Начало практики и аксиоматика

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Ratgor
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 7 окт 2015, 13:57
Откуда: Минск/Гомель
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

Начало практики и аксиоматика

Сообщение Ratgor »

Здравствуйте!

Задаю вопрос потому что "припекло", чтобы подкорректировать собственные действия.
Прошу заранее извинить за многословность и используемый мною вариант русского языка.
Проблемы с шавасаной.

С чем вышел на старт:
позвоночник и суставы в легкой форме проблем (сколиоз, коксартроз тазобедренных, некоторая "правостороннесть", и др.);
ЖКТ в неизвестной форме (работа жкт бывает частично представлена в сознании более-менее болезненными ощущениями, медицина прилагается неохотно и по итогу ничего не диагностирует, кроме намеков на гастрит);
проблемы с вниманием - его "много", иногда его "заносит", вероятно вследствие многолетней по возможности непрерывной рефлексии.

Что делаю:
Легкая разминка на суставы (потягивания, повороты, вращения, наклоны - 15-30 минут);
Шавасана, Пашимоттанасана, Врикшасана, Вирабхадрасана, Вирасана - 15-60 минут.
Кроме шавасаны и разминки остальное пробовал исключать, симптоматика вопроса не меняется.
Делаю как получится, по возможности спонтанно, некоторые без удержания во времени. На примере пашимоттанасаны наблюдал что если привести тело в определённое положение и расслабится, она начинает потихоньку "нырять" прерёд-вниз, только вот приводится в это ощущения без некоторых усилий не всегда получается, впрочем не особо и пытаюсь.
Гибкость нынче плохая, как у человека, работающего за компьютером и ходящего пешком.
До 20 лет позы, внешне похожие на асаны, в том числе перевернутые, кроме ногозакручиваний, принимал легко, только интереса на было, да и литературы по классике Патанджали не попадалось.

В чем проблема:
1.
На 3-5 день в шавасане появились "поползновения" при бодрствующем сознании - не рано ли?
2.
Первую неделю было, предположительно, "перерасслабление" - в шавасане или перед сном появлялись эффекты вроде страха, панических атак и прочих симптомов т.н. ВСД - исправилось со снятием намерения расслабиться максимально и добавлением физ. нагрузки. Если накатывало в шавасане помогало "встряхнуться" - положить руки за голову, слегка напрячь пресс и подрыгаться влево-вправо.
3.
Через 5 недель занятий (вчера, 6 окт'15) в шавасане при спонтанной(?) попытке больше отдаться этим "поползновениям", между лопаток при напряжении некой мышцы(?) стало очень грячо, возник в ощущениях резкий запах палёного (вроде горелой шерсти или нефтепродуктов), в целом сделалось "нехорошо", и при попытках вспомнить - тоже "нехорошо".

"Поползновения" выглядит так:
Сознание упорно не отключается, иногда с обычным засыпанием бывают проблемы.
Если полежать минут 0-5 расслабляясь, тело начинает пытаться устроиться поудобнее, потягиваться то там, то здесь, поворачивать голову, слегка изгибать позвоночник, двигать руками.
Похоже на цепную реакцию - где-то возникает напряжение, иногда подергивание, мышца там напрягается немного, что-то немного поворачивается, потом расслабляется, сгибается уже с другой стороны.
Иногда тело расслабляется и замирает.
Иногда тело немного напрягаются выпрямляя шейный и поясничный изгибы позвоночника и плотно его прижимая к полу, подержит, потом отпускает.
В целом, похоже, что тело пытается выровнять собственную опорно-двигательную схему вплоть до мелочей.
Ещё это напоминает физический процесс кипение воды: будто возникают точки конденсации пузырьков воздуха, это микронапряжения в теле, они раздуваются как пузырек воздуха, и потом пузырек всплывает а напряжение отпускает.
Ещё иногда при закрытых глазах, если на темноту условно наложить прямоугольную сетку, то эта сетка начинает как бы колыхаться теряя прямоугольность, что прямо соответствует движениям тела относительно позвоночника.
Впрочем, глаза можно и не закрывать - процесс от этого не прекращается.
Можно его даже запустить стоя на ногах.
Интересный момент - сам триггер процесса поползновений. Это некое "позволение спонтанного движения".
В принципе, процесс можно и не запускать, но тогда сохраняется некий минимальный волевой контроль над покоем, что само по себе есть небольшое психическое напряжение.
С другой стороны, с определённого этапа расслабленности старт процесса можно слегка "подтолкнуть". Причем спонтанно происходит это подталкивание или сознательно - вопрос для меня не ясный.

