Андрей Парибок о йоге

"Отовсюду обо всем или мировой экран", - как говорил Бендер о своих снах.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Гиганиц
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 27 мар 2012, 12:44
Откуда: СПб

Сообщение Гиганиц »

Там же 23 (на 7 апреля 2012) фрагмента его "Устных комментариев к Йога сутрам Патанджали" Звук чудовищный, но послушать будет на пользу всем. Там же ещё несколько фрагментов лекций.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

Спасибо!
Парибка послушать очень интересно, доходчиво и глубоко говорит.
Умнейший человек!
Последний раз редактировалось Мифолог 8 апр 2012, 12:53, всего редактировалось 1 раз.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Интересно местами. Но во многом как то трудно с ним согласиться... Например, определяе йогу как умение в уме моделировать обычную деятельность...
via negativa
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

Oleg L писал(а):Интересно местами. Но во многом как то трудно с ним согласиться... Например, определяет йогу как умение в уме моделировать обычную деятельность...
А чем не сампраджнята-самадхи? :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Очень интересно Парибок разложил пять вритти в крест, посередине которого викальпа, которая суть способность оперировать знаками (и образами) без опоры на форму. Это значительно обобщает определение викальпы как способности фантазировать и прогнозировать.
Центр этого креста - "викальпа" - может быть творческим элементом, тянущим всю конструкцию психических событий "вперед". С другой стороны та же конструкция толкается вперед потоком внешних восприятий (пратйакша).

Определение вритти как психических событий также весьма плодотворно.

Лингвистическое пояснение сварупы как собственной формы объекта. Тогда снимается двойственность возможного перевода: 1й вариант - утверждение в собственной форме зрящего - отпадает, а 2й вариант - утверждение зрящего (наблюдателя) в собственной форме объекта (без накруток своих психических событий, так как они ниродха, подавлены) - остается.

Перевод глагола чит (читта) как "выбирать"... ну не знаю, является ли способность выбирать квинтэссенцией сознания?

Слушаю дальше, я всего только 5 выпусков прослушал.
Последний раз редактировалось А.Смит 9 апр 2012, 18:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Если можно, ссылки киньте.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Начало: http://www.youtube.com/watch?v=sGESOtSEI2I
далее лучше по поиску в ютьюбе "Устный комментарий к Йога-сутрам Патанджали. ч.02", и потом части нумеруются 03 04 05...

Первая лекция - это полтора часа, выпуски 01-07.

Досмотрел 1ю лекцию.

Самадхи определяется как собранность (без всяких экзальтаций, что приятно).
Сампраджнята определяется как созерцание (из сутры 1-3), и раскладывается опять крестом на 1) витарку (тема созерцания) 2) вичару (содержание размышления на эту тему) 3) ананду (приятная штука созерцание!) 4) асмиту (Я есмь, самобытие). В центре креста само созерцание = сампраджнята (по Парибку).
Пуруша=Наблюдатель из сутры 1-2

В конце АВПарибок сказал: чтобы понимать Йога-сутры надо и практиковать, и размышлять, а комментаторы обычно выбирают что-то одно...
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Самое большое разочарование для меня - работы Дасгупты по йоге. Ознакомившись с ними я четко, хотя и с большим сожалением, засек два момента:
1). Дасгупта никогда НЕ практиковал йогу, он всего лишь - философ, то есть в лучшем случае сумел вникнуть в тему наполовину, а половинного понимания не существует;
2). Когда долгие годы я пытался врубиться в йогу умом и телом, то переработал чертову уйму разнокалиберной и разномастной информации. Не скажу, чтобы она была лишней, все это определенным образом (и в связи с практикой) проясняло технологию и ее воздействие. Но в итоге бесконечное информационное многообразие редуцируется ко второй шлоке главы первой - "Йога есть прекращение деятельности сознания", и сорок седьмой шлоке главы второй: "При прекращении усилия [и/или] сосредоточении на бесконечном асана достигается". Но БЕЗ практики этого не понять.
На самом деле все просто, как у Арсения Тарковского:

И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть,

Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды,
На сушу и речь.

