворачиваются или "западают" куда-то вверх, вниз, распараллеливаются... Вместе с этм полезно ощутить тепло и давление (если это получается) в переносице. Тогда тепло с переносицы или межбровия уходит как бы вглубь, и в совокупности с "отстегнутыми" глазами внутри головы возникает зона соееобразной "анастезии". И тогда сознание почти сразу начинает "плыть", гаснуть и никакие мысли более в нем не возникают.
- можно привязывать внимание к движению воздуха в ноздрях; дыхательным движениям живота или грудной клетки;
- разогревать ладони;
- ощущать (непрерывно) кожу лба и головы - при этом в ней (коже) появляется некая самостоятельная жизнь, движение и т. д.
- для тех, у кого мысли мелькают или тусуются в предметно, скажем в виде картинок и (или) диалога, монолога и прочего - нужно каким-то образом дистанцироваться от этого мелькания. Поток идет, а Вы находитесь где-то сбоку - выйдя из него. Возникает дистанция, и я уже не в потоке мышления, он идет БЕЗ меня, я индифферентно на него смотрю - НЕ втягиваясь. Втянулся, поймал себя на этом - вышел волевым усилием. И так далее.
- весьма эффективно следить за мышцами пресса - отпускать их в асанах непрерывно, как и (или) глаза. Вы с удивлением узнаете (ощутите) что практически во всех асанах живот (особенно у начинающих) ИЗЛИШНЕ напряжен. И если этот излишек убирать, непрерывно "отпуская" живот (как и глаза), то асаны выполняются намного легче, сознание пустеет, будучи занято процессом этого отпускания. И дыхание тогда - что крайне важно! - в асанах становится полностью свободным и естественным, что ВЫЗЫВАЕТ со временем полную глубокую релаксацию.
Кому-то проще концентрироваться на теле и тишине в нем - когда асана неподвижна.
Теперь о мыслях. Однозначно, что ЛЮБОМУ возникшему в сознании (мелькнувшему) мыслеобразу соответствует некий возникающий в теле "рисунок" мышечного напряжения. А вот когда Вы избавитесь от процесса мышления или выйдете из него "вбок" и там останетесь, то в асанах и возникает непроизвольная текучесть формы - спонтанная.
Только при полной остановке мыслительного процесса практикующий получает доступ к непроизвольному приросту гибкости (спонтанному усилению, усложнению) формы асаны. И получает возможность работать с этим процессом. При этом травмы исключены, и каждый со временем добирается до своего природного, естественного, абсолютного предела гибкости (формы) в асанах.
Колгда молчание ума возникает в практике систематически (ежедневно) - это и есть классическая практика Хатха-йоги (с предварительной наработкой ЧВН). Тогда начинаются чудеса в самочувствии и жизни.
Примерно так. Систематическое же выполнение же асан БЕЗ молчания ума - это простая йогоподобная физуха. Что мы и имеем в лице Айенгар-йоги российского разлива, фитнес-йоге, йога-спорта, Аштанга-виньясы, "восьми кругов" (чуть не сказал - ада :D ) и т.д. и т.п.
Примерно так.
Вырубаться в асанах - неправильно. Сознание пустое, но Вы - есть. Если Вас нет - то нет и сознания, а это либо сон, либо ступор, либо транс, чего в йоге быть НЕ должно.
Удачи всем в разборке с сознанием!
-
- Сообщения: 919
- Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 36 раз
Только для «молчания ума» очевидно достаточно одной асаны.
А комплексы асан отличаются ли полнотой физухи?
ИМХО – нет. Естественные нагрузки (бег-плавание-борьба), бесхитростные растяжки – соответствуют необходимому и достаточному уровню физухи. Возможно те несколько положений тела лишь только показатели этого.
«Абсолютные пределы гибкости» … кому они нужны? Клоунам разве только.
А комплексы асан отличаются ли полнотой физухи?
ИМХО – нет. Естественные нагрузки (бег-плавание-борьба), бесхитростные растяжки – соответствуют необходимому и достаточному уровню физухи. Возможно те несколько положений тела лишь только показатели этого.
«Абсолютные пределы гибкости» … кому они нужны? Клоунам разве только.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Нет, одной асаны недостаточно, тем более - для начинающих. Кроме того, разностороняя проработка организма асанами (в пределах возможного для каждого) оздоровляет сому. И не только.
А уже когда человек в порядке, то ему можно и нужно нагружаться обычной физической активностью. Йога - она не совсем для тела, ее воздействие гораздо шире, глубже и тоньше.
А уже когда человек в порядке, то ему можно и нужно нагружаться обычной физической активностью. Йога - она не совсем для тела, ее воздействие гораздо шире, глубже и тоньше.
-
- Сообщения: 209
- Зарегистрирован: 27 сен 2005, 16:43
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Никому не нужны, вы правы.«Абсолютные пределы гибкости» … кому они нужны? Клоунам разве только.
Но вот как раз для достижения того самого молчания ума необходимо быть "на пределе". Поэтому рано или поздно постоянно практикующий хатху сталкивается с необходимостью "извращаться" для достижения этого самого предела. Начинающему даже в этом смысле легче - постоял в горке 3 минуты - и результат есть :D
Попробуйте думать о работе (доме) выполняя уткатасану или навасану, или шелабхасану - до 50 счетов (3-5 минут), я сомневаюсь, что у вас в во время выполнения асаны будет в голове хоть что-то. Ничего не будет - останавливается время, мысли.
А без предела этого не достичь. Тут нужна тонкая грань о которой Виктор, кстати, ни один раз упоминал - балансировать на абсолютном напряжении и расслаблении. Рекомендации практически всех инструкторов одинаковы - расслабились и еще чуть доработали форму. И так до бесконечности - в привычном не застываем, но в то же время максимально расслабленнное состояние.
Вот такой парадокс.
Когда улавливаешь эту границу, начинаешь на ней балансировать. Ну, и по себе заметила, когда у меня получается уловить этот баланс, то мне хочется закрыть глаза - даже в самой немыслимой позе, при выполнени балансовых, которые "без глаз" выполнять тяжко. Ощущения при этом очень хорошие.
Важно расслаблять лицо - по нему можно судить о том, насколько напряжено/расслаблено все тело.
Как шутит знакомый инструктор - при выполнении навасаны должен напрягаться пресс, а не лицо!!! :lol: Внутренняя улыбка!!!
Насколько я понимаю - выполнение асан - это всего лишь подготовка к главному - к конкретной работе с сознанием, в шавасане (на начальной поре) - в медитативной позе (лотос, полулотос) при определенном уровне, ну и в жизни, в жизненных ситуациях.
При выполнении асан мы останавливаем поток мыслей, которые в повседневной жизни рассеивают наше внимание и уводят нас из сегомоментного состояния куда-то в будущее или прошлое. А по идее наше внимание должно оставаться здесь и сейчас.
Ну, много чего можно говорить, вот только без собственного опыта непонятно будет. Поэтому желаю всем получить такие замечательные опыты :D
ВСЕ ИМХО!!!
Виктор, отдельное спасибо за подробно расписанное "вхождение в ментальное молчание" нашла для себя кучу полезного :D
МИР ВАМ!