Ребёфинг (холотропное дыхание): отзывы, сравнения с йогой .

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
adlibi
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 08:55

Сообщение adlibi »

Прошел 2 сеанса холотропного дыхания в сентябре 2011. В результате сделал вывод, что холотропное дыхание может принести не только пользу, но скорее вред. Более подробно написал это в статье - Холотропное дыхание – вред или польза?
Аватара пользователя
tapas
Сообщения: 1386
Зарегистрирован: 4 май 2011, 04:20
Откуда: рукав Ориона
Благодарил (а): 876 раз
Поблагодарили: 201 раз

Re:

Сообщение tapas »

Холотроп не полезен а скорее даже вреден, что объясняется несложными физиологическими механизмами... Хорошо, спорить не буду. Однако ИМХО для йога вероято имеет смысл иногда использовать и гипервентиляционные техники.
Следующая цитата из Грофа:

"Синхронные события особенно часты в жизни людей, которые в медитациях, психоделических сеансах, эмпирической терапии или спонтанных психодуховных кризисах переживают холотропные состояния сознания. Трансперсональные или перинатальные переживания часто связаны с необычными совпадениями. Например, когда мы в самоисследовании приближаемся к переживанию смерти эго, в нашей жизни сразу же накапливаются опасные ситуации и несчастные случаи. Я здесь имею в виду не только события, на которые мы сами каким-то образом повлияли, но и события, причиной которых явились другие люди или независимые факторы. Когда мы в своих внутренних процессах встречаемся со смертью эго и затем переживаем возрождение, то опасные жизненные ситуации, как правило, разрешаются таким же чудесным образом, как и возникли. По всей видимости, вместо буквального физического разрушения нам предоставляется альтернатива внутренней, психологической смерти."

вероятно может служить ответом на околоэзотерические опасности поджидающие классических йогов и выраженные например в вот такой вот цитате ВСБ:

"а дальше — с ума сойти! — твоя собственная сила перестаёт защищать тебя же от последствий её использования тобою. Люди, вещи и события приобретают опасную хрупкость, и тогда, чтобы не разрушить и себя, и окружающее, приходится резко ограничивать желания и потребности, что при нормальном ходе событий происходит как бы само по себе."
кто умер не умирая, тот умирая не умрёт/сиддхи для ситхов, кайвалья для джедаев;)
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re: Ребёфинг (холотропное дыхание): отзывы, сравнения с його

Сообщение «божий человек» »

Холотропное дыхание до сих пор практикуется в России, не запрещено. Пишутся даже диссертации на данную тему и издаются книги российских докторов-наркологов.
Почему, несмотря на негативные, якобы, последствия от такого дыхания на организм и сознание человека, нет внятного мнения от официальной медицины, Минздрава, ВОЗ?
Никто не в курсе, в чём здесь дело?
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Re: Ребёфинг (холотропное дыхание): отзывы, сравнения с його

Сообщение Calceteiro »

Здесь у Р. С. Минвалеева ссылки на английском от "официальной медицины".
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 844#100844" onclick="window.open(this.href);return false;
За это сообщение автора Calceteiro поблагодарил:
«божий человек»
Рейтинг: 6.25%
 
«божий человек»
Сообщения: 1574
Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
Благодарил (а): 1393 раза
Поблагодарили: 381 раз

Re:

Сообщение «божий человек» »

Виктор писал(а):сам я давно убедился: ребефинг годится только для молодых и здоровых, так же, как Аштанга-виньяса и прочие модификации пауэр-йоги. А что до людей проблемных, то мне довелось видеть такое оглушительное негативное воздействие, по сравнению с которым, Nataly, Ваш опыт - детский лепет. У невротиков и пограничников может конкретно так ухудшить состояние и обострить наличные проблемы - мама дорогая!
Как же данным методом лечат (отчасти) алкогольно-наркотическую зависимость в центрах реабилитации, там же сплошь, наверное, невротики и пограничники? По идее таким людям вообще данный метод должен быть категорически противопоказан, ан нет - применяют полным ходом... Там пофигу что ли врачам на негативные последствия от холотропки? Ни хрена не пойму... [no..]

