Воспитание чувств

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Воспитание чувств.

Прежде всего замечать негатив. Мужчины к мужчинам, женщины к женщинам - соперничество, завистливое или пренебрежительное сравнение. К противоположному полу - оценка "стал(а) бы или нет", схемы захвата. Далее, неприязнь всех сортов и степеней по социальному, возрастному, ксенофобскому признаку.

Все это начать замечать - с одной стороны, а с другой - продумать и пробовать запускать схемы порождения альтернативных, хороших чувств, в основе это любовь, сострадание, сорадование и беспристрастность.

Скажем, для меня генеративная схема для любви (майтри) - это отношение к высшим животным, которых я склонен поглаживать и приговаривать: хороший, хороший. Впрочем ко многим растениям и даже предметам быта (лифтам, в частности) - похожее отношение. А вот компьютеры я склонен ругать, то есть чувства тут неважнецкие.

Эта схема была с успехом перенесена на толпу в метро, и от ворчания на этих людей я избавился.

Что делать, когда сознание захвачено негативом. Размышлять и убеждать себя, что это плохо -бессмысленно. Сфера мысли слишком эфемерна для негатива, клишты. Надо поймать ощущение в теле, соответствующее переживаемому негативу, и поставить на него внимание, убрав это внимание с клубка мыслей, озабоченно клохчущих вокруг мрачного облака негатива. Треугольник из перевёрнутого становится нормальным.

Когда в гуще событий, а не на диване, преобладание негатива становится очевидным, ум берет оторопь: а как бы это правильно чувствовать по отношению к этим всяким? И это очень приятно, так как при должном понимании есть в чем вырабатывать навык взамен опостылевшему негативу.

Для должного понимания рекомендую посмотреть 8-ю лекцию из Курса психотехник А.Парибка. Попозже выложу конспект этой лекции. )
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
halasAnna, Owl V
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

М.Свечников писал(а):Прежде всего замечать негатив
напоминает практику "Стережение органов чувств" [;] если на этом остановиться, как и рекомендует АВ, то захвата сознания негативными эмоциями просто не произойдет.
М.Свечников писал(а):Все это начать замечать - с одной стороны, а с другой - продумать и пробовать запускать схемы порождения альтернативных, хороших чувств, в основе это любовь, сострадание, сорадование и беспристрастность.
это уже больше психологический прием, искусственный. т.е. переключение негативной эмоции на положительную, позитивную.Натренировать себя на этот прием вполне можно)
А.В.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Обожаю академиков.
Есть разница между теоретическим пониманием и реализацией на практике. Между пониманием ЛЮБИТЬ НАДО и преобладанием хмурости и уныния.
Березина писал(а):
М.Свечников писал(а):Прежде всего замечать негатив
напоминает практику "Стережение органов чувств" [;] если на этом остановиться, как и рекомендует АВ, то захвата сознания негативными эмоциями просто не произойдет.
Верно, нам ведь это как два пальца об асфальт. ))) Гурджиев нервно курит в сторонке.
Вопрос: а если не устерег и ОНО все же выскочило? Что делать?
Березина писал(а):
М.Свечников писал(а):Все это начать замечать - с одной стороны, а с другой - продумать и пробовать запускать схемы порождения альтернативных, хороших чувств, в основе это любовь, сострадание, сорадование и беспристрастность.
это уже больше психологический прием, искусственный. т.е. переключение негативной эмоции на положительную, позитивную.Натренировать себя на этот прием вполне можно)
Ну да, тоже об асфальт. ))) Я ведь дальше написал, что это ох как трудно на практике - реализовать в чувствах новую схему, рожденную и даже продуманную в уме.

