Шавасана от и до
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Одно из объяснений происходящего - ощущение накопленных нервной системой (психосоматикой) перегрузок. Система "удивлена" тому что возникли условия, при которых они могут сбрасываться, нащупывает пути этого сброса и сознание чувствует это так, как Вы описываете. В общем реакция невротическая. Старайтесь НЕ пугаться этих проявлений и не реагировать на них эмоционально, я думаю что через какое-то время это сгладится.
Всех благ!
Всех благ!
- Илья
- Сообщения: 132
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 17:29
- Откуда: Санкт-Петербург
- Поблагодарили: 4 раза
Ум пугается пустоты, состояния, когда невозможно зацепиться ни за что привычное. Обычно возникает в медитации или шавасане при затрагивании сознанием (осознанием) внутренних напряжений правой стороны груди, где-то сзади напротив соска; по мере практики расслабления проходит. Решение - освоение отстраненного наблюдения за состоянием.
У меня такое есть объяснение, хотя оно может и не к месту, не в данном случае, но всё же, почему-то вспомнил именно это.
У всех нас есть базовое состояние эдакой легкой тревожности (чтоб не сильно забывались, ибо телу - жить надо!). Им, этим состоянием заведует вегетативная нервная система, то есть та, которая вообще отвечает за целостность структуры, та, которая с древними отделами мозга связана, то есть та, которая меньше всего понимаема и управляема. Она же отвечает за давление, пульс, серцебиения, пот, слезы...
Так вот легкий фон тревоги - это главное и единственное её свойство. А в проекции на центральную нервную систему эта самая тревога "превращается" в страх (причем, любой, первый попавшийся). Что-то делая сознательно с этими страхами, мы тем самым бессознательно снижаем тревожность и нормализуем вегетатику.
И Виктор в данном случае тоже прав, говоря о том, что с этой тревогой ничего делать не надо (при условии, что вы худо-бедно здоровы, во всяком случае мед. диагнозов не имеете). Видимо, как раз процессы нормализации и идут. И это говорит о достаточно высоком качестве вашей практики.
Если же у вас есть диагнозы, особенно всякие типа "дистонии", то ... сами понимаете.
Однако, все есть моя точка зрения, на которую можно/нужно наплевать. К тому же я не есть врач
У всех нас есть базовое состояние эдакой легкой тревожности (чтоб не сильно забывались, ибо телу - жить надо!). Им, этим состоянием заведует вегетативная нервная система, то есть та, которая вообще отвечает за целостность структуры, та, которая с древними отделами мозга связана, то есть та, которая меньше всего понимаема и управляема. Она же отвечает за давление, пульс, серцебиения, пот, слезы...
Так вот легкий фон тревоги - это главное и единственное её свойство. А в проекции на центральную нервную систему эта самая тревога "превращается" в страх (причем, любой, первый попавшийся). Что-то делая сознательно с этими страхами, мы тем самым бессознательно снижаем тревожность и нормализуем вегетатику.
И Виктор в данном случае тоже прав, говоря о том, что с этой тревогой ничего делать не надо (при условии, что вы худо-бедно здоровы, во всяком случае мед. диагнозов не имеете). Видимо, как раз процессы нормализации и идут. И это говорит о достаточно высоком качестве вашей практики.
Если же у вас есть диагнозы, особенно всякие типа "дистонии", то ... сами понимаете.
Однако, все есть моя точка зрения, на которую можно/нужно наплевать. К тому же я не есть врач
-
- Сообщения: 286
- Зарегистрирован: 18 мар 2002, 10:35
- Откуда: Хоббитшир
- Поблагодарили: 64 раза
- Контактная информация:
Убрать лордоз – это значит поднять поясницу с пола и затем медленно опускать ее так, чтобы каждый позвонок соприкасался с полом, как бы укладывая поясницу по все длине на пол и убирая/уменьшая естественный прогиб
Вы вероятно не просто так спрашиваете, а по причинам, связанных с выполнением шавасаны?
Мне помогло научиться делать ш-у/йогу-нидру следующее:
- нужно эксперементировать с положением рук и ног. В первое время, у меня например, получалось только в положении с руками, отведенными на 90 градусов от тела
- сознание хорошо тает/отключается в положении с ногами поднятыми на 70 –90 и оперевшись о шкаф/стенку – нужно принять меры чтобы ноги не соскальзывали. В таком положении вообще наступает отличное расслабление – вероятно, схожее с эффектом качественно сделанных перевернутых поз.
- выполнять после рабочего дня, сначала немного перекусив
- поставить у ног обогреватель
- на лицо – кусок мягкой теплой ткани
- во время длинной нидры во время вступительной части постоянно расслабляться, а не только тогда, когда предлагает “вергилий”
Вы вероятно не просто так спрашиваете, а по причинам, связанных с выполнением шавасаны?