И, хлеба земного
Отведав, прийти
В свечении слова
К началу пути.
ИМХО
Кстати, а Парибок о йоге рассуждает, или не только?
За это сообщение автора Виктор поблагодарил:
EWG
Рейтинг: 6.25%
 
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Он в первую очередь переводит сутры как санскритолог, плюс дает комментарии о том, как термины сутр понимаются в контексте индийской культуры и философии.

Что касается его практики, ничего не могу сказать. Он преподает психотехники в Институте психотехнологий (где также трудится Бахтияров). Выглядит вполне бодро в свои почти 60.

Со звуком ребята сильно не доработали, жаль, придется местами понимать по губам. ))
Ёршъ
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 156 раз

Сообщение Ёршъ »

А.Смит писал(а):Он преподает психотехники в Институте психотехнологий (где также трудится Бахтияров). Выглядит вполне бодро в свои почти 60.
Бахтияров с большим уважением отзывается о Парибке. Рассказывал историю о том, что как-то "нарыл" в практике работы с сознанием какую-то "фишку", описание которой до этого нигде не встречал. Ну пошел советоваться к Парибку )) Тот послушал, сделал круглые глаза и спросил, где то мог об этом прочесть, поскольку тот единственный санскритский трактат (будем считать единственный известный Парибку с этим описанием), в котором было описание этой штуки никогда не переводился на английский ))
Такая вот история из, так сказать, вторых уст.
Гиганиц
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 27 мар 2012, 12:44
Откуда: СПб

Сообщение Гиганиц »

Андрей Парибок - не хатха-йог, это видно.Но практикует что-нибудь медитативное, это тоже видно. Кстати, кто что думает о том, почему Патанджали упоминает о сосредоточении сознания в асане на "бесконечном", которое функционально (достижение ЧВН) равно "прекращению усилия"? Очевидно,что бесконечное "открывается" в асане,а не привносится в асану как мысль практика о бесконечном. При каких условиях "возникает" бесконечность в асане, и она бесконечность ЧЕГО? Думаю, почитать ответы будет ну ооочень интересно.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

Согласен, что по крайней мере сидячие медитативные асаны ему не чужды, так как старается держать спину ровной.
В 90-х и в начале 2000-ых он бы практиком Дзогчен в традиции Намхая Норбу Ринпоче и занимал даже какое-то положение в Дзогчен-общине. Как сейчас - не знаю.
По моему внутреннему ощущению, его глубокие и в то же время не выглядящие формальными знания не могут быть не подкреплены практикой, но скорее это не асаны, а медитативные психотехники близкие к йоге...
Проявления детской непосредственности также весьма подкупают :)
Ёршъ
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 156 раз

Сообщение Ёршъ »

Гиганиц писал(а):Андрей Парибок - не хатха-йог, это видно.Но практикует что-нибудь медитативное, это тоже видно. Кстати, кто что думает о том, почему Патанджали упоминает о сосредоточении сознания в асане на "бесконечном", которое функционально (достижение ЧВН) равно "прекращению усилия"? Очевидно,что бесконечное "открывается" в асане,а не привносится в асану как мысль практика о бесконечном. При каких условиях "возникает" бесконечность в асане, и она бесконечность ЧЕГО? Думаю, почитать ответы будет ну ооочень интересно.
С неподвижностью все более-менее понятно. Внешняя неподвижность в конечном итоге может привести (но не обязательно приводит) неподвижности ума.
Сосредоточение на бесконечном в асане... Хороший вопрос. Если это то, о чем я думаю, то я бы это описал как выход на тотальную бесформенность (из которой, кстати, затем можно творить любые формы, не будучи "извне" ими обусловленным), которая достигается посредством деконцентрации внимания сначала по соматическим ощущениям, с последующим расширением устойчивой ДКВ на "пространство ума" и достижением устойчивой бесформенности.
Есть какие-то другие варианты описания "бесконечного", кроме как через бесформенность? Может быть можно использовать термин "пустота"? Но во-первых мне он кажется более заезженным и скомпроментированным чем "бесфоменность", а во-вторых, весьма вероятно, что оба этих термина описывают один и тот же феномен.
Есть еще вариант сосредоточиться на том, что вне видимого пространства (за ним). Это уже несколько иное, нежели бесформенность-пустота, но этот вариант мне представляется менее вероятным, поскольку привносит в асану некую искусственность. Но с другой стороны, ведь не зря используется слово "сосредоточение"...
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Буддийское что-то практикует. Визуализации какие-то. Йога как "тренировка в уме" это оттуда :lol:
Однако местами красиво сформулировал. Крест психической деятельности время vs реальность - красиво. Сиддха=избыточность - тоже.
Такими темпами он до конца не скоро доберётся. Кто там это выкладывает? Если читаешь - продолжай! Интересно.
Ринад, колитесь. Коментарии до конца записали или ещё в процессе?
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