По Патанджали здесь отсылка к сутрам 1-33, а также к 2-й и 3-й главе, где говорится о важности практики противоположного негативу и майтри-дружелюбия. В третьей главе прямо говорится, что практика майтри и тд ДАЕТ СИЛУ, то есть - логически рассуждая - практика негатива (а он на практике преобладает, не так ли?) СИЛУ ОТНИМАЕТ.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
Парибок Андрей Вс.
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

М.Свечников писал(а): Я ведь дальше написал, что это ох как трудно на практике - реализовать в чувствах новую схему, рожденную и даже продуманную в уме.
трудно и первое и второе.
Но, попытаюсь объяснить, как понимаю(только чур не ругаться про отсутствие у меня связи мысли с делом)))
Заметить негативную эмоцию-это чисто йоговский прием. ПРОСТО заметить, ничего не делая.
Второе же-уже работа ума,ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ с одной эмоции на другую,усилие, в какой-то мере.
про академиков понравилось)
А.В.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Воспитание чувств в писательской среде:
[spoiler="Скрытый текст"] Однажды, в Мурашах, в Доме Творчества, дурак Рогожин публично отчитал Ойло за повышение голоса в столовой, да еще вдобавок прочитал ему мораль о нравственном облике советского писателя. Ойло выслушал все это с подозрительным смирением, а наутро на обширном сугробе прямо перед крыльцом дома появилась надпись: "Рогожин, я вас люблю!". Надпись эта была сделана желтой брызчатой струей, достаточно горячей, судя по глубине проникновения в сугроб.
Теперь, значит, представьте себе такую картину. Мужская половина обитателей Мурашей корчится от хохота. Ойло с каменным лицом расхаживает среди них и приговаривает: "Это, знаете ли, уже безнравственно. Писатели, знаете ли, так не поступают...". Женская половина брезгливо морщится и требует немедленно перекопать и закопать эту гадость. Вдоль надписи, как хищник в зоопарке, бегает взад и вперед Рогожин и никого к ней не подпускает до прибытия следственных органов. Следственные органы не спешат, зато кто-то услужливо делает для Рогожина (и для себя, конечно) несколько фотоснимков: надпись, Рогожин на фоне надписи, просто Рогожин и снова надпись. Рогожин отбирает у него кассету и мчит в Москву. Сорок пять минут на электричке, пустяк.
С кассетой в одном кармане и с обширным заявлением на Петеньку - в другом Рогожин устремляется в наш секретариат возбуждать персональное дело и диффамации. В фотолаборатории клуба ему в два счета изготавливают дюжину отпечатков, и их он с негодованием выбрасывает на стол перед Федором Михеичем. Кабинет Федора Михеича как раз в это время битком набит членами правления, собравшимися по поводу какого-то юбилея. Многие уже в курсе.
Стоит гогот. Фотографии разбегаются по рукам и в большинстве своем исчезают.
Федор Михеич с каменным лицом объявляет, что не видит в надписи никакой диффамации. Рогожин теряется лишь на секунду. Диффамация заключена в способе, каким произведена надпись, заявляет он. Федор Михеич с каменным лицом объявляет, что не видит никаких оснований обвинять именно Петра Скоробогатова. В ответ Рогожин требует графологической экспертизы. Все валятся друг на друга. Федор Михеич с каменным лицом выражает сомнение в действенности графологической экспертизы в данном конкретном случае. Рогожин, горячась, ссылается на данные криминалистической науки, утверждающей, якобы, будто свойства идеомоторики таковы, что почерк личности остается неизменным, чем бы личность не писала. Он пытается демонстрировать этот факт, взявши в зубы шариковую ручку, чтобы расписаться на бумагах перед Федором Михеичем, угрожает и вообще ведет себя безобразно.
В конце концов Федор Михеич вынужден уступить, и на место происшествия выезжает комиссия. Петенька Скоробогатов, прижатый к стене и уже слегка напуганный размахом событий, сознается, что надпись сделал именно он. "Но не так же, как вы думаете, пошляки! Да разве это в человеческих силах?"
Уже поздно. Вечер. Комиссия в полном составе стоит на крыльце. Сугроб еще днем перекопан и девственно чист. Петенька Скоробогатов медленно идет вдоль сугроба и, ловко орудуя пузатым заварочным чайником, выводит: "Рогожин, я к вам равнодушен!".
Удовлетворенная комиссия уезжает. Надпись остается.
(c) Стругацкие[/spoiler]
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение Березина »

М.Свечников писал(а):Воспитание чувств в писательской среде:...
В качестве примера и упражнения на переключение-недурно,Михаил [;]
А.В.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