Мне помогло научиться делать ш-у/йогу-нидру следующее:
- нужно эксперементировать с положением рук и ног. В первое время, у меня например, получалось только в положении с руками, отведенными на 90 градусов от тела
- сознание хорошо тает/отключается в положении с ногами поднятыми на 70 –90 и оперевшись о шкаф/стенку – нужно принять меры чтобы ноги не соскальзывали. В таком положении вообще наступает отличное расслабление – вероятно, схожее с эффектом качественно сделанных перевернутых поз.
- выполнять после рабочего дня, сначала немного перекусив
- поставить у ног обогреватель
- на лицо – кусок мягкой теплой ткани
- во время длинной нидры во время вступительной части постоянно расслабляться, а не только тогда, когда предлагает “вергилий”
-
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
- Откуда: Торонто
- Поблагодарили: 1 раз
Шавасана не идет
Почему-то шавасана идет у меня совсем плохо - не знаю почему. Т.е. торопиться мне, ясное дело, некуда, но все равно хочется знать - это только у меня такие проблемы, или у всех? У меня вообще с тактильным воображением и образными представлениями всегда были трудности. Занимаюсь йогой регулярно примерно год - не очень большой срок, как видите. И врде она у меня стала получше получаться - иногда чувствую некоторую тяжесть в конечностях - совсем чуть-чуть. И все. После практики, правда, ошушаю некоторую свежесть и бодрость. Короче, подскажите, может, я чего не то делаю, или как? :)
Re: Шавасана не идет
Всякое бывает. У меня в первый год занятий йогой Шавасана не получалась никак и ни при каких обстоятельствах, я ее просто "отдежуривала". Потом стала иногда засыпать, и это - для меня - был большой прогресс. И потом еще несколько лет (!) относилась к Шавасане, как к стихийному явлению: если случится, то только само, а предсказать невозможно. Потом научилась-таки ее выполнять "по своей воле". Но все это - следствие довольно тяжелого невроза, с которым я приползла в йогу. Вряд ли Вам грозит такое растянутое вступление. Все получится!Algem писал(а):Почему-то шавасана идет у меня совсем плохо...
...это только у меня такие проблемы, или у всех?
У меня вообще с тактильным воображением и образными представлениями всегда были трудности.
У меня и сейчас с этим трудности. Ничего не значит, это не помеха. Кстати, уж если в Нидре визуализация все-таки происходит (для меня это большая редкость), то попытки что-то себе "вообразить", ИМХО, не имеют к этому никакого отношения: картинка появляется сама собой, яркая, отчетливая, детальная, подвижная. Я ее не "воображаю". Да я и не сумею вообразить такие подробности. Примерно то же с ощущениями: не знаю, как другие, а я в принципе не могу по команде "почувствовать тяжесть", но в Шавасане эта тяжесть появляется сама собой. И чем меньше пристаешь к организму с требованием чего-то "почувствовать", тем легче почувствуешь то, что он сам пытается довести до твоего внимания. В Шавасане мы осознаем тело, а не пытаемся его вообразить - ИМХО.У меня вообще с тактильным воображением и образными представлениями всегда были трудности.
Ну так и отлично :D ! Все получится!После практики, правда, ошушаю некоторую свежесть и бодрость.
С уважением
-
- Сообщения: 134
- Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
- Откуда: Торонто
- Поблагодарили: 1 раз
А мне помогает формула из ци-гуна : "собрать и рассыпать". Я ее так принимаю - собираю сознание, скажем, на большом пальце левой ноги, собираю больше, чем нужно, чтобы точно быть уверенным, что внимание именно там где надо, и потом его "рассыпаю". Говорю про себя - "собрать... и рассыпать ... рассыпать ... рассыпать ..." представляя себе это удобным образом и повторяю, если необходимо, несколько раз все на том же пальце, до тех пор пока не окажусь в просоночном состоянии. Тогда "собираю" сознание, скажем, на стопе и так "собираю и рассыпаю" последовательно все части тела.
Re: Шавасана не идет
Шавасаной занимаюсь больше 10 лет и как ни чего не получалось так и не получается, пока. Но после нее самочувствие всегда лучше.Algem писал(а):После практики, правда, ошушаю некоторую свежесть и бодрость. Короче, подскажите, может, я чего не то делаю, или как? :)
Здравствуйте, Algem! Вы пишете "После практики, правда, ощущаю некоторую свежесть и бодрость." А почему решили, что асана не идет? Какой у Вас критерий?
У меня такие проблемы были.
В шавасане с хорошей релаксацией начинало болеть где-то в районе печени сзади. Или это ребра были? Потом прошло, я так и не понял что.
