Итак если представить совокупность восприятия психики и внешнего мира как прямую, то на ней можно будет отметить три точки слева на право - А, B и С. Где А соответсвенно восприятие событий внешнего мира, B - восприятие сознанием своих собственных образов и С - подсознание которое в обычной жизни не воспринимается и не вмешивается в деятельность сознания. Задача йога заключается в том что бы "обесточить" точки А И B в плане поступления сенсорной информации. Т.е. человек пребывая в здравом уме и трезвой памяти отключет и убивает внешние и внутренние образы. С внешними образами он борется с помощью пратьяхары - закрывая глаза и помещая себя в тихое место, расслабля своё своё тело. Таким образом количество импульсов поступающих извне сокращается. Как говорил Мирче Элиаде:
В современных условиях усилить пратьяхару можно с помощью изоляционных ванн которые применялись Тимоти Лири для сенсорной депривации. Или с помощью методов самовнушения, так например известно что с помощью самовнушения можно вызвать анастезию и нечувствительность какой либо части тела."йогин пытается выйти за пределы секулярной сферы существования. Он постепенно становится независимым от космоса; внешние импульсы почти не беспокоят его (преодолев «противоположности», он равно нечувствителен к жару и холоду, свету и тьме и т.д.); сенсорная активность больше не увлекает его вовне, к объектам чувств; психоментальный поток, будучи сконцентрированным, «собранным», уже ничем не нарушается и не направляется случайным вниманием, автоматичностью или памятью. Этот «уход» из мира, отрешенность от него сопровождается погружением в себя, прогресс в которой прямо пропорционален прогрессу в умении отрешаться. Йогин возвращается к самому себе, вступает, так сказать, во владение собой, окружает себя все более прочными «барьерами», которые защищают его от вторжения извне — одним словом, он становится неуязвимым."
С внутренними образами или хаотическими обрывками сознания человек борется за счёт нарабатывания практики ЧВН, что позволяет ему со временем уметь сводить к нулю любую ментальную деятельность при этом не засыпая и не погружаясь в транс. Когда эти практики совмещаются и эффект от них становится устойчивым то возникает асапраджнята-самадхи - безобъектное сосредоточение. Или если опять же вспомнить Элиаде, единственное содержание такого состояния "бытие как таковое" не обусловленное чем бы то не было.
Однако, что и было показано в опытах с изоляционными ваннами, сенсорная депривация не может не привести к активизации подсознательного материала. Лишённое обычных стимулов сознание начинает заполнятся подсознательным. Т.е. при деактивации внешнего мира и внутренних образов на сцену выходит бессознательное. Единственная разница в таком случае между обычным человеком и йогином заключается в том что йогин не мешает подсознательному проявлять себя за счёт остановки сознательной деятельности. В то время как у обычного человека беспокойное сознание очутившееся в информационном вакууме будет смешиваться с начавшим себя проявлять подсознанием выдавая в результате искажённых уродцев.
Т.е. итогом подобной практики могут стать или переживания хрен знает чего - всевозможный биографический и пренатальный мусор или трансперсональные состояния в виде слияний с Абсолютом и т.п. Однако всё это побочные состояния и целью они являться не могут. Если бы мы хотели ощутить присутствие Бога, то можно было бы и грибов поесть или марок с ЛСД. Т.е. самадхи это не самоцель и не дверь в мир "сказки и детсва" а вполне себе рабочее состояние и роль его сугубо инструментальная, о чём в своей книге "Мысли буддиста" говорил Дандарон Б.Д.:
Единственное что не понятно так это то каким образом в этом состоянии йоги боролись с клешами. Если современный человек действительно перегрет и ему достаточно элементарных сбросов для гармонизации себя и нормального существования в социуме, то подозревать такие потребности у древних индусов живущих в патриархально-колхозном строе и ведущих полусонное существование крайне затруднительно. Стрессов у них не было и задачи по борьбе с рагой, двешей, асмитой и абхинивешей стояли исключительно кармические - нет клеш, нет перерождений. Но каким образом они это делали? Т.е. как технически это выглядело. Это было нечто типа диссоциативного просмотра воспоминаний о котором упоминал Виктор и который мог превратить йога в лишённого эмоций шизофреноподобного(в лучшем случае крайне флегматичного) чурбана. Или что?"Это значит, что для достижения интуиции телесная жизнь, с одной стороны, должна быть постепенно приглушена почти до полного угасания в отдельные моменты (экстаз — глубокое самадхи), так как через эти действия или моменты Алая-виджняна проявляет свою способность для подавления клеш, посредством тантрийских методов, преподанных Буддой."
У, если я не путаю, Радхакришнана есть упоминание того как йоги создавали виртуальные тела для того чтоб те вместо йога отрабатывали за него карму. Толком не понятно о чём здесь речь. Хотя отчасти это созвучно опыту Станислова Грофа описанному им в книге "Космическая игра" в главе "Кармический треугольник". Он описывал там как сложная ситуация между ним, его подругой и братом этой подруги была в символической форме пережита во время сессии с употребление ЛСД. Результатом этого стало нечто вроде ряда сильных синхроний и гармонизации ситуации в реальной жизни. Кармический узел развязанный на уровне эмоций и подсознательного театра совпал с событиями и изменениями непосредственной жизни. Вероятно и йоги могли находясь в соотвествующем состоянии моделировать или просто переживать те образы которые им подкидывало подсознание с аналогичным результатом, воспринимая это как сжигание семян кармы и переработку этой самой кармы накопленной в прошлых воплощениях(которые они как и буддисты умели "вспоминать")
Вобщем интересно с точки зрения современной психо-логии/-терапии/-аналитики и т.д., как и какая работа могла проводится тогдашними йогинами в борьбе с клешами с учётом того необычного состояния в котором они могли пребывать?