чур не ругаться про отсутствие у меня связи мысли с делом
Интересно, что тут и дела-то нет в обычном смысле типа: мужик сказал - мужик сделал. Есть ВОСПИТАНИЕ - то есть заметил нечто и культивируешь его как состояние, как поле, как чувство. Культивируешь - то есть пробуешь сохранить и вызывать в разных условиях.
А дела нет, увы.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение vovka »

Физкультурой, Михаил нужно заниматься, физкультурой!)) А не практиковать активное фантазирование.)))
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Ну что ж, у меня демократия - дохлая мышь тоже имеет право на свое авторитетное мнение. )))
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение vovka »

Ну ладно-ладно, будем считать что отмахались.))
Если серьезно, у меня вопрос такой возник, хочется прицепиться к понятию ВОСПИТАНИЕ, я не совсем понимаю что конкретно вы под ним подразумеваете. Некий технологический цикл))
Мне кажется воспитание, должно включать в себя не только какие-то мыслительные конструкции, но скорее более обширный комлекс мер, что-то вроде внутренних актов о которых писал Мамардашвили.

[spoiler="Скрытый текст"]Значит – внутренний акт. То есть отличение устанавливается мною, оно не дано в вещах. Оно независимо от меня не существует. Тот, кто врет, говорит те же слова, что и тот, кто говорит правду. В словах правда не содержится и в этом смысле не может быть записана. Преметы лжи и истины одни и те же. И это внешне неуловимое отличие и есть внутренний акт. Но, поскольку мир его не совершает, его нельзя закрепить, сказать: это уже сделано и существует; как, скажем, можно запомнить, обозначить символом какую-то формулу и потом пользоваться только символом, не восстанавливая всего содержания. Я призываю вас совершать этот акт по отношению к тексту Пруста. Приведу маленькую цитату. Текст Пруста, поскольку он большой художник, очень красив, состоит из хорошо выбранных и хорошо связанных слов; есть непосредственная красота стиля, и она настолько доступна, что иногда именно поэтому мы не задумываемся над сказанным. Почти все слова многозначны, имеют глубину, в них есть какой-то отсвет. Пруст иногда сравнивает хороший стиль с бархатом (ткань, приятная на ощупь, и в то же время дает ощущение глубины ускользающей)[5]. Простая цитата – в романе фигурируют сестры бабушки героя (очень распространенный в Грузии тип женщин, чаще всего дворянского происхождения; то есть они принадлежали к сельскому дворянству, фактически разорившемуся, но в действительности, конечно, составляли костяк нации, который больше всего пострадал в годы революции; они были носителями просвещения, определенных норм морали, традиций). И Пруст говорит, что сестры бабушки думали, что детям всегда нужно показывать произведения, которые достойны того, чтобы ими восхищались. Им казалось, что эстетические качества подобны существующим материальным предметам (скажем, «красивое» – это материальное качество какого-то предмета, или «благородное», «возвышенное», «честное»; так же, как вы сейчас не можете не видеть меня, поскольку я – материальный предмет перед вами). И если мы попытаемся окружить ребенка такими предметами – хорошими книгами в том числе, то тем самым его образовываем.

И вдруг Пруст замечает: «Значит, они считали, что нельзя не увидеть эстетического качества (вместо «эстетического» подставьте любое другое: моральное, интеллектуальное), и они думали так, не понимая, что этого нельзя сделать (то есть увидеть) без того, чтобы не дать медленно вызреть в своей собственной душе эквиваленту этого качества»[6]. То есть совершить то, что я перед этим называл внутренним актом. Вот я сейчас занимаюсь, казалось бы, милой пустяковой фразой Пруста, но за этим стоит какая-то структура. Для Пруста человек не субъект воспитания, а субъект развития, который обречен на то, чтобы совершать внутренние акты на свой страх и риск, чтобы в душе его вызрели эквиваленты того, что внешне, казалось бы, уже существует в виде предметов или человеческих завоеваний. Так вот, людей можно якобы воспитывать, если окружить их, например, самыми великими и благородными мыслями человечества, выбитыми на скалах, изображенными на стенах домов в виде изречений, чтобы, куда человек ни посмотрел, всюду его взгляд наталкивался бы на великое изречение, и он тем самым формировался. Беда в том, что мы и к книгам часто относимся таким образом. Для Пруста же в книге не существует того содержания, с которым мы с вами должны вступить в контакт: оно может только возникнуть в зависимости от наших внутренних актов. Книга была для Пруста духовным инструментом, посредством которого можно (или нельзя) заглянуть в свою душу и в ней дать вызреть эквиваленту. А перенести из книги великие мысли или состояния в другого человека нельзя. То есть книга была частью жизни для Пруста. В каком смысле? Не в том смысле, что иногда на досуге мы читаем книги, а в том, что что-то фундаментальное происходит с нами, когда акт чтения вплетен в какую-то совокупность наших жизненных проявлений, жизненных поступков, в зависимости от того, как будет откристаллизовываться в понятную форму то, что с нами произошло, то, что мы испытали, что увидели, что нам сказано и что мы прочитали. И вот так мы и должны попытаться отнестись к тексту самого Пруста. Он позволяет нам это делать. Пруст говорил, что книги, в конце концов, не такие уж торжественные вещи, они не очень сильно отличаются от платья, которое можно кроить и так и этак, приспосабливая к своей фигуре[7]. Поэтому не надо стоять по стойке смирно перед книгами. Такова мысль Пруста.[/spoiler]
За это сообщение автора vovka поблагодарил:
Стрелок
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Термин ВОСПИТАНИЕ взят отсюда -
ИзображениеИзображение