Болел копчик. Пришлось коврик по мягче сделать. Потом тоже прошло.
Потом стала поясница побаливать именно в шавасане. Пришлось заменить ее адвасаной (лежишь на животе, руки вытянуты вперед насколько не мешают). И под ступнями подкладочка, чтобы колени не капризничали.
А на релаксацию не жалуюсь.
У меня такие проблемы были.
В шавасане с хорошей релаксацией начинало болеть где-то в районе печени сзади. Или это ребра были? Потом прошло, я так и не понял что.
Болел копчик. Пришлось коврик по мягче сделать. Потом тоже прошло.
Потом стала поясница побаливать именно в шавасане. Пришлось заменить ее адвасаной (лежишь на животе, руки вытянуты вперед насколько не мешают). И под ступнями подкладочка, чтобы колени не капризничали.
А на релаксацию не жалуюсь.
-
- Сообщения: 326
- Зарегистрирован: 5 апр 2002, 04:42
- Откуда: отсюда
- Благодарил (а): 4 раза
Михаил8 писал(а):...Потом стала поясница побаливать именно в шавасане. Пришлось заменить ее адвасаной (лежишь на животе, руки вытянуты вперед насколько не мешают). И под ступнями подкладочка, чтобы колени не капризничали. ...
А как голову держите? Направо налево поворачиваете? Или подбородком на пол ложете? Вроде неудобно так...??
Да, конечно, и в прочих асанах, ведь, насколько я понимаю, это один из способов их делать по ВСБ : "въезжаем"Еле писал(а):Интересная формула. А в прочих асанах Вы ее применять не пробовали? Или это будет ересь?Рома писал(а):А мне помогает формула из ци-гуна : "собрать и рассыпать".
в ощущения, а потом ждем их ухода за порог чувствительности - "рассыпаем".
Смысл один, но так важно найти удачные слова.
Мне просто нравится : "и собрать и рассыпать" - ассоциируется с каким-то классным неделанием, вроде:
собрать охапку сухих листьев, бросить их в воду и смотреть, как они... ой, извините за лирическое отступление от
основной тематики форума :D
2 Клон: тут дело такое: до недавнего времени я регулярно занималась в группе и ориентировалась на то время выдержки, которое задавал инструктор. Причем, если случались достаточно долгие перерывы, когда я занималась только самостоятельно, то по возвращении в группу мне не хватало «общественного» времени, я не успевала въехать в асану. Что не казалось удивительным: в группе всегда много новичков, инструктор должен это учитывать. Сейчас я занимаюсь самостоятельно, ориентируясь на методику ВСБ. Т.е. выхожу из асаны, как только появляется новое ощущение или усиливается «старое». В результате время выдержки заметно сократилось. Но результат меня очень устраивает: практика идет более мягко, плавно, меньше отвлечений. Нет сражений с «бешеной обезьяной ума»: ей становится интересно наблюдать за телом. Легче получается та же Шавасана. Так что строго фиксированное время в асане – это не мой вариант, по крайней мере сейчас. А с Шавасаной – да, есть грех: если времени на практику мало, да еще боюсь в Шавасане задремать – ставлю для страховки деликатный будильник. Опыт показывает, что очнусь за пару секунд до сигнала, так что шока не будет.
2 Рома: Ага, вот что Вы имели ввиду. Да, важно найти удачные слова, только трудно сделать их понятными другому человеку :) . Мне показалось: собрать внимание на каком-то участке тела, а потом рассредоточить, например, по всему телу. Вчера попробовала: ничего интересного. То есть забавно, но состояние сознания не изменяется, остается «дневным». Но если «собрать» - активное действие, а «рассыпать» - пассивное наблюдение, тогда я делала совсем не то. И пример с листьями мне очень понравился. И на ВСБ, действительно, похоже. Попробую снова, хотя похоже, что это Ваш индивидуальный способ. Спасибо!
комментарии
Рома
Вт Янв 20, 2004 9:25 pm
И Вам спасибо!
Хорошо, что Вы попробовали, как человек с йогическим опытом по-боле, чем мой.
А я попробовал так, как попробовали сначала Вы.
Действительно забавно :)
Может быть, Вы несколько перегибаете с «силой воли»? Совсем не опираться на прошлые ощущения невозможно, если Вы никогда не видели тигра даже на картинке – вряд ли Вам удастся его визуализировать хоть силой, хоть спонтанно. Хотя проблема мне очень знакома. Каждый раз в Нидре: «Да не упирайся ты, не видишь этот лотос – и не надо, пусть будет нечто туманно-контурное, и вообще – проехали!..»не хватает силы воли не воображать (ОЩУЩАТЬ) какой либо результат или что то из прошлых ощущений
2 Рома: Ага, вот что Вы имели ввиду. Да, важно найти удачные слова, только трудно сделать их понятными другому человеку :) . Мне показалось: собрать внимание на каком-то участке тела, а потом рассредоточить, например, по всему телу. Вчера попробовала: ничего интересного. То есть забавно, но состояние сознания не изменяется, остается «дневным». Но если «собрать» - активное действие, а «рассыпать» - пассивное наблюдение, тогда я делала совсем не то. И пример с листьями мне очень понравился. И на ВСБ, действительно, похоже. Попробую снова, хотя похоже, что это Ваш индивидуальный способ. Спасибо!
