Шавасана (для Визуалов, Аудиалов, Кинестетиков)

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
prince55aNuri
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 2 мар 2017, 17:39

Шавасана (для Визуалов, Аудиалов, Кинестетиков)

Сообщение prince55aNuri »

Добрый день, Всем

Хотел предложить следующую тему для обсуждения:

Способ «вхождения» в шавасану (нидру) для различных репрезентативных типов личности (визуалов, книестетиков и аудиалов).

Тема для возможного обсуждения возникла после прочтения книги «Монстры и волшебные палочки» Стивена Хеллера и Терри Ли Стила. (Это практические психотерапевты, которые использовали гипноз для решения психологических проблем. Ниже будут цитаты из книги, так как их понимание гипноза, на мой взгляд, схоже с тем состоянием, в которое погружаешься во время глубокого расслабления (шавасаны)).


Так вот, по мере своей работы они заметили, что погружение человека наилучшим образом происходит в случае, опоры на ведущую репрезентативную систему человека. Аудиалу подбирается последовательность для сосредоточения из звуков, визуалу — образов, кинестетику - ощущений.

Также, из своего опыта я заметил, что когда я выполняю нидру или шавасану самостоятельно (без аудио записи) я отключаюсь намного легче, а голос начинает отвлекать от расслабления (я отношу себя к выраженным кинестетикам).
Или пример засыпания перед телевизором (моя мама выраженный визуал:))).

Соответственно, как Вы считаете?
Имеет ли смысл во время Шавасаны, визуалу, дополнительно к происходящему Сосредоточению на расслаблении, представлять Образы Частей Тела, а Аудиалу Вслушиваться в Голос?
Не встречались ли у Вас в практике люди, которые так и не смогли погрузиться в состояние глубокого расслабления и сброса?


Можно еще написать вопросы по теме, но я надеюсь, общее направление моего рассуждения и возможного обсуждения ясны.

Заранее, спасибо
С уважением, Павел


Цитаты из книги:

Что такое гипноз, с точки зрения данных авторов:

«Чтобы проиллюстрировать использование слова «гипноз» как общего термина, включающего множество состояний, рассмотрим состояние, обычно называемое «сном». Мы знаем, что существует легкий сон, глубокий сон, rem–coн, беспокойный сон и т.д. Однако все эти понятия содержатся в категории «сон». Специалисты до сих пор спорят о том, что вызывает сон и почему сон у людей принимает разные формы. Попробуйте представить отрезок прямой линии, на одном конце которого сознательное бодрствование, а на другом сон. Мы можем увидеть и уловить множество состояний между двумя противоположными точками. Мы можем считать гипноз участком между этими полюсами, когда индивидуальное осознание внешних обстоятельств ослабляется, а осознание внутренних процессов, чувств, мыслей и представлений усиливается.»


Случаи из практики:

