Йога vs Жизненный опыт

Одной из основных задач для лиц, начинающих практиковать йогу, является принятие альтернативного привычному подхода к работе со своим телом. Не нужно терпеть боль, дискомфорт, тянуться, стремиться, стараться, напротив – важно оставаться в зоне комфорта. «Как же так?» - возмущаемся мы: «Откуда же для тела возьмется результат, если мы раз за разом не будем себя хоть чуть-чуть преодолевать?» Действительно! Тренировочный принцип «до предела и ещё чуть-чуть», усталость после тренировки, болезненные ощущения в теле на следующий день – всё это неотъемлемые спутники работы с телом в восприятии подавляющего большинства из нас. При этом подобное представления полностью корреспондируются с общими нашими жизненными установками. «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» — чем большие усилий приложишь, тем лучше будет результат. По этой причине «трудовой» подход в работе с телом не вызывает в нас сопротивления и представляется вполне логичными, оправданным и уместным, а главное — знакомым.

Другое дело, когда мы слышим на занятии по йоге: «Не старайтесь, делайте так, чтобы не было неприятных ощущений». Как так? А смысл? Это идет вразрез с принципами, на которых базируется наше привычное представление о работе с телом. Да что там с телом — это противоречит всему жизненному опыту! Практика йоги, отвечающая принципам ненасилия (ахимса), фактически бросает вызов нашему сформировавшемуся мировосприятию с его привычкой максимально «вкладываться» для достижения желаемого результата, с его потребностью ощущать мгновенную отдачу, незамедлительный эффект от приложенных усилий. В результате новичок часто ищет йогу в свете фонаря жизненного опыта. Иногда даже так увлекается, что как будто находит =)

И можно сколько угодно объяснять человеку, что в йоге мы не ставим задачу максимально проработать тело, а лишь создаем для этого условия, что основной эффект в йоге – это не гибкость, а умение усмирить и остановить бурление мыслей в голове (а остальное – производные от этого); что тело – лишь инструмент, аттрактор нашего внимания, позволяющий создать доминанту, связанную с настоящим, с ощущениями тела, а не мыслями о прошлом и будущем – однако все эти разговоры приводят к пониманию лишь через определенный период самостоятельной регулярной практики. Тогда всё сказанное становится не только услышанным, но и действительно понятым и естественным. А до этого момента каждый из нас упорно тяготеет к уже сформированным жизнью установкам и схемам, перенося их (что вполне естественно) и в йогу.