Известно, что чувства (эмоции) довольно жестко привязаны к конкретным объектам (уж если не нравится, то не нравится). Умение произвольно отделять (абстрагировать) чувство от объекта (это раз) и переносить его на любые объекты (это два) - суть конкретная сиддха йоги. Вот и все внутренние акты по данной теме.

Культивировать таким образом предлагается именно хорошие, а не скверные чувства. Скверные же надо ЗАМЕЧАТЬ - сначала постфактум, а потом и на подходе, прогнозируя заранее, к чему ведет сиюсекундное развитие событий, и менять вектор (а вот не разозлюсь!). То есть в уравнение состояния сознания включаются уже не только "координаты", но и "скорости".
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
Свами Субаренда, halasAnna
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

vovka писал(а):Физкультурой, Михаил нужно заниматься, физкультурой!)) А не практиковать активное фантазирование.)))
Чувства отнюдь не фантазии, а уж если они меняются в лучшую сторону - сущий праздник.

Вот стою на светофоре и наблюдаю как зеленый уже зажегся, а водила таки едет и огибает уже двинувшуюся толпу... И вместо привычного "что ж ты творишь, гад" ловлю себя просто на озабоченности - провожаешь ситуацию взглядом и удовлетворенно вздыхаешь, что все обошлось нормально. И это произошло само собой, в силу того, что была проведена предварительная профилактическая работа по воспитанию чувств посредством ума.

Кстати, когда уже впал в отрицалово, то лучше не быть бесстрастным (ничего не делать), а посострадать себе (вернее, состоянию своего ума). Помогает, переключает с отрицалова. То есть мне плохо, и я себе сострадаю, переношу на образ самого себя знакомое мне чувство.

Наконец, отрицалово целиком можно отнести к Я ОЩУЩАЮ, а ЛССБ (любовь сострадание сорадование беспристрастность) - к Я ПЕРЕЖИВАЮ. И это две большие разницы для системы Я-ум-тело. Одно обыденное и низшее, другое высшее и светлое, вкусное и изысканное, в общем "ананасы в шампанском". ))

Чувства - это на стыке ума и тела, тело с его химией активно включены в ощущение. А мысли тело почти не затрагивают (особенно при расчетах), ну разве что при интеллектуальных чувствах, там тоже тонкая приятная химия тела, сладкие тонкие ощущения в теле.

Напоследок, вот еще хорошее упражнение, легко запускающееся из ума: поглядывать вокруг не настороженно, а С СИМПАТИЕЙ.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 2):
halasAnna, Алекс Йо
Рейтинг: 12.5%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение vovka »

Спасибо.
Очень интересно, нужно попробовать.)
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

А вот еще интересно:
Сидишь в метро и раглядываешь людей напротив, примечая возникающие чувства. Может оказаться, что ЧУВСТВ ВООБЩЕ НЕТ! И это отсутствие, прямо как дырка в полупроводнике, является важным элементом текущего мироощущения.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
halasAnna
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 11:12
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 97 раз
Поблагодарили: 87 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение halasAnna »

