Сутры Патанджали. Читта вритти.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

IgorVar писал(а):...у меня возник вопрос, на который не смог найти здесь (на форуме) ответа и касается он пресловутой "читты". Я не могу понять - когда Патанджали говорил о "читте", то он (и, возможно, индийская философия того времени) считал читту чем-то индивидуальным, специфично присущим конкретному человеку или он подразумевал некую общую структуру?
Читта - в данном случае это сознание, но не сознание вообще, а его текущее состояние, точнее его текущие содержания. Т.е. это сознание индивидуума в данном момент, а не вчера или год назад. Естественно, что содержания сознания, т.е наши психические события, у каждого свои, а не общие. Парибок, например, переводит читта как "для-кого-то-свое-сознание".
Неполный истец
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 9 фев 2012, 10:41
Благодарил (а): 54 раза
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Неполный истец »

Я не могу понять - когда Патанджали говорил о "читте", то он (и, возможно, индийская философия того времени) считал читту чем-то индивидуальным, специфично присущим конкретному человеку или он подразумевал некую общую структуру?
Стопроцентно утверждать, что подразумевал П., когда писал "читта" (коллективное или частное), наверное, нельзя.
И, наверное, это не так важно.
Зато, мне кажется, все чувствовали состояние взвинченности - "вритти", личное (и передающееся окружению), или получаемое извне.
Далее предложен шаг - "ниродха", прекратить порождать возмущения прежде всего в себе. Что произойдет потом, акцента в тексте, кажется, нет (но ощущение, что состояние передается вовне, возникает).
Каждый чётко ощущает себя обособленным, но при желании посмотреть глубже можно увидеть, что всё взаимосвязанно.
Работая со своим состоянием, без желания воздействовать на окружающее, такое воздействие, наверняка, происходит.
IgorVar
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 02:09
Откуда: Magnitogorsk

Сообщение IgorVar »

Эх, писал, писал каждому ответ и случайно все удалил :-( Да и Бог с ним. Допустим, читта у каждого своя. А можно привычки считать вритти? Ведь любая привычка когда-то была осознанным действием, т.е. осмысленным, мыслью, т.е. подпадала под описание вритти. Потом, например, я начинаю делать что-либо почти автоматически, но мыслительный процесс этот все равно же продолжается, только я его уже не осознаю? Если же привычки - это не вритти, то что?
IgorVar
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 13 дек 2010, 02:09
Откуда: Magnitogorsk

Сообщение IgorVar »

Васаны?

4-8 татас-тад-випАка-анугуНАнАм эва-абхивйактир-вАсанАнАм
Ну, не знаю.

Скорее самскары...
Может быть я пытаюсь не с того боку, но читая Сутры, я почему-то все время ищу аналогии - из психологии ли (посознание, сознание, комплексы) или, реже, из философии. И читта вритти я воспринимаю не только как некие Мысли (т.е. те, которые я в настоящий момент могу осознавать), но и мысли, т.е. плавающие где-то ниже ватерлинии. Всякие привычки, в том числе привычные размышления, привычные реакции, комплексы, в конце концов. Все это как бы застывшие вритти, или самскары. Так я понимаю. И их постепенное обнажение посредством практики и отстраненности - суть осознание вытесненного и избавление от привычек.
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

IgorVar писал(а): Если же привычки - это не вритти, то что?
Привычки - это проявления санскар, т.е. предрасположенностей к тем или иным действиям, которые в свою очередь сформировались в результате более ранних действий, в том числе и в прошлых жизнях.
По большому счету почти все наши действия являются в той или иной мере привычками или со временем становятся ими. Очевидно, что вритти в этом смысле тоже привычки...
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

IgorVar писал(а):Скорее самскары...

...И их постепенное обнажение посредством практики и отстраненности - суть осознание вытесненного и избавление от привычек.
Где-то так. Или еще говорится, что зерна привычек (санскары) прокаливаются практикой и не дают всходов, т.е. привычных действий и содержаний сознания...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Именно (сатйам-сатйам). Внимание, сознание, восприятие - зернисты, крупны, блочны, стереотипны. Практика стирает помаленьку их безусловное доминирование, шлифует, утончает, включая вновь континуальную, медитативную, безразличную (то есть без иерархии смыслов) компоненту, собственно присущую нам с детства. А что там говорил знающий человек? пока не станете как дети не войдете... и т.д. Причем оперирование блоками утрачивать не надо (не впадать в детство), а развивать в себе "корпускулярно-волновой дуализм".
Аватара пользователя
Мифолог
Сообщения: 875
Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
Откуда: Ничейная земля
Благодарил (а): 271 раз
Поблагодарили: 300 раз

Сообщение Мифолог »

А.Смит писал(а): Причем оперирование блоками утрачивать не надо (не впадать в детство), а развивать в себе "корпускулярно-волновой дуализм".
Еще как бы сдвигаются полюса - ты оперируешь блоками, а не блоки тобой )
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

у Патанджали концентрация на объкте, схватывание "глыбы" умом, перетекает в медитацию, характеризуемую как раз включением континуальной компоненты внимания - начинает замечаться фон деконцентрации, бесформенные струи песка вокруг глыбы...
всегда ли в конкретном сознании присутствует возможность регистрации песка?...
и что тогда в метафоре Сада Камней - патанджалиевское самадхи?
Ответить