Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение М.Свечников »

Заделаемся буддистами и спроецируем на практику асан знаменитую буддийскую сутру. )
Сначала курсивом идет предложение оригинального текста, потом переложение ближе к практике асан.

Cутра сердца праджня-парамиты (в переводе Е.Торчинова)

Бодхисаттва Авалокитешвара во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты.
Практик хатха-йоги во время практики должен увидеть отсутствие выраженных ощущений.

Тогда он избавился от всех страданий, перейдя на другой берег.
Тогда все страдания отодвигаются, уходят из сознания на время практики.

Шарипутра! Чувственно воспринимаемое не отлично от пустоты.
О практик! твои ощущения должны быть фоновыми!

Пустота не отлична от чувственно воспринимаемого.
А фон дает преддверие чистого, свободного от колебаний, сознания.

Чувственно воспринимаемое — это и есть пустота.
Во время практики за твоими восприятиями стоит лишь чистое сознание без всяких затей.

Пустота — это и есть чувственно воспринимаемое.
Чистое сознание при этом может воспринять и самое себя.

Группы чувств, представлений, формирующих факторов и сознания так же точно таковы.
Все активные элементы бытия исчезают из восприятия на время практики.

Шарипутра! Для всех дхарм пустота — их сущностный признак.
Они становятся подобны неясным теням и лишаются ненужных наворотов.

Они не рождаются и не гибнут, не загрязняются и не очищаются, не увеличиваются и не уменьшаются.
Они после успешной практики воспринимаются такими какие есть.

Поэтому в пустоте нет группы чувственно воспринимаемого, нет групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания, нет способностей зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного и умственного восприятия, нет зримого, слышимого, обоняемого, ощущаемого вкусом, осязаемого и нет дхарм; нет ничего от сферы зрительного восприятия и до сферы умственного восприятия.
Поэтому в практике асан есть только фоновые ощущения, бесконечность и сосредоточение на ней. Все колебания сознания утихают.

Нет неведения и нет прекращения неведения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и пути, ведущего к прекращению страданий. Нет мудрости, и нет обретения, и нет ничего обретаемого.
Забывается поверхностное: кто ты, что ты и зачем ты. Осознается то же самое (кто ты...), но как глубокое и невыразимое.

По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия.
Поскольку практика создает прочное основание (совершенной мудрости), жизненные препятствия уже не выглядят непреодолимыми.

А поскольку отсутствуют препятствия, то отсутствует и страх.
В практике же нечего преодолевать, и потому не стоит бояться, что "не получится".

Они удалили и опрокинули все иллюзии и обрели окончательную нирвану.
Практика дает мощный заряд покоя.

Все Будды трех времен по причине опоры на праджня-парамиту обрели аннутара самьяк самбодхи.
В практике чистое сознание может воспринимать самое себя и создавать самосознание, внутреннее сознание, проникать в мир сознания.

Посему знай, что праджня-парамита — это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, наделенная истинной сутью, а не пустопорожняя. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты.
Поэтому есть простая формула пути: пробовать и не бояться!

Эта мантра гласит:
Эта формула также гласит:

Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!
Шел, шел, дошел, потом перешел, все понял, ура! слава!

Сутра сердца праджня-парамиты закончена.
Такова суть практики асан.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
halasAnna
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
tot
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 9 май 2007, 02:01

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение tot »

Я дико извиняюсь, но перевод Торчинова больше похож на вольный пересказ.
Как по мне больше этот похож на правду:

[spoiler="Скрытый текст"]"Так, я слышал, однажды Победитель среди великого религиозного братства Сангха, состоящего из Бхикшу и Бодхисаттв, на Пике Грифов, в Радж-Гриха, сидел погруженный в Самадхи, называемое Мудрым Озарением.

И в то же самое время Бодхисаттва, Великое Существо, Арьа Авалокитешвара, сидел, медитируя, над глубокой доктриной Праджна-Парамиты, что Пять Агрегатов имеют природу Пустоты.

Вслед за тем, внушенный силой Будды, преподобный Шари-Путра обратился к Бодхисаттве, Великому Существу, Аръя Авалокитешвара, так: «Как может какой-либо благороднорожденный человек, страстно желающий практиковать мудрые учения Праджна-Парамиты, постигнуть их!»

На это, будучи спрошенным, Бодхисаттва, Великое Существо, Арьа Авалокитешвара, ответил и сказал так сыну Шари-Двати:

«Шари-Путра, любой благороднорожденный человек, сын или дочь, страстно желающий практиковать мудрые учения Праджна-Парамиты, должен постигать их в следующем виде:

«Пять Агрегатов следует понимать как являющиеся естественно и всецело Пустотой».

«Формы есть Пустота, и Пустота есть Формы; ни Формы, ни Пустота неразделимы».

«Точно так же Восприятие, Ощущение, Воля и Сознание есть Пустота».

«Итак, Шари-Путра — все вещи являются Пустотой, без характеристик, Нерожденной, Беспрепятственной, Непомраченной, Незаполненной».