СЛУЧАЙ 5: СИСТЕМЫ‑ДЕПРЕССИЯ

Однажды ко мне пришла женщина в состоянии, которое я могу лучше всего описать как «раздавленное». Она рухнула на стул и одной кинестетической фразой за другой начала описывать состояние своей жизни и бытия. Используя кинестетические фразы, я попросил ее вызвать в себе все эти чувства и задержаться на них. Я велел ей закрыть глаза, чтобы лучше сконцентрироваться, особенно на физических ощущениях. Эта часть процедуры должна была перевести ее внимание с эмоционального состояния на физическое. Следующим шагом было побудить ее мозг нарисовать ясную картину того, на что похожи все эти ее чувства. Я сказал: «Эта картина может быть цветовой гаммой или какой‑то ситуацией; она может выглядеть разумной или не иметь никакого смысла». За несколько минут ее дыхание стало глубоким и общее состояние значительно улучшилось. Еще через несколько минут она рассмеялась и сказала: «Я вижу картину, но она не имеет никакого смысла. В самом деле, она выглядит нелепо». Я сказал: «Теперь у вас есть несколько вариантов, как отнестись к этой картине (заключительное внушение, что есть возможность достижения нового решения); вы можете вспомнить шум ветра и увидеть картину, уносящуюся все дальше и дальше, пока не увидите ясное небо. В этом чистом небе светит яркое солнце и скоро вы почувствуете тепло и уют». (Это последнее утверждение предлагало ей вернуться к кинестетической системе, но уже в «приятном» варианте, что привело бы к основательной реконструкции ее кинестетического опыта). В другом варианте вы можете задать какому‑либо объекту или человеку в вашей картине. Если вы это сделаете, прислушайтесь сначала к звуку этого голоса, а затем к словам, пока они не будут звучать ясно. Женщина выбрала второй способ и где‑то через пять минут, вздохнув, открыла глаза. Она сказала, что теперь знает, что ее беспокоило. Я попросил снова закрыть глаза, что она и сделала. Затем я сказал: «Я хотел бы, чтобы ваше творческое подсознание нарисовало новую картину: Эта картина должна представлять какой‑то момент вашего прошлого, когда вы попали в сходную ситуацию, но вам удалось найти решение. Затем я хочу, чтобы вы попробовали применить это решение в теперешней ситуации, пока она не выправится. Затем подождите, пока не увидите то, от чего вы почувствуете себя лучше, сильной и уверенной». Примерно через десять минут она открыла глаза, улыбнулась и сказала: «Я не знаю, что произошло, но чувствую себя прекрасно». Затем я предложил ей попробовать заменить любые неприятные чувства картинами, как она только что проделала в моем кабинете. Спустя два дня позвонил ее муж. Он рассказал мне, что его жена чувствует себя спокойной и счастливой, какой не была уже много месяцев, и что она «даже помолодела». Описанная процедура не была лекарством, но гигантским шагом вперед в направлении нового выбора.


ПРИМЕР 2

27‑летняя женщина сказала, что она побывала у нескольких гипнотизеров, но они не смогли загипнотизировать ее. Я спросил ее, что по ее мнению мешало ей погрузиться в гипноз. Она объяснила, что все они просили ее расслабиться, но она все время была напряжена (что было видно по ее позе и по тому, как она постоянно стискивала зубы). Она сказала, что чем больше она пыталась расслабиться, тем больше напрягалась и расстраивалась. Когда она закончила объяснения, я улыбнулся, покачал головой и сказал: «Ну, если бы вы знали как расслабиться, вы, возможно, и не пошли бы к гипнотизеру». Она рассмеялась и ответила: «Вы правы! Я не думала об этом с такой точки зрения». Затем я попросил ее закрыть глаза, сконцентрироваться на своем напряжении и полностью ощутить его. Через короткое время я велел ей реально почувствовать напряжение в руках и плечах и на минуту забыть о других областях и кивнуть, как только она сделает это. Через несколько секунд она кивнула и я сказал: «А теперь я хотел, чтобы вы позволили творческой части вашей личности показать вам ясную картину того, на что похожи ваши напряженные мускулы. Я знаю, что звучит странно, но эта часть может вскоре удивить вас». Когда через минуту она кивнула, я попросил ее, не открывая глаз, описать то, что она видела. (К этому моменту она заметно меньше стискивала челюсти, ее дыхание стало медленным и глубоким). Она стала говорить, что напряженные мускулы выглядят «как розово‑красная толстая веревка с большими узлами через каждые несколько дюймов». Я сказал, что все, что она сделала – это очень здорово, а затем попросил позволить той ее части, которая помнит ощущение расслабления, дать ей ясную картину того, на что похожи «эти» расслабленные мускулы. Через короткое время она сказала: «Они похожи на большие розовые спагетти, только розовый цвет более мягкий, чем раньше». Затем я попросил ее повторить процедуру, но уже для ног, забывая про руки, затем для области живота, забывая про остальные области, и все это сделать самой, уже без моих подсказок. Когда она выполняла эти инструкции, ее дыхание продолжало замедляться, у нее появились явные признаки физического расслабления. Примерно через 20 минут она открыла глаза (медленно с некоторым усилием) и сказала: «Это было интересно. Что дальше?» Я указал ей на то, что наше время истекло, что очень ее удивило.
На следующий сеанс, она пришла улыбаясь, что было значительным изменением по сравнению с ее прошлым визитом. Она сказала мне, что «думает», что стала менее напряженной за последнюю неделю, и что муж сказал, что она кажется более спокойной. Хотя у нее не было полной уверенности в том, что она стала менее напряженной, она была уверена, что стала спать гораздо лучше. (Она сейчас явно гораздо менее сильно сжимала зубы). Я попросил ее закрыть глаза, чтобы мы могли продолжить то, что уже начали. Как только она закрыла глаза, произошло почти одновременное замедление дыхания. Я велел ей выбрать одну область напряжения, чтобы почувствовать ее всю, получить картину этой области и посмотреть, изменилась ли картина. Через несколько минут она открыла глаза и сказала: «Ну, это все еще веревки с узлами, но узлы выглядят расслабленными». «Точно так же, как вы чувствовали»,– ответил я. Я попросил ее снова закрыть глаза и вызвать картину веревок с узлами и просигналить мне «да», подняв левую руку на несколько дюймов, что она и сделала. Затем я сказал: «Вы научились получать картину из ваших чувств. Теперь я хотел, чтобы вы продолжили ваше „обучение", получая чувство из картины. Попросите ту вашу часть личности, которая помнит как расслабляться… ТЕПЕРЬ… дать вам ясную картину ваших расслабленных мускулов. Когда вы выполните это, вы знаете, как просигналить „да".» Когда она дала сигнал (подняла левую руку на несколько дюймов), я сказал: «Теперь продолжайте на нее смотреть, в то время как ваша часть личности помогает вам ощущать расслабление, и эта часть просигналит вам „да", когда все будет готово. Вы можете удивиться, что когда вы просигналите „да", эта рука (тут я слегка коснулся ее левой руки) будет настолько расслабленной, что сможет свободно подняться до вашего лица. Должен признаться, что я понятия не имею, где ваша рука остановится напротив вашего лица и мне приходится предоставить вашей творческой части решить это за нас обоих». Через несколько минут она не только выглядела так, как будто была в «этом состоянии», но к тому же, ее левая рука начала медленно подниматься к лицу.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Шавасана (для Визуалов, Аудиалов, Кинестетиков)