Нарыл любопытную статейку о Грофе и такая она позитивно-красивая..., что невольно призадумаешься... А вдруг всё не так плачевно, как говорят некоторые...? [eg]
Холотропное дыхание: Метод Станислава Грофа (часть I):

Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века. Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики.
Станислава Грофа без преувеличения называют живым классиком, Фрейдом XXI века.
Он до сих пор лично ведет тренинги по всему миру и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет (а сейчас ему уже 87 стукнуло [oy] !!!).
На сеансах «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого — может, потому и выглядит так молодо?

О методе холотропного дыхания:

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей…
Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.
Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): это то, что он реализует на своём примере, — «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Согласно Горфу, «неистовый поиск себя» — проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу — сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции.
Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три способа: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение».
Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропным», то есть запредельным, в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным.
Термин «холотропный» образован от греческих корней holos, что значит «целое», и trepein, что значит «двигаться в направлении». Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности».
Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.).
В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом.
В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно, отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны.
Таким образом, третий метод — неконтролируемый, первый — нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.
Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет. Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута.
После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания, в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).
Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД — в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику.
Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал, который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.
Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие, что за «последней границей» человеческого сознания — сознанием эмбриона — не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью).
За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни. Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно — перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».
Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, — границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком — точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.
То есть получается, мы сами — изо всех сил — держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе. Человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы, намного большие, чем он может себе позволить! И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно.
Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того — шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили.
Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции, которая может быть полезна всем и каждому.
С точки зрения Станислова Гроффа, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу — ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. И он не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.
Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой.
Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы. Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности».
В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще — это чистая патология, форма душевного расстройства. Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель — дегенератом, а Гаутама Будда— поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение — как минимум стоял на грани безумия…
Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания, возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении. Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия, Коран, Тора, Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс — от транса религиозного.
Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?
Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода: ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека.
Но самое главное, что не устраивало Грофа, — сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке, хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов.
Постепенно он пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий — в том числе самого травматичного в жизни любого человека события — его собственного рождения — гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания.
Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически, даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет.
Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями.
Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий.
В частности, это активизация чакр, переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того — переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также существами из других вселенных...
В отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным.
Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».
Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа», тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.
Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала.
Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу…
То же и с глубинными исследованиями человеческой психики — при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он — человек.
К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть, как бы заново рождается.
Пережив и интегрировав (растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие — перинатальные — травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем…
Ему открывается бесконечность перспективы — которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…
В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем.
Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем. А Стэн Гроф — пожалуй, самый великий «психонавт» планеты — не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая, по сути, является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного.

Как любил повторять Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина — где-то там, на дне кроличьей норы.
В 2007 году Станиславу Грофу было присвоено звание почётного профессора МГУ. [oy]

А вот совсем другая статья о методе Грофа - очень не радужная (часть II):

Холотропное дыхание:

В 1993 году, газета "Советская Россия" напечатала статью «Дыхание смерти». В ней автор выражает свое скептическое отношение к методу «холотропное дыхание». (http://www.sovross.ru/old/1993/115/115_6_4.htm" onclick="window.open(this.href);return false;) С тех пор, критических публикаций о трансперсональной психологии на русском языке - раз два и обчелся.
Мои взгляды на холотропное дыхание основываются на личном опыте. Будучи еще студентом, я получил опыт «холотропа» (21 сессия). И в этих сессиях пережил, то, что некоторые называют «повторным проживанием процесса рождения». Однако это «повторное рождение» вовсе не воспринималось мною как «рождение». Это была галлюцинация что я - это змея, которая куда-то ползет.
И, все происходящее, было резко противоположно тому, как я рождался на самом деле, как по времени, так и по физическим проявлениям. И это заставляло задуматься, что же происходило на самом деле…
Во время холотропных сессий, нередки случаи, когда у «дышащих» возникает психоз - «перевоплощения» в какое-либо животное. Подобные нарушения восприятия и работы мозга описываются в психиатрии. (Психопатология. Жмуров В.А. http://www.psychiatry.ru/book_show.php? ... ticle_id=6" onclick="window.open(this.href);return false;). В большинстве случаев, после сессий «холотропа», у меня возникало состояние легкого «отупения». В основном, чувствовалась опустошенность, отсутствие каких-либо мыслей и невозможность на чем-либо сосредоточится. Иногда кружилась или болела голова. У некоторых появлялась высокая температура и возникала сильная головная боль. После некоторых дыхательных сессий была легкость и душевный подъем – похожие чувства возникают после бани или умеренных занятий спортом.
Считаю, что, несмотря на «повторное рождение», никакого позитивного влияния на меня и мою жизнь, эти сессии холотропного дыхания не оказали. Более того, полагаю, что многие чувства и образы, которые появлялись в процессе «холотропа» – это галлюцинаторные переживания, которые иногда, для их усиления, искусственно моделировались через психофизическое воздействие. «Холотропщики» утверждают что, специальная музыка «помогает войти» в определенные состояния. Однако если говорить более точно, то музыка вносит свой вклад в искусственное моделирование этих состояний. «Помогать» и «моделировать» - это все-таки разные вещи.
Важно отметить еще тот факт, что почти в любой группе найдется один, другой сверхвнушаемый человек, который может индуцировать свое психо-эмоциональное состояние на всю остальную часть группы. Люди с демонстративной структурой характера или ипохондрией – это золотая жила для подобных учений. Поскольку они очень внушаемы и обладают богатым воображением. Ко всему прочему, гипервентиляция сама по себе увеличивает внушаемость человека. (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Неврогенная гипервентиляция")
Можно также заметить, что чем «харизматичнее» ведущий группы, чем более он способен оказывать суггестивное воздействие на людей, тем более интенсивный «процесс» происходит. То есть, у людей возникают более яркие галлюцинации и т.п. Поэтому, полагаю что, по крайней мере, часть «необычных» явлений и искажения восприятия могут появляться по причине косвенного внушения.
Интересно, что у людей, которые, что называется «ни в черта, не в бога», реалистов и прагматиков - почти ничего сверхъестественного не происходило, кроме мышечных спазмов и невыраженной деперсонализации, которая возникает у любого человека при гипервентиляции…
Хотя, действительно, у некоторых и возникали воспоминания из глубокого прошлого, однако, во-первых, не факт что они истинные. А во-вторых, это вполне легко объясняется физиологическими причинами. Происходит торможение (точнее – угнетение) коры головного мозга, вследствие его недостаточного снабжения кровью и глюкозой. А поскольку нашей памятью заведуют более глубокие структуры мозга – так называемая лимбическая система, то вполне вероятно, что возбуждение, возникающее в этих областях, актуализирует те или иные воспоминания из прошлого человека.
Гипервентиляция вызывает снижение уровня углекислого газа в кровотоке, что в свою очередь делает кровь более щелочной. Это называется респираторным ощелачиванием или алкалозисом. Алколозис порождает онемение и покалывание пальцев рук и ног, губ, испарину, усиленное сердцебиение, звон в ушах; дрожь, чувство страха, паники и нереальности. Еще более энергичное «сверхдыхание» вызывает мускульные судороги, боли в груди, затрудненность дыхания и обмороки.
