А кто говорит "знаю"? ) Авидья и двойственность сансары здесь не помощники, это понятно. Но тексты писаны не зря и ум нам дан не случайно. Просто каждый выбирает то, что ему ближе и выстраивает свой опыт по своему.felixS писал(а): Никто этого "субъекта" не видел, его "существование" ничем не подвержено, никак не выводимо, следовательно единственным честным (сатья) ответом будет "не знаю", но до такой честности мало кто доходит.
В мимансе и веданте помимо известных праман есть еще пратибха - интуитивное прозрение, доступное и обычным людям. Поэтому ответ "не знаю" может оказаться не одинаково честным в разных системах взглядов...))
Если же взять познавательный аспект, то Атман - это как раз и есть способность знать - то, что тибетские буддисты любят называть "природа ума" и постижение которой считается у них важнейшей целью.
Субъектность этой способности придается ахамкарой. И понятно, что в обычном состоянии двойственности такой субъект познания существует только как концепт, понятие, а не феномен . Если чуть по другому - это сама способность иметь (осознавать) содержания сознания. У шиваитов это Чайтанья (по русски можно перевести как "сознаниевость")). Её невозможно схватить (зафиксировать, познать, объективировать) обычной праманой. Все время будешь схватывать что-то другое, потому что это и есть сама способность схватывания...
Как сказал Пелевин в последнем романе: "сознание есть безвыходная самоподдерживающаяся тюрьма, из которой нельзя выглянуть даже мысленно"... ))
Все верно, йогапратьякша - это вид восприятия, а не какое-то новое восприятие. Просто оно не искажено индриями и клишта-манасом. По современному: не искажено интерпретациями данных, поступающих с органов чувств, и диктуемыми заранее установленной картиной мира...)Т.е. восприятие в созерцании является таким же мерилом действительности, как и обычное, чувственное восприятие. Конечно - более тонкое, более точное.
Но ни точность ни тонкость не меняют качество восприятия настолько, чтобы вводить помимо самого восприятия ещё некое восприятие++, хотя бы в соответствии с "бритвой Оккама".