Вопрос по упанишадам ''''

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
BlackJack
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 9 дек 2003, 12:03
Откуда: Санкт-Петербург

Вопрос по упанишадам ''''

Сообщение BlackJack »

Вычитал в упанишадах следующее:

ВАДЖРАСУЧИКА УПАНИШАДА
Кто пребывает в мыслях, не затронутых самосознанием, тот поистине брахман.

МАХАНАРАЯНА УПАНИШАДА
[Да избавлюсь я] от скрытых [во мне] состояний – от самосознания!

Что-то я не понял, чем им самосознание не угодило? И почему самосознание - это скрытые состояния? Или это перевод такой?

PS. Надо отдельный форум по общетеоретическим вопросам :D
А этот оставить под практику и конкретные вопросы и не засорять идеологическими спорами и философствованиями. :mrgreen:
It works. It really works.
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Ну, я, конечно, не пандит, чтобы комментировать упанишады, но подозреваю, что словом "самосознание" здесь было переведено понятие ахамкары - т.е. принципа индивидуальности, осознания себя как отдельной личности. Которое, соответственно, скрывает от дживы ее тождественность с Брахманом и является первопричиной разворачивания материальной природы и связанности духа.
Почему ахамкара - скрытое состояние - также легко предположить, вспомнив индийскую теорию кош (оболочек)...
ИМХО
Wolfshund
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 18 дек 2007, 08:14
Поблагодарили: 1 раз

Верно ли, что принцип Упанишад - Атман есть Брахман?

Сообщение Wolfshund »

Уважаемые участники, здравствуйте.
Понимаю что на форуме в основном обсуждаются вопросы практики, и модераторы не любят пустых тем или теоретических умозаключений, но всё же думаю, что многие из вас на собственном многолетнем опыте "проверяют" (или воплощают) принципы великой культуры.
Мой вопрос - лишь в том. правильно ли я понял основной принцип Упанишад - "Атман есть Брахман".
Перекладывая на язык "запада" трансцендентальность тождественна трансцендентности. Мир - не подразумевает основной дуальности, которая свойственна манасу Я - мир. ("высшее я" - "абсолют мира"), извините, просто пытаюсь чётче сформулировать свои соображения (я новичок в этом).
Перекладывая на обыденный язык - "Я - есть Бог"????
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Да, между атманом (индивидуальной душой) и Брахманом (душой вселенской) поставлен знак тождества.
Винни-Пух и все-все-все
Сообщения: 1524
Зарегистрирован: 5 дек 2009, 14:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 186 раз

Сообщение Винни-Пух и все-все-все »

«Кто он – тот, кого мы почитаем как Атмана? Кто из них Атман?» - Тот, благодаря которому видят, благодаря которому слышат, благодаря которому обоняют запахи, благодаря которому произносят речь, благодаря которому распознают сладкое и несладкое.
Тот, что является сердцем и разумом, сознание, разумение, распознавание, познание, мудрость, проницательность, стойкость, мышление, рассуждение, стремление, память, представление, намерение, жизнь, любовь, господство – все это имена, данные познанию.
…и эти маленькие разнообразные существа от того или иного семени – рожденные из яйца, и рожденные из чрева, и рожденные из пота, и рожденные из ростка; и лошади, коровы, люди, слоны; и все, что дышит, и движущееся по земле, и летающее, и неподвижное. Все это ведомо познанием, утверждено в познании. Мир ведом познанием, утвержден в познании. Познание – Брахман.

Кем движимый и побуждаемый летит разум? Кем вызванное к жизни возникает первое дыхание? Кем движима эта речь, которую произносят? Какой бог воззвал к жизни глаз и ухо?
Оставив то, что является ухом уха, разумом разума, речью речи, дыханием дыхания, глазом глаза, уйдя из этого мира, мудрые становятся бессмертными.
…Что невыразимо речью, чем выражается речь – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
Что не видно глазом, чем видны глаза – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
Что не слышно ухом, чем слышно это ухо – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.
Что не дышит дыханием, чем дышится дыхание – знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом мире люди.