Ринад Минвалеев, к.б.н., доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета и заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института здоровья, говорит в одном из интервью: «Речь идет не о развитии мозга, а о его деградации, потому что гипервентиляция, происходящая во время сессии холотропного дыхания, ведет не просто к сужению мозгового кровотока, но и к гибели нервных клеток» (http://www.utro.ru/articles/2004/11/04/370147.shtml" onclick="window.open(this.href);return false;)
Ринад Минвалеев полагает, что все так называемые «трансперсональные переживания» во время холотропного дыхания вызываются недостаточным кровоснабжением головного мозга, поскольку из-за гипервентиляции из крови вымывается СО2. В ответ на удаление углекислого газа из организма происходит рефлекторное сужение сосудов головного мозга. При дефиците СО2 также уменьшается количество кислот в крови и затрудняется переход кислорода из крови к тканям мозга. Гипервентиляция, приводит к легкой форме эйфорического психоза, именно на этом, полагает Ринад, строится популярность холотропного дыхания и всей трансперсональной психологии.
Интересующимся этой темой, Ринад предлагает просто разобраться с термином гипервентиляция, например, по книге Вейн А.М., Молдовану И.В. "Неврогенная гипервентиляция" или по любому учебнику физиологии человека, где достаточно подробно рассматривается понятие гипервентиляции. И вы сможете сами убедится в галлюцинаторных основаниях так называемых "пренатальных матриц".
Отрывок из работы Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция":
«Одной из причин вегетативных нарушений часто является гипервентиляция нейрогенной природы. Известно, что любая стрессовая реакция сопровождается усилением дыхания. При повторных стрессах гипервентиляция закрепляется, изменяя дыхательный цикл. Став стабильной, она влечет за собой серьезные биохимические сдвиги: снижается СО2 в крови (гипокапния), происходит ощелачивание (алкалоз), возрастает тропность кислорода к гемоглобину (эффект Бора: при повышении рН - алкалозе, - захват кислорода в легких облегчается, но его отдача в тканях затрудняется, а при снижении рН - ацидозе, - наблюдается обратная реакция), возникает минеральный дисбаланс и др. В результате происходит снижение мозгового кровотока, возникает гипоксия мозга, а это усугубляет нарушение регуляции дыхания. Наиболее частым клиническим проявлением гипервентиляционного синдрома являются цефалгии и разнообразные вегетативные пароксизмы. Затем к ним присоединяются кардиальные проявления синдрома нейроциркуляторной дистонии, абдоминальные боли нейрогенной природы, мышечно-тонические расстройства и т.п.»
Под все эти физиологические проявления, возникающие во время гипервентиляции, «холотропщики» подводят произвольную теоретическую базу, изобилующую допущениями, переходящими порой в чистой воды фантазию. Например, некоторые трансперсональные психологи объясняют спазмы мышц во время гипервентиляции так - это «блоки и зажимы», на поддержание которых организм расходует огромное количество энергии. Если у людей возникает рвота, это часто объясняется тем, что они, мол, годами жили с «зажимами и блоками», и тут вдруг они «снялись» и т.д и т.п.
На самом деле, так называемые мышечные «блоки и зажимы» - это всего-навсего мышечные спазмы (тетании), которые возникают у большинства людей при длительной гипервентиляции. То есть, у этих мышечных спазмов не психологические, а физиологические основания. «Холотропщики» на эти аргументы возражают тем, что при последующих сессиях, выраженные мышечные спазмы у многих людей пропадают.
Однако они не договаривают вот что:
1) Происходит определенная тренировка (т.е. повышается устойчивость к гипервентиляции и к тем физиологическим изменениям, которые она вызывает)
2) Многие просто перестают слишком интенсивно и глубоко дышать, из-за усталости (переутомление грудных мышц и пр.).
3) Исследования электрической активности мышц при гипервентиляции показывают, что та или иная по выраженности судорожная готовность возникает всегда и у всех.
(Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция")
Еще один важный фактор, при гипервентиляции, которому не уделяют должного внимания «психологи из будущего» – это уровень сахара в крови.
Вот что пишут об этом Вейн А.М., и Молдовану И.В. изучавшие гипервентиляционный синдром:
«Интересен факт колебания уровня сознания у больных с ГВС в состоянии персистирующей гипервентиляции и в связи с изменениями уровня сахара крови. Последний определяет характер обмороков. После еды или в другое время, когда уровень сахара выше, клиническая симптоматика проявляется главным образом в ощущениях онемения, покалывания в конечностях. Во время дневных колебаний сахара крови симптоматика "смещается" на церебральный уровень - появляются головокружения, ощущение легкости в голове, липотомий, обмороки. У некоторых больных проявления ГВС и клинических колебаний зависело в большой степени от пищевого рациона. Во время голодных ("постных") дней учащались изменения со стороны сознания, во время "сытых" - преобладали парестезии и тетанические нарушения». (Вейн А.М., Молдовану И.В. "Неврогенная гипервентиляция")