Йога - это и есть работа с сознанием, физическая сторона йоги - не более чем подтягивание на перекладине при подготовке диверсантов: подтягивайся, не подтягивайся - диверсантом не станешь. В йоге то же самое - можно заимствовать отдельные физические приемы, улучшать свое здоровье, но к развитию нашего сознания это не имеет никакого отношения. В каком-то смысле йога - это работа против тех сил, которые тащат нас в сторону все большей дифференцировки наших функций, все большему удалению от реальности, ко все большей специализации нас как индивидуумов в этом мире и, в конечном счете, к смерти. Причем не только к смерти телесной, но и к омертвлению своего сознания, становящемуся все более механическим. Йога - это движение против этих сил.

Йога возникла как ответ на замутнение сознания. Второй афоризм Йога-сутры Патанджали можно перевести и так: йога есть растворение смутности сознания. Был же в истории период, когда сознание людей было ясным. И этот период задал для нас высокую планку земного сознания. А что такое ясное сознание? Это состояние, в котором человек видит мир таким, каков он есть на самом деле, без искажений. Есть множество факторов, искажающих мир. И один из них - организация наших органов чувств. Поэтому мы ясно видим мир лишь тогда, когда воспринимаем его сознанием в целом - сознанием, не дифференцированным ни работой органов восприятия, ни нашими предвзятыми идеями об устройстве мира.

Реальность в целом мы можем почувствовать только лишь всем сознанием сразу - фундаментальным сознанием, из которого проистекает наш высокодифференцированный ум. Йога - это развитие сознания в целом. Не только йога, многочисленные буддистские практики, которые, казалось бы, находятся в оппозиции Санкхье - философской основе йоги - несмотря на вероисповедную вражду используют близкие техники и направлены к сходным целям.

(Интервью с Олегом Бахтияровым в журнале YОГА №5, 2006 г.)
http://www.psychotechnology.ru/publication/item14.html
А.В.
Аватара пользователя
Березина
Преподаватель Школы
Сообщения: 4841
Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
Благодарил (а): 1350 раз
Поблагодарили: 1265 раз

Сообщение Березина »

d123 писал(а):... Эдакий срез истории поколения.
Ну это вы правильно уловили...срез истории поколения российской Саньясы 8)
А.В.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Прочитал статейку. Не знаю, почему у Бахтиярова такой авторитет, но после этой статьи я без проверки не поверю не одному его слову. Словоплет.
Иногда интересно наблюдать за людьми, у которых ложь превратилась в этакий профессиональный инструмент для заработка, саморекламы, создания некоего ореола таинственности...
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Вот еще один красивый крест от Парибка (сутра 1-20, схема деятельности ВООБЩЕ, выпуски 10-11):

вертикаль (содержательный аспект, должная пропорция знания и готовности к действию (веры)):
праджньаа (полное понимание) - шьраддха (вера, готовность совершить неочевидное действие)
горизонталь (процессуальность, должная пропорция силы и точности):
вирйа (сила) - самадхи (собранность, точность)
центр слежения: смрити (память)

И в этом нас долго тренирует жизнь )

Надо думать впереди у нас крест клеш, крест ям и крест ниям...
Гиганиц
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 27 мар 2012, 12:44
Откуда: СПб

Сообщение Гиганиц »

Не о том идёт речь, не о том! Челом надо бить всем порталом Андрею Парибку, чтобы книжку написал! "Классическая йога" Е П Островской и В И Рудого издана в 1992 г. Теперь выяснилось, что есть что добавить! И есть кому! 23 имеющихся фрагмента "Устных комментариев..." я посмотрел сразу, как обнаружил, 7 апреля, а "звукооператора" черти на том свете еще припекут!
Ответить