комментарии
Рома
Вт Янв 20, 2004 9:25 pm
И Вам спасибо!
Хорошо, что Вы попробовали, как человек с йогическим опытом по-боле, чем мой.
А я попробовал так, как попробовали сначала Вы.
Действительно забавно :)
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Для Еле: вот потому-то у меня в группе каждый занимается самостоятельно, порой человек может и полчаса вообще глаз не открывать - если релаксация пошла и у него нет вопросов - пока - либо я его не поправляю... Процесс релаксации сознания (начальные фазы торможения активности ума) НЕ совместим с обычным тонусом сознания, который удерживается автоматом все время, пока Ваше внимание так или иначе нпаравлено вовне - на инструктора, его объяснения. других занимающихся, четкие ощущения в теле, собственную ментальную активностть и т.д.
Поэтому когда в группе все делают асаны синхронно, по единому времени - это озадачивает... Ну, допустимо еще работать так - с группами начинающих: все делают асаны за мной, но время выдержки я беру до трех минут, т.е. - максимальное, с требованием ко всем: как только в асане начинается потеря комфорта - выйти и упасть в Шавасану до тех пор, пока все не начнут выполнять новую. Это еще допустимо. Но чтобы "общественное время выдержки" ломало Ваш собственный, единственно пригодный для Вас темп практики - бред! И НЕ йога - извините, может я слишком резок.
По Шавасане: собственно что там происходит? А вот что: Вы вышли из асаны и улеглись на пол. Если все сделано грамотно, то особых ФИЗИЧЕСКИХ после-ощущений в теле нет и дыхание НЕ тяжелое. Но что есть? Есть общее ощущение, что тело делало ЧТО_ТО. Вы с выдохом расслабили полностью лицо-глаза-живот плюс "все остальное" и просто наблюдаете за тем, как в теле исчезает, уходит в ноль "впечатление", ощущение, след - как хотите - от предыдущей асаны. Оно стирается, из сферы восприятия исчезает также и дыхание и наступает полная физическая тишина и покой - Вы уже, собственно, и не помните что делали до того... И как только это наступает (и если нет проблем с навязчивыми мыслями) сознание начинает меняться - Вы начинаете "уплывать", "отъезжать" - тоже как угодно можно назвать это. Это так, словно Вы сейчас заснете - полная легкость и невесомость. И вот тут-то нужно не спеша вставать и продолжать практику, НЕ уходя в дремоту и НЕ приближаясь особо ко сну.
Примерно так.
Всех благ!
Поэтому когда в группе все делают асаны синхронно, по единому времени - это озадачивает... Ну, допустимо еще работать так - с группами начинающих: все делают асаны за мной, но время выдержки я беру до трех минут, т.е. - максимальное, с требованием ко всем: как только в асане начинается потеря комфорта - выйти и упасть в Шавасану до тех пор, пока все не начнут выполнять новую. Это еще допустимо. Но чтобы "общественное время выдержки" ломало Ваш собственный, единственно пригодный для Вас темп практики - бред! И НЕ йога - извините, может я слишком резок.
По Шавасане: собственно что там происходит? А вот что: Вы вышли из асаны и улеглись на пол. Если все сделано грамотно, то особых ФИЗИЧЕСКИХ после-ощущений в теле нет и дыхание НЕ тяжелое. Но что есть? Есть общее ощущение, что тело делало ЧТО_ТО. Вы с выдохом расслабили полностью лицо-глаза-живот плюс "все остальное" и просто наблюдаете за тем, как в теле исчезает, уходит в ноль "впечатление", ощущение, след - как хотите - от предыдущей асаны. Оно стирается, из сферы восприятия исчезает также и дыхание и наступает полная физическая тишина и покой - Вы уже, собственно, и не помните что делали до того... И как только это наступает (и если нет проблем с навязчивыми мыслями) сознание начинает меняться - Вы начинаете "уплывать", "отъезжать" - тоже как угодно можно назвать это. Это так, словно Вы сейчас заснете - полная легкость и невесомость. И вот тут-то нужно не спеша вставать и продолжать практику, НЕ уходя в дремоту и НЕ приближаясь особо ко сну.
Примерно так.
Всех благ!