Автор книги "АнтиМалахов" Фалеев А.В. полагает, что причиной галлюцинаций, во время холотропного дыхания, является повышенное давление в артериях легочного круга кровообращения: «Итак, давайте обратимся к этой категории людей - людей, имеющих повышенное количество дыхательных движений, но не достающих до астмы. Т.е. это люди, которые совершают от 18 до 25 дыхательных движений в минуту. Это еще не астма, но повышенное давление в артериях легочного круга кровообращения уже присутствует. И вот тут-то мы и столкнемся с эффектом галлюцинаций у таких людей при кислородном голодании (доктор М.Я.Жолондз, 2001г). Впервые этот эффект использовал Станислав Гроф, известный в США психолог. С помощью своего метода, основанного на быстром и поверхностном дыхании, которое он назвал холотропным, он быстро вводил пациента в состояние кислородного голодания. И только у этой категории людей, ярко выраженное кислородное голодание приводило к галлюцинациям. Именно поэтому Грофу был так необходим тщательный отбор пациентов - из всех пациентов, устремившихся к нему на курсы трансперсональной психологии, для подобных опытов подходили люди с небольшой гипертонией легочных артерий. Все остальные пациенты не получали и не могли получить галлюцинаций. Больше того, из-за постоянной опасности довести пациента до удушья, около каждого участника сеанса должна дежурить специально подготовленная медсестра, которая если возникнет необходимость, обеспечивает вывод пациента из состояния удушья.
На сеансах Грофа участники, имеющие повышенное давление в легочных артериях, входят в галлюцинаторные состояния. Это не имеет какого-нибудь лечебного или оздоровительного эффекта, это всего лишь говорит об одном факте - люди, побывавшие в галлюцинаторном состоянии, нуждаются в нормализации давления в легочных артериях».(Фалеев А.В. - "АнтиМалахов" >>)
Существует еще одна опасность, которая не афишируется ведущими холотропных сессий - это то, что продолжительная гипервентиляция может спровоцировать непроизвольное апноэ (остановку дыхания). И такие случаи, хоть и редко, но происходят во время сессий холотропного дыхания…
В медицине делались попытки использовать гипервентиляцию для коррекции внутричерепной гипертензии. Поскольку повышение сосудистого тонуса, при гипервентиляции, приводит к снижению объема крови в полости черепа и уменьшению ВЧД. (http://www.medlinks.ru/article.php?sid= ... ad&order=0" onclick="window.open(this.href);return false;)
«В ранних работах показано, что гипервентиляция может уменьшать ВЧД за счет вазоконстрикции и снижении объема крови в мозге (S.S. Kety, C.F. Schmidt, 1948; N. Lundberg et al., 1959). Были также установлены факты неврологического улучшения после проведения гипервентиляции (A. Bricolo et al., 1972). Существует и обратная сторона медали. Снижение кровенаполнения из-за повышения сосудистого тонуса может сопровождаться уменьшением церебрального кровотока, уже сниженного из-за отека мозга и сдавления сосудов. В связи с этим в современных исследованиях не удалось подтвердить положительные эффекты гипервентиляции, по крайней мере, при ее профилактическом применении. Применение гипервентиляции вызывало снижение насыщения гемоглобина кислородом в оттекающей от мозга крови и увеличение артериовенозной разницы по кислороду у здоровых, а также у больных с ЧМТ (S.P. Gopinath et al., 1994). Рандомизированное проспективное исследование I класса, посвященное изучению профилактического применения гипервентиляции при ЧМТ (J.P. Muizelaar et al., 1991), показало негативное воздействие данного метода лечения на отдаленные исходы повреждений мозга».
Общий вывод всех этих исследований таков: «…проблема безопасного использования гипервентиляции в настоящий момент далека от решения».
Вы не найдете ни одной статьи, достоверно раскрывающей механизмы позитивного влияния холотропного дыхания. Не говоря о том, что не велось серьезных исследований в плане вреда или пользы для затрагиваемых психических функций.
На сайте «психологов будущего» выложена статья Ю. Бубеева и В. Козлова «Экспериментальные психофизиологические и нейропсихологические исследования интенсивного дыхания» (http://www.apollina.ru/Library/Holotrop ... ozlov2.php" onclick="window.open(this.href);return false;)
В ней авторы, подобно паре насадок миксера, старательно взбивают псевдонаучный коктейль,
которому очень подошло бы название - «Галопом по Европам». Людям, заботящимся о своем здоровье, стоит лишний раз подумать, прежде чем употреблять подобные «коктейли».