Кажется, что этот процесс "расслабления с поползновениями" как снежок может катиться вниз по склону горы превращаясь в снежный ком, а то и лавину. И сейчас, подозреваю, он идет слишком быстро. С другой стороны, релакс, как я понимаю, это ключевой момент практики, за этим я и пришел. Вот такое противоречие. Опыт первого раза "поползновений" был продолжительным и несколько утомляющим, после чего возникло желание ограничить продолжительность. Опыт последнего на данный момент, подталкивает к тому, чтобы сделать перерыв на пару деньков и ограничить "интенсивность", пока не ясно как именно.

Таким образом, мой вопрос к уважаемой аудитории - вопрос о таких точках зрения на практику, которые помогут мне сделать её более безопасной и устойчивой. Впрочем, принимаются любые точки зрения. По-моему это вопрос аксиоматики. Может кто встречался с подобным развитием событий, успешными и неуспешными решениями. Признаюсь, мне весьма интересен взгляд Виктора Сергеевича на описанный случай.

Здесь аксиоматика - набор граничных условий, жестких неподвижных привязок к реальности,
с которыми человек подходит к практике, и из которых автоматически следуют его намерения,
далее особенности действий и результатов. К слову, эти аксиомы индивидуальны, часто не осознанны, познаются через ответы на вопросы почему (причины внешних воздействий) и зачем (цели внутренних побуждений), и будучи осознаваемыми становятся основой мировоззрения.

Нахожусь преимущественно в Минске, Беларусь.

Спасибо.
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Йог Йорг »

Ratgor, перед Вами форум. На нем удобный поиск. Вводите "шавасана" и получаете ответы если не на все Ваши вопросы, то наверняка на многие. Шавасана на форуме обсуждается в течение многих лет, вдоль и поперек. Это самое очевидное решение.

Затем нужно понять принцип: когда Вы только начинаете работать с техниками глубокого расслабления, они поднимают целые слои психосоматических проблем (Ваши жалобы на ЖКТ с неспецифическими симптомами вполне могут быть психосоматозом), накопленных за годы "зажатой" жизни. Если они есть, они становятся доступны восприятию и могут проявляться как вегето-сосудистая или неврологическая симптоматика. Это ожидаемо. Симптоматика может быть самой разнообразной, это индивидуально.

Если глубокое расслабление действительно провоцирует у Вас панические атаки и другие неприятные ощущения, логично не бороться со своим организмом, а оставить шавасану до лучших времен и сосредоточиться на позах с умеренным расслаблением. Так Вы сможете постепенно и мягко войти в те состояния, которые в школе Бойко называют ЧВН, и которые, собственно, и являются терапевтическими.

Ждите других мнений. Они могут быть разными.
За это сообщение автора Йог Йорг поблагодарил:
Nik-On/Off
Рейтинг: 6.25%
 
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Oleg L »

Ratgor

Еще есть один ньюанс.
Некоторые пользователи форума, которые могут здесь давать советы, сами не практикуют в русле классической йоги.
Поэтому, если даже предыдущий совет того же Йорга вполне в духе школы Бойко, то по существу вы должны понимать ху из ху, и дальнейшие советы "фильтровать".

По существу вопроса, согласен с Йорг, на форуме кладезь информации. В помощь вам так же тематический раздел: http://realyoga.ru/phpBB2/viewforum.php?f=22" onclick="window.open(this.href);return false;
via negativa
Ratgor
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 7 окт 2015, 13:57
Откуда: Минск/Гомель
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Ratgor »

Спасибо за дельные советы! Применил, пригодились.
Форум всё ещё перечитываю. Впрочем, уже несколько лет.
Простите, я вначале некорректно-неявно обозначил вопрос, перефразирую.

Моя текущая проблема (но вопрос не в ней, это рядовой пример)
проявляется как в Шавасане, так и вне практики (меньше)
и заключается в контроле спонтанности, вернее его отсутствии
при подозрительно быстром нарастании эффекта.