Сообщение Березина »

prince55aNuri писал(а):Имеет ли смысл во время Шавасаны, визуалу, дополнительно к происходящему Сосредоточению на расслаблении, представлять Образы Частей Тела, а Аудиалу Вслушиваться в Голос?
Для визуалов лучше слушать шавасану и нидру с визуализацией. Они, в основном, стандартные. Стоит ли дополнительно визуализировать еще какие-то части тела или вслушиваться в голос? Не думаю, что стоит, скорее всего будет лишнее. Попробуйте, потом напишите, не напрягало ли вас это больше.
prince55aNuri писал(а):Так вот, по мере своей работы они заметили, что погружение человека наилучшим образом происходит в случае, опоры на ведущую репрезентативную систему человека. Аудиалу подбирается последовательность для сосредоточения из звуков, визуалу — образов, кинестетику - ощущений.
Возможно это правильный подход. Но, как правило, у человека смешанная репрезентативная система, иногда в большую степень визуала или кинестетика. Поэтому способ расслабления и методы подбираются опытным путем.
prince55aNuri писал(а):Также, из своего опыта я заметил, что когда я выполняю нидру или шавасану самостоятельно (без аудио записи) я отключаюсь намного легче, а голос начинает отвлекать от расслабления (я отношу себя к выраженным кинестетикам).
Или пример засыпания перед телевизором (моя мама выраженный визуал:))).
Считаю себя выраженным кинестетиком, но лучше расслабляюсь под аудидиктовку, меньше отвлекаюсь на посторонние мысли. Притом нидра с визуализацией идет тоже "На ура!".
Возможно здесь еще зависит от уровня усталости и состояния вашего организма на данный момент практики.
Засыпание перед телевизором немного из другой оперы. Попробуйте вашей маме вместо телевизора включить мягкую расслабляющую музыку. Эффект будет тот же, если не лучше.
Как правило люди вечером садятся перед телевизором после рабочего дня и плотного(или не очень) ужина. Конец дня, усталость накапливается. Отдых перед телевизором выбирается от неумения или незнания способа отдохнуть и расслабиться по-другому. Я не критикую вашу маму, просто объясняю почему она засыпает перед телевизором. Это не значит, что у нее визуальная репрезентативная система. Только и всего [:)]
А.В.
Ответить