Удивительно, сегодня как раз размышляла на эту тему. Вернее, продолжила размышления в ответ на свой "афоризм": "Нас старят не годы, а наши эмоции, а, может, зависимости."
"Насколько мы своим эмоциям волю управлять даём..."- ответили мне.
"Ну, если уж они появились, то уж их даже лучше проявить, чем пытаться загнать куда-то. А вот не дать им возникнуть или укротить
их уже на уровне мысли - вот этого бы достичь!" - заключила я. [:)]
Михаил, мне почему-то кажется, что мысли с телом всё-таки связаны. Можно, конечно, бесстрастно думать о приятном или накручивать себя незаметно для окружающих, но это уж железная выдержка или тренировка нужна. А среднестатистическое лицо таки выдаст эмоциональную окраску мыслей, да и кулачки там зажатые... [:)]
halasAnna
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 23 сен 2010, 11:12
Откуда: Беларусь
Благодарил (а): 97 раз
Поблагодарили: 87 раз

Re: Воспитание чувств

Сообщение halasAnna »

Беру свои слова о связи мыслей и тела назад, она всё-таки идёт через обработку ума. Размышляя над конкретной ситуацией, увидела, что мысль сама по себе нейтральна, будучи же захвачена умом, который проверяет (любит он всё сортировать и ярлычки вешать) эмоциональное созвучие с уже думанным, если так можно выразиться, либо пережитым на опыте, она приобретает эмоциональную окраску, кстати, тело своим физическим состоянием на этот процесс влияет, похоже. И это же состояние, возможно, влияет на выуживание из потока, пристрастие к определенной мысли. Всё. Запуталась. Физкульт-Ура!
За это сообщение автора halasAnna поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Начинаю выкладывать конспект, как и обещал.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 8 КУРСА ПСИХОТЕХНИК - АНДРЕЙ ПАРИБОК (АВП)
(ГЕНЕРАЦИЯ АКТИВНЫХ ЧУВСТВ)

Конспект составил М. Свечников

Чем человек отличается от животного структурно и функционально? За счет языка он может думать, рассуждать, пользуясь знаками, то есть иметь дело с тем, чего сейчас нет, отвлекаясь от нынешней ситуации, строить планы в уме.
Животные этого не умеют, у них короткая память и нет обстоятельного долгосрочного обдумывания.
Мы можем многое делать в среде мыслей и воображения, тут у нас свобода. Например, можем мысленно сменить имидж АВП. )

Однако с чувствами дело обстоит не так, как с мыслями.
Чувства могут быть разные, от грубых, немногочисленных, привязанных к самочувствию – до утонченных, эстетических и даже интеллектуальных (например, у физиков и математиков).

Порождать чувства – в отличие от мыслей – люди не умеют. В некоторой степени этому обучают в школах актерского мастерства. Хотя, по мнению Чехова, нет более глупых людей, чем актеры. )

Йога позволяет получить свободу в области и мыслей, и чувств. Это важно, так как мысли и чувства – две стороны нашего (внутреннего) бытия. При этом (как правило) чувства следуют за текущей ситуацией, мысли же от нее убегают.

Йоги развивают только хорошие чувства.

Итак, упражнения (они есть и у Патанджали, и у буддистов).

Культивируются следующие чувства (санскрит):

майтрии - любовь
каруНаа - сострадание
мудитаа - сорадование
упекшаа – беспристрастность
(для краткости ЛССБ)

Имеется в виду любовь не эротическая, не патриотическая, а та, что испытывают здравомыслящие родители к своим детям, не балуя их и создавая им условия для развития.

Сорадование – радость тому, что другому хорошо.

Практиковать их следует ТОЛЬКО В КОМПЛЕКСЕ, иначе возможны нежелательные побочные эффекты.

Что служит объектами для этих чувств?