[spoiler="вторая часть полотна"]

Извините, снова про себя.
Это все - не только чтобы выразиться,
но и чтобы перенаправить внутренний импульс и привлечь желающих обсудить
один широкий вопрос, непосредственно обозначенный в заглавии темы.

Спрашиваю опыта всех соучастников, так, в особенности, опытных в технике безопасности.

Знаю что не надо контролировать спонтанность.
По мне хорошо если "ого как оно само вывернулось, как ещё голова на месте и вернулось лучше чем было",
и плохо когда "так и сгореть недолго", "пошло в разнос", "как бы не съехать окончательно".

Говорят "волков бояться - в лес не ходить", но ведь и мы нынче живем не только в сказке.
Бывает так, что просто присутствие или внимание человека, обладающего стабильной картиной мира очень помогает.

Кто как её рисует, кроме "как получится" и "само выправится"? Особенно около старта.
А то ведь можно получить выраженную профессиональную деформацию, не совместимую с.

Вопрос для меня явный, но может выглядеть бессмысленным:
какие именно "аксиомы, правила ума, настроения, ожидания, намерения, плацебо, мировоззрение, парадигма, вера" и т.д.
используются для "безопасной" практики уважаемыми форумчанами?

Т.е. вопрос о создании начальных психических условий для осуществления практики и выхода в повседневность.
Конечно, "все меняется", но "нет более постоянного чем временное".
Как дело пойдет и куда придёт, по-моему, во многом здесь задается/проявляется.

Касательно моего примера - понимаю, что без детального разбора обстоятельств толком не посоветуешь,
этого и не спрашиваю. Похоже, что "все нормально, как у всех", "это только начало, будет веселее".
Если интересно для статистики/отчетности:

Сейчас двигаюсь по принципу "подождать, может отпустит и стабилизируется" (весьма распространенному).
Потом намерен проверять гипотезу "устранить лишние телодвижения" (тоже распр.).
Почему продолжаю спрашивать раз сам решил что делать?
Чтобы проработать второе "устранить лишние движения ума" (тоже).
А может и пригодится кому ещё.

Про лишние телодвижения - упростить или совсем убрать разминку.
Год или два назад, когда пришлось делать хоть что-то чтобы быть на плаву,
стал делать неспешную зарядку. Что мог и в голову приходило, постоянно варьируя упражнения и исполнение.
Так и тянется.
Недавно пробовал около минуты стоять в "столбе" (цигун), три дня в начале разминки.
Показалось, что подходит к началу динамической части.
В процессе выполнения никаких особенных ощущений не замечал, да и не пытался.
Кстати, выполнять что-либо совсем без ощущений не могу, всегда есть поток ощущений от области-объема внимания,
только когда значительная часть внимания уходит в рекурсию их становится меньше-тише.
С первого раза заметил что уменьшилась немного глубина расслабления в статической части и фоновая бодрость в течение дня.
Проверил ещё два дня - эффект сохранился, но стал менее выраженным. Прекратил.
На третий день после прекращения, начала нарастать амплитуда эффекта. Видно, так совпало.
Если предположение верно - тогда, похоже, это чуть не стало триггером "лавины". Или стало. Посмотрим.
Сейчас присмотрелся - у меня все движения в разминке с какими-то похожими на цигун элементами,
только без визуализации и воображения, ещё чего не хватало. Не ожидал не то что несовместимости - эффекта.
Так подумать - выходит, будто в одной из проекций всякое движение обмазано невидимым мне слоем Ци,
аж ходить становится скользко и выполнять любую физ нагрузку ; )

А зачем мне это было надо?
Динамическая часть - как "обычная зарядка" - чтобы повысить уровень активности и дееспособности.
Тем самым, похоже, ещё больше включится в ту активность, жизнь, от которой стоило бы (?) отключится.
Вот это и есть тот вид "зачем" и "почему", который начинает раскрывать "аксиоматику" с рациональной стороны.

Целеполагание, выраженное минимумом слов, передающих настрой.
Целеполагание не внутри практики, а вызывающее саму практику, а потом вызывающее возврат.
Может, с этой стороны вообще не рекомендуется подходить к зверю? Или я слона не заметил?

Я, конечно, тоже немало тут понаписал.
Увы, такова природа используемого языка мышления,
чтобы широко затронуть ассоциативные связи иногда приходится много говорить.
Хотелось бы не сводить все к обсуждению "основного вопроса марксистской философии", духовности или мистических дебрей.