«Я не считаю, что хорошо знаю, и не знаю, что не знаю его [Брахмана]».
Кем Брахман не понят, тем понят, кем понят, тот не знает его.
Он понят, когда познан благодаря пробуждению, ибо тем самым человек достигает бессмертия. Благодаря самому себе человек достигает силы, благодаря знанию – бессмертия.

Должное и изучение с обучением.
Правдивость и изучение с обучением.
Подвижничество и изучение с обучением.
Самообуздание и изучение с обучением.
Спокойствие и изучение с обучением.
Уход за жертвенными огнями и изучение с обучением.
Прием гостей и изучение с обучением.
Человечность и изучение с обучением.
Рождение детей и изучение с обучением.

Следует давать с верой, не следует давать без веры. Следует давать с радостью. Следует давать со скромностью. Следует давать со страхом. Следует давать с пониманием.
И если у тебя есть сомнение в деле или сомнение в поведении, то поступай в тех обстоятельствах так, как поступают в тех обстоятельствах брахманы способные к здравому рассуждению, искусные, несвязанные, мягкие, любящие добродетель.


Поистине, вначале это было не-сущим;
Из него, поистине, возникло сущее;
Оно сделало себя самого,
Поэтому оно зовется хорошо сделанным.
Поистине, что хорошо сделано, то, поистине,- сущность, ибо, лишь постигнув сущность, бывает человек блаженным. Ибо кто мог бы дышать, кто вдыхать, если бы в этом пространстве не было блаженства. Ибо оно и доставляет блаженство. Ибо когда человек находит бесстрашие и опору в этом невидимом, бестелесном, необъяснимом, неоснованном, то он достигает бесстрашия.
Упанишады
Винни-Пух и все-все-все
Сообщения: 1524
Зарегистрирован: 5 дек 2009, 14:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 186 раз

Сообщение Винни-Пух и все-все-все »

Когда этот плотский, находящийся в теле Атман распадается, освобождается от плоти, что же остается здесь? Поистине, это – То. Ни выдохом, ни вдохом не живет никакой смертный, но живут они – тем, на чем основаны оба эти дыхания.

Как единый огонь, проникнув в мир, уподобляется каждому образу, оставаясь вне их, так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, оставаясь вне их. Как солнце, глаз всего мира, не оскверняется внешними пороками, зримыми для глаз, так же и единый Атман во всех существах не оскверняется мирским злом, оставаясь вне его.

Зная по отдельности природу чувств, их восход и заход: зная по отдельности их возникновение, мудрый не печалится.

Когда пять источников знаний успокаиваются вместе разумом и не действует способность постижения,- это зовут высшим путем. Твердое владение чувствами – это считают йогой.

Сделай там свой источник, и прежние дела не поразят тебя. Подняв три части, держа ровно тело, заключив в сердце чувства и разум, пусть переправится мудрый на ладье Брахмана через все потоки, несущие страх.
Сдерживая здесь дыхание, пусть владеющий своими движениями дышит слабым дыханием через ноздри.
Пусть мудрый, не отвлекаясь, правит разумом, словно повозкой, запряженной дурными конями.
На ровном, чистом месте, свободном от камешков, огня, песка, своими звуками, водой и прочим благоприятствующим размышлению, не оскорбляющим взора; в скрытом, защищенном от ветра убежище пусть он предается упражнениям.

Когда сущностью своего Атмана он, словно наделенный светильником, видит сущность Брахмана, то, познав нерожденного, постоянного, свободного от всех сущностей Бога, он избавляется от всех уз.
Поистине, это Бог, пребывающий во всех странах света, он рожден вначале и он – внутри лона.
Он рожден, он и будет рожден, он стоит перед людьми, обращенный во все стороны.
Упанишады
Ответить