У йогов (Патанджали):
майтрии – любовь – к людям в хорошем состоянии
каруНаа – сострадание - к людям в плохом состоянии
мудитаа – сорадование - когда люди совершают хорошие поступки
упекшаа – беспристрастность - когда люди совершают плохие поступки

У буддистов:
майтрии – любовь – чувство нормальных родителей к людям и существам
каруНаа – сострадание – чувство непереносимости того, что другому плохо, из чего СЛЕДУЕТ ДЕЙСТВИЕ
мудитаа – сорадование – так же, как у Патанджали
упекшаа – беспристрастность – чувство добросовестного врача или преподавателя, который лечит (учит) всех, независимо от своего отношения; добросовестное выполнение долга

В норме этих чувств по отношению к ЛЮБОМУ объекту у людей не бывает, только у йогов. Йог может включать эти чувства как прожектор. Люди и объекты – приятные, неприятные – это как цвета, а прожектор как светофильтр создает АКТИВНОЕ, а не пассивное, чувство.

Для чего тренируют эти чувства?

Любовь тренируют для искоренения антипатии, враждебности.
Сострадание искореняет агрессию; к тем, кого жалко, агрессию проявлять невозможно.
Сорадование – чтобы искоренить зависть.
Беспристрастность позволяет избегать любимчиков, не быть несправедливым.

Тренировать их следует только ВМЕСТЕ, в комплексе!

Иначе:
-- только любовь превращается в привязанность, и мне плохо без предмета моей привязанности.
-- только сострадание (из-за акцента только на плохом) приводит к печали.
-- только сорадование дает благодушие, у людей «все путем».
-- только беспристрастность приводит к безучастности к людям и существам.

Увлекающиеся йогов склонны развивать сверхспособности, знание в ущерб хорошим отношениям. И это создает потолок развития, весьма далекий от Духа. Получает снисходительный мощный Демон.

Итак, если практиковать в комплексе, нежелательные побочные эффекты убираются. Это целая сфера чувств, сначала эти (ЛССБ), а потом и другие чувства, ибо их много.

Как тренировать (ЛССБ)?

Рассмотрим на примере любви.

Есть люди, 1) с которыми у нас теплые отношения, 2) которые нам безразличны, 3) которых мы не любим.

С кого начинать? … С любви к себе! Ведь образ самого себя мы то любим, то ругаем. Формула такая: пусть мне будет хорошо, просто так. Это лишь СОДЕРЖАНИЕ УМА. Потом поймать, разогреть ЧУВСТВО. И вот – я сам с собою примирился.

Затем распространять это чувство на других. Вокруг нас три ряда образов по трем типам людей (см. чуть выше), и вот я включаю прожектор чувства любви на 1) хороших, 2) тех, к которым равнодушен, 3) нелюбимых и противных.

Как тренировать сострадание?

Сначала к тем, кому заведомо хуже, чем нам. Потом поймать чувство и жалеть всех – и кому лучше, и даже тех, кто делает плохие дела.

У обычных людей включаются те аспекты чувств, которые уместны (шаблонны) по ситуации. Тренировка же позволяет свободно включать любые чувства в любой ситуации.

Например, можно потренироваться на образе очень богатого мажора. Включаешь сорадование (у человека все есть), сострадание (ведь обломится же!), беспристрастность (ну есть и есть).

Конец лекции.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарили (всего 3):
alexyoga, Парибок Андрей Вс., Алекс Йо
Рейтинг: 18.75%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Если замечаешь негатив (ну, например, чертыхаешься на неудобства набора на айпаде), то включаешь что из ЛССБ? И по отношению к кому?

Если чувствуешь себя мизераблем, обиженным другим мизераблем, какова будет у вас последовательность внутренних действий по очищению ситуации?
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Re: Воспитание чувств

Сообщение alexyoga »

Есть интересная книжечка, позволяющая через мысли работать с негативными эмоциями и отслеживать их.
Написал психиатр, но он честно пишет, что скомунидзил идею из буддизма.
Мне в свое время (да и сейчас тоже) она очень помогла.

Можно найти в тырнетах
Д. Бернс, Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Воспитание чувств

Сообщение М.Свечников »

Спасибо, друг.
Какие еще более конкретные мнения, о просветленные книжечками? )

Вот есть у меня дифференциальное уравнение, надо его решить. А мне говорят: почитайте Арнольда, дорогой коллега, там есть ответы на все ваши вопросы. Но мне не надо Арнольда, мне вот это уравнение бы решить!

Для ответа на вопросы, которые я задал, в этой теме достаточно информации. Без Арнольда )

Анна, вся надежда на Вас.
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Ответить