«Шари-Путра, будучи таковой, Пустота не имеет никакой формы, никакого восприятия, никакого ощущения, никакого хотения, никакого сознания; ни глаза, ни уха, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни осязания, ни качества».

«Где нет никакого глаза, не существует никакого желания»... «не существует никакого сознания желания».

«Не существует никакого Неведения; не существует никакого преодоления Неведения»... «не существует никакого разложения и никакой смерти»... «не существует никакого преодоления разложения и смерти».

«Точно так же не существует никакого страдания, не существует никакого зла, не существует никакого удаления, не существует никакого Пути, не существует никакой Мудрости, никакого достижения ни недостижения».

«Шари-Путра, таковым является это, ибо даже Бодхисатвы не имеют ничего, что нужно достигать, полагаясь на Праджна-Парамиту и оставаясь верной ей, не существует никакого умственного помрачения (Истины) и, следовательно, никакого страха; и, выйдя далеко за пределы ошибочных путей (или Доктрин), человек успешно достигает Нирваны».

«Все Будды, также те, которые пребывают в Трех Временах, достигли наивысшего, наичистейшего, и наиболее совершенного Состояния Будды, положившись на эту Праджна-Парамиту».

«Будучи таковой, Мантра Праджна-Парамиты, Мантра Великой Логики, Наивысшая Мантра, Мантра, которая делает человека равным Тому, которое не может быть уравнено, мантра, которая успокаивает всякое страдание и которая, не будучи ложной, узнается в качестве истинной, Мантра Праджна-Парамиты, теперь произносится:

Тадьахте гате гате пара-гате пара-сам-гате болж сва-ха
(«О Мудрость ушедшая, - ушедшая к Другому Берегу»)

«Шари-Путра, Бодхисаттва, Великое Существо должно понимать Праджна-Парамиту таким образом».

Затем Победитель встал из Самадхи и Бодхисаттве, Великому Существу, Арья Авалокитешваре, сказал; «Хорошо сказано, хорошо сказано, хорошо сказано».

И, выразив так одобрение (он добавил): «Это так, о Благороднорожденный, это так. Точно, как ты показал, мудрая Праджна-Парамита и должна пониматься. Татхагаты также удовлетворены (к тому же)."
[/spoiler]
За это сообщение автора tot поблагодарил:
halasAnna
Рейтинг: 6.25%
 
adept+
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 10 июл 2010, 21:11

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение adept+ »

"Бодхисаттва Авалокитешвара во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты.
Практик хатха-йоги во время практики должен увидеть отсутствие выраженных ощущений."

Михаил!
А "должен увидеть" это как может быть при "отсутствии выраженных ощущений"?
Или "видеть" это не ощущение?
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение Мифолог »

Все таки жаль, что так мало аутентичной литературы по классической йоге в отличие от других традиций... (((
А на санскрите Хридая-сутра звучит лучше всего:
http://www.youtube.com/watch?v=gobowY2lIqQ" onclick="window.open(this.href);return false;
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение М.Свечников »

adept+ писал(а):"Бодхисаттва Авалокитешвара во время осуществления глубокой праджня-парамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты.
Практик хатха-йоги во время практики должен увидеть отсутствие выраженных ощущений."

Михаил!
А "должен увидеть" это как может быть при "отсутствии выраженных ощущений"?
Или "видеть" это не ощущение?
О адепты! если проникаешь в сердцевину слов и вещей, то видишь, что они пусты, и эта пустота облекается в них лишь для того, чтобы донести до нас эту сердцевину. ))
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
adept+
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 10 июл 2010, 21:11

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение adept+ »

Я извиняюсь, не сразу понял,
Вы Михаил, наверно, ПОЛИМОРФИЗМ,
о котором поведали в теме «Мир идей В.В.Налимова»
http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?f=33&t=10912" onclick="window.open(this.href);return false; ,
перенесли с санскрита и на русский язык???
Т.е. теперь, используя ПОЛИМОРФИЗМ и для русского,
можно в высказывания вкладывать самые различные и даже противоположные смыслы??
Это очень удобно теперь для общения и пояснения происходящего в действительности.

Так, например, название книги ЙОГА ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ
может трактоваться, что йога не соединяет, а отсоединяет: -
отсоединяет от мира понятийного, феноменологического.
За это сообщение автора adept+ поблагодарил:
М.Свечников
Рейтинг: 6.25%
 
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение М.Свечников »

Истончение клеш.

Клеши: авидья, асмита, рага, двеша, абхинивеша (неведение иного, Я-чество, влечение, отвращение, страх смерти (=жажда жизни)).

Если начать истончать эту армаду качеств с асмиты (Я-чества), то быстро становится очевидной ее избыточность. В самом деле: процесс сидения вместо "я сижу", процесс делания (например, комплекса) вместо "я делаю", ощущение страха вместо "я боюсь", осознавание вместо "я сознаю"... Не "я старею", "я умираю", а просто старение с последующим умиранием.

Даже принятие решения ("я принимаю решение") вполне может обойтись без я, решение просто принимается. Так приятно быть безответственным! ))

И тогда остальные клеши тоже легчают: неведение вместо "я невежа", влечение вместо "я вожделею", отвращение вместо "я ненавижу", выживание вместо "я боюсь".

Это вещь чисто практическая, с ее практикой всякая свобода воли быстро обнаруживает свою иллюзорность, и видится лишь переменчивый поток дхарм вместе со всеми вритти (болезненными и неболезненными) и клешами. Весьма любопытно было бы обнаружить границы такого "безответственного" подхода.

Возможно, Я-чество полезно при запуске какого-либо процесса, при его освоении. К примеру, сейчас уже не "я провожу занятие", а "занятие проводится" (и никакого особенного Я в этом нет). Но если что-то идет не так, не привычно, Я снова включается... или это не Я? ))
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Парибок Андрей Вс.
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 25 ноя 2013, 15:37
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 3 раза

Re: Буддизм и практика йоги (Праджня-парамита сутра)

Сообщение Парибок Андрей Вс. »

tot писал(а):Я дико извиняюсь, но перевод Торчинова больше похож на вольный пересказ.
Как по мне больше этот похож на правду:

[spoiler="Скрытый текст"]"Так, я слышал, однажды Победитель среди великого религиозного братства Сангха, состоящего из Бхикшу и Бодхисаттв, на Пике Грифов, в Радж-Гриха, сидел погруженный в Самадхи, называемое Мудрым Озарением.

И в то же самое время Бодхисаттва, Великое Существо, Арьа Авалокитешвара, сидел, медитируя, над глубокой доктриной Праджна-Парамиты, что Пять Агрегатов имеют природу Пустоты.

Вслед за тем, внушенный силой Будды, преподобный Шари-Путра обратился к Бодхисаттве, Великому Существу, Аръя Авалокитешвара, так: «Как может какой-либо благороднорожденный человек, страстно желающий практиковать мудрые учения Праджна-Парамиты, постигнуть их!»

На это, будучи спрошенным, Бодхисаттва, Великое Существо, Арьа Авалокитешвара, ответил и сказал так сыну Шари-Двати:

«Шари-Путра, любой благороднорожденный человек, сын или дочь, страстно желающий практиковать мудрые учения Праджна-Парамиты, должен постигать их в следующем виде:

«Пять Агрегатов следует понимать как являющиеся естественно и всецело Пустотой».

«Формы есть Пустота, и Пустота есть Формы; ни Формы, ни Пустота неразделимы».

«Точно так же Восприятие, Ощущение, Воля и Сознание есть Пустота».

«Итак, Шари-Путра — все вещи являются Пустотой, без характеристик, Нерожденной, Беспрепятственной, Непомраченной, Незаполненной».

«Шари-Путра, будучи таковой, Пустота не имеет никакой формы, никакого восприятия, никакого ощущения, никакого хотения, никакого сознания; ни глаза, ни уха, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни осязания, ни качества».

«Где нет никакого глаза, не существует никакого желания»... «не существует никакого сознания желания».

«Не существует никакого Неведения; не существует никакого преодоления Неведения»... «не существует никакого разложения и никакой смерти»... «не существует никакого преодоления разложения и смерти».

«Точно так же не существует никакого страдания, не существует никакого зла, не существует никакого удаления, не существует никакого Пути, не существует никакой Мудрости, никакого достижения ни недостижения».

«Шари-Путра, таковым является это, ибо даже Бодхисатвы не имеют ничего, что нужно достигать, полагаясь на Праджна-Парамиту и оставаясь верной ей, не существует никакого умственного помрачения (Истины) и, следовательно, никакого страха; и, выйдя далеко за пределы ошибочных путей (или Доктрин), человек успешно достигает Нирваны».

«Все Будды, также те, которые пребывают в Трех Временах, достигли наивысшего, наичистейшего, и наиболее совершенного Состояния Будды, положившись на эту Праджна-Парамиту».

«Будучи таковой, Мантра Праджна-Парамиты, Мантра Великой Логики, Наивысшая Мантра, Мантра, которая делает человека равным Тому, которое не может быть уравнено, мантра, которая успокаивает всякое страдание и которая, не будучи ложной, узнается в качестве истинной, Мантра Праджна-Парамиты, теперь произносится:

Тадьахте гате гате пара-гате пара-сам-гате болж сва-ха
(«О Мудрость ушедшая, - ушедшая к Другому Берегу»)

«Шари-Путра, Бодхисаттва, Великое Существо должно понимать Праджна-Парамиту таким образом».

Затем Победитель встал из Самадхи и Бодхисаттве, Великому Существу, Арья Авалокитешваре, сказал; «Хорошо сказано, хорошо сказано, хорошо сказано».

И, выразив так одобрение (он добавил): «Это так, о Благороднорожденный, это так. Точно, как ты показал, мудрая Праджна-Парамита и должна пониматься. Татхагаты также удовлетворены (к тому же)."
[/spoiler]
Перевод Торчинова ближе. А в этом бессмысленные "агрегаты" и др. многочисленные недоработки
Ответить