Вы можете также сравнить, монографию Вейн А.М., Молдовану И.В. "Нейрогенная гипервентиляция" и статьи Ю. Бубеева и В. Козлова. Вейн А.М., и Молдовану И.В. приводят огромное количество ссылок на различных ученых и их эксперименты с гипервентиляцией. Все написано в подлинно научном стиле, непредвзято рассматривающем различные точки зрения. Без самоуверенно-нездоровых заявлений «перевернуть науку», на основании одного - двух исследований проведенных в нестрогих научных условиях.
Помимо всего вышенаписанного, у метода "холотропное дыхание" есть еще одна проблема - сам по себе катарсис не терапевтичен, без интеграции чувств и без когнитивного научения. Однако, некоторым, по-видимому, проще рассказывать сказки про самоинтеграцию и самоисцеление... Психотерапевт Ирвин Ялом о катарсисе: «То, что понял Фрейд, а впоследствии все психотерапевты динамического направления, так это то, что катарсиса недостаточно. В конце концов, мы испытываем эмоциональные переживания, иногда очень сильные, в течение всей нашей жизни и безо всяких последствий. Факты подтверждают этот вывод. Исследования Либермана, Ялома и Майлза и исследование Берзона ясно иллюстрируют пределы катарсиса, как такового». (http://www.psychol-ok.ru/lib/yalom/gp/gp_04.html" onclick="window.open(this.href);return false;)
Было бы интересно узнать, как именно С. Гроф пришел к тому, чтобы использовать гипервентиляцию вместо ЛСД, я не нашел об этом никакой информации. Научные факты о том, что гипервентиляция вызывает нарушения сознания, известны с начала ХХ века. Другое дело, никому не приходило в голову, намерено нарушать сознание человека и подводить под эти нарушения восприятия и сознания метафизические концепции, произвольно сдабривая их теориями из квантовой физики.
С. Гроф заявляет, что его наблюдения, полученные во время психоделических сеансов и сессий «холотропа», ставят под угрозу материалистические представления о человеческой психике и устройстве Вселенной, основанные на ньютновско-декартовской парадигме. Именно поэтому, считает С. Гроф, у значительной части академических кругов возникает «сопротивление» к его «открытиям». Теория А. Эйнштейна тоже ставила многое под «угрозу». Однако Эйнштейну, почему-то не понадобилось 30 лет потрясать своими наблюдениями и «угрожать» существующей науке…
Любые теории и взгляды имеют право на существование. Однако вряд ли стоит бездоказательно преувеличивать их научность и ценность. И уж совсем не стоит, активно применять неоднозначные методы, последствия и механизмы действия которых, плохо изучены и неясны. Здравомыслящему человеку и в голову не придет, утверждать, что наркотики дают духовный рост и «отвечают на все вопросы». А эффект от "холотропного дыхания" во многом схож с наркотической интоксикацией.

P.S.
17 апреля 2001, Губернатор Билл Оуэнс, штат Колорадо подписал принятый закон, который запрещает использование метода "ребефинг". Подобный закон был принят также и в Северной Каролине. Чашу терпения переполнила гибель 10-летней Candace Newmaker. Она умерла в апреле 2000 года, подвергаясь, так называемой "ребёфинг" терапии. Критики методов лечения, пытающихся воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов.

1) http://www.cnn.com/2001/LAW/04/17/rebirthing.ban" onclick="window.open(this.href);return false;
2) http://www.inclusiondaily.com/news/crime/newmaker.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Вот и думай теперь...
Ответить