[/spoiler]
С одной стороны - техника безопасности. Яма, Нияма. Недеяние.
С другой стороны - слова могут не работать. Особенно, пока не вытряхнется лишнее.
Я ведь не заклинания спрашиваю, а, скорее, настроения, метафоры, с разных сторон, надсистемное обобщение.

Вот, нашел на форуме пример одной из сторон-граней ответа:
Виктор писал(а): Перед Нидрой или Шавасаной можно сказать себе (поставить намерение): лучше бы расслабление прошло спокойно.
доцент Авас
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 12:10
Благодарил (а): 132 раза
Поблагодарили: 29 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение доцент Авас »

Ув. Ратгор!

Наверное, судя по серьёзности проблем, затронутых Вами, имеет смысл напрямую обратиться за консультацией к кому-нибудь из преподавателей через личную почту. Именуемую в просторечии личкой.
:-)
Иначе, мы рискуем простоять здесь, как эти три тополя, до весны.
Ув. Олег, рекомендовать начинающему заниматься асанами без нидры или шавасаны,
это, как правило, всё-равно, что учить новичка ходить на лыжах по 3 км без помощи лыжных палок.

Успехов.
Покой в движении, движение в покое.
P.S. После обеда, просьба - нас не беспокоить.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Березина »

доцент Авас писал(а):Ув. Олег, рекомендовать начинающему заниматься асанами без нидры или шавасаны,
это, как правило, всё-равно, что учить новичка ходить на лыжах по 3 км без помощи лыжных палок.
Начинающему йогу, конечно, лучше начинать учиться расслабляться с Шавасаны. Нидру можно пока и оставить. Посильные асаны также добавлять необходимо, как и физ. нагрузку, особенно с ПА.
А по поводу начинающего лыжника, позвольте, доцент, с вами не согласиться. Как раз малышей учат вначале ходить без лыжных палок и не 1 км, чтобы они научились правильно отталкиваться ногами. Это касается как классического, так и конькового хода [;]
А.В.
доцент Авас
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 12:10
Благодарил (а): 132 раза
Поблагодарили: 29 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение доцент Авас »

Березина писал(а): позвольте, доцент, с вами не согласиться.
Позволю. [;]
Покой в движении, движение в покое.
P.S. После обеда, просьба - нас не беспокоить.
Аватара пользователя
Йог Йорг
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 27 авг 2015, 17:01
Поблагодарили: 66 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Йог Йорг »

Березина писал(а):Начинающему йогу, конечно, лучше начинать учиться расслабляться с Шавасаны.

Алла, не холивара ради. Моя логика проста: у парня явно гиперреакция на глубокое расслабление. ПА в шавасане это не шуточки. Поэтому логично для начала (подчеркиваю: для начала) оставить, например, только стоячие позы, выполняемые, разумеется, в релаксационном ключе (все мышцы расслаблены, кроме работающих). Так организм будет постепенно адаптироваться к расслаблению, психосоматика будет постепенно "стравливаться", без резких "сбросов", которые, конечно, пугают и желания заниматься не прибавляют. Зачем жевать кактус и пересиливать себя? Где тут ахимса? Пойдет эффект от стоячих, можно вернуть шавасану и начать заниматься по полной программе.

Всё это мое частное мнение, разумеется.

PS Кроме того, нужно понимать, что шавасана - самая сложная и самая терапевтически эффективная поза. Поэтому и эффекты она дает неоднозначные.
Атеист, материалист, скептик. Занимаюсь по Патанджали. Мои мнения - результат моей практики и ИМХО.
доцент Авас
Сообщения: 780
Зарегистрирован: 16 дек 2009, 12:10
Благодарил (а): 132 раза
Поблагодарили: 29 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение доцент Авас »

Действительно, почему бы и нет?
Покой в движении, движение в покое.
P.S. После обеда, просьба - нас не беспокоить.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Начало практики и аксиоматика

Сообщение Березина »

Йог Йорг писал(а):PS Кроме того, нужно понимать, что шавасана - самая сложная и самая терапевтически эффективная поза. Поэтому и эффекты она дает неоднозначные.
Да, конечно. Пусть пробует все варианты-с Шавасаной, без...
